trudprofsoyuz

Республика Узбекистан в 1992 году стала полноправным членом МОТ. До настоящего времени Узбекистан ратифицировал 14 конвенций МОТ, в том числе все восемь основополагающих и одна приоритетная (Конвенция 122 о политике в области занятости).

Следует отметить, что в республике сложилась своя особая практика имплементации международных трудовых стандартов, в рамках которой предварительно проводится совершенствование нормативно-правовой базы с целью проведения ее соответствие требованиям той или иной Конвенции МОТ и только после этого проводится ратификация.

В соответствии со ст.10 Трудового кодекса Республики Узбекистан, если ратифицированной Узбекистаном конвенцией Международной Организации Труда установлены более льготные для работников правила по сравнению с законодательными или иными нормативными актами о труде Республики Узбекистан, то применяются правила Конвенции. Правила ратифицированных Узбекистаном Конвенций Международной Организации Труда применяются и в тех случаях, когда трудовые отношения прямо не урегулированы законодательством.

В республике систематически принимаются национальные планы действий по реализации конвенций МОТ, включающие конкретные мероприятия по следующим направлениям:

• совершенствование национального законодательства в соответствии с ратифицированными конвенциями МОТ;

• выполнение ратифицированных конвенций МОТ по вопросам принудительного и детского труда;

• взаимодействие, разработка и реализация программ сотрудничества с МОТ;

• наращивание потенциала социальных партнеров МОТ в Республике Узбекистан;

• информационно-разъяснительная работа по вопросам реализации ратифицированных конвенций МОТ.

Несмотря на это, на протяжении долгих лет Узбекистан имел весьма непростые отношения с МОТ, вызванные, прежде всего недопониманием и недооценкой проблем, связанных с рисками детского и принудительного труда, особенно в сельском хозяйстве.

Ситуация кардинально изменилась в 2016 году, когда об этих проблемах стали говорить открыто на самом высоком уровне и была проявлена политическая воля к их преодолению.

Совершенно новые горизонты во взаимоотношениях между МОТ и Узбекистаном обозначились после исторического доклада Президента Ш.М.Мирзиёева на 72-сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

По указанию Президента страны, в период хлопкоуборочных кампаний 2017-2018 годов был открыт широкий доступ на хлопковые поля для представителей международных организаций и местных правозащитников, которые сделали однозначный вывод о полном искоренении детского труда и принятии действенных и жестких мер против принудительного труда при сборе хлопка.

Как отмечают эксперты МОТ, ключевую роль в борьбе против детского и принудительного труда в республике играет Федерация профсоюзов Узбекистана, которая взаимодействует с МОТ по следующим направлениям:

повышение потенциала работников министерств, ведомств, ННО и фермеров;

информационно-разъяснительная кампания;

международный мониторинг реализации конвенций по детскому и принудительному труду;

национальный мониторинг детского и принудительного труда в хлопководстве;

механизм обратной связи с населением;

доведение до сведения мировой общественности результатов работы по искоренению детского и принудительного труда;

взаимодействие с местными правозащитниками.

Сегодня сотрудничество между Узбекистаном и Международной организацией труда носит поступательный характер и основывается на совместно подписанной Страновой программе достойного труда (СПДТ) на 2017-2020 годы.

Ярким подтверждением понимания значимости выполненной республикой принятых обязательств в рамках ратифицированных конвенций МОТ 13 декабря 2018 года в Федерации профсоюзов Узбекистана состоялась историческая встреча профсоюзного актива республики с Генеральным директором Международной организации труда (МОТ) Гаем Райдером.

На встрече Гай Райдер в своем выступлении отметил, что МОТ помогает продвигать справедливость и сохранять мир на планете. Работа МОТ зависит от профсоюзов.

Он отметил, что Узбекистан продемонстрировал международному сообществу свою открытость, высокую приверженность и выполнению принятых обязательств в рамках ратифицированных конвенций МОТ. Работа республики в данном направлении может служить достойным примером для других стран, в особенности, для государств Центральной Азии. Была выражена твердая решимость усилить партнерство между МОТ и Узбекистаном.

Исходя из перспектив дальнейшего укрепления сотрудничества и оказания технической помощи со стороны Международной организации труда в республике разработаны предложения по осуществлению мероприятий для включения в План практических действий “Дорожная карта”.

Национальное законодательство и правоприменительная практика Республики Узбекистан практически соответствуют принципам ратифицированных конвенций МОТ.

Минимальный возраст для приема на работу. Согласно ст.77 Трудового кодекса прием на работу в соответствии с законодательством допускается с шестнадцати лет. Допускается прием на работу учащихся общеобразовательных школ, средних специальных, профессиональных учебных заведений для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и нравственному развитию, не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время — по достижении ими пятнадцатилетнего возраста с письменного согласия одного из родителей или одного из лиц, заменяющих родителей. Трудовой кодекс Республики Узбекистан содержит ряд норм, направленных на охрану труда несовершеннолетних, предоставление им льгот и привилегий.

В Законе Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребенка», принятом в 2007 году, установлено, что ребенком является лицо в возрасте до 18 лет.

Во всех коллективных договорах и соглашениях содержатся нормы о соблюдении минимального возраста приема на работу.

Искоренение наихудших форм детского труда. В соответствии со ст. 241 Трудового кодекса Республики Узбекистан запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет на работах с неблагоприятными условиями труда, подземных и иных работах, которые могут повредить здоровью, безопасности или нравственности этой категории работников. Не допускается подъём и перемещение лицами моложе восемнадцати лет тяжестей, превышающих установленные нормы.

Исходя из этих требований разработаны и реализуются:

• «Список работ с неблагоприятными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» ;

• Нормы подъема и перемещения тяжестей для лиц моложе восемнадцати лет

Статьей 49 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности предусмотрено наложение штрафа на граждан от пяти до десяти минимальных размеров заработной платы за использование труда несовершеннолетнего на работах, которые могут причинить вред его здоровью, безопасности или нравственности.

В национальном законодательстве предусмотрено уголовное наказание за использование, вербовку или предложение ребенка для занятия проституцией, для производства порнографической продукции или для порнографических представлений.

В Республике Узбекистан практически отсутствуют такие наихудшие формы детского труда, как рабство, торговля детьми, вербовка детей для использования в вооруженных конфликтах, детская проституция, использование детей для распространения порнографии и наркотиков.

С 2013 года функционирует Координационный совет по вопросам детского труда в Республике Узбекистан, возглавляемый председателем Совета Федерации профсоюзов. В его состав вошли руководители министерств занятости и трудовых отношений, иностранных дел, внутренних дел, народного образования, высшего и среднего специального образования, здравоохранения, Торгово-промышленной палаты, Национального Центра по правам человека, Комитета женщин, Союза молодежи, Совета фермеров, Благотворительного фонда «Махалла» и др.

Координационный совет как общественный орган, сформированный на постоянно действующей основе, проводит ежегодные мониторинги детского труда в различных секторах экономики на всей территории страны.

В 2017 году Международная организация труда признала, что детский труд не используется в сборе хлопка в Узбекистане и данный вопрос находится под постоянным контролем.

Искоренение принудительного труда. Ст.37 Конституции Республики Узбекистан запрещает принудительный труд иначе как в порядке исполнения наказания по приговору суда, либо в других случаях, предусмотренных законом.

Одним из основных принципов государственной политики в области занятости населения является добровольность труда (ст.5 Закона «О занятости населения»).

В ст.7 Трудового кодекса Республики Узбекистан определено: «Принудительный труд, т.е. принуждение к выполнению работы под угрозой применения какого-либо наказания (в том числе в качестве средства поддержания трудовой дисциплины) запрещается.

Не считается принудительным трудом работа, выполнение которой требуется:

на основании законодательных актов о военной или альтернативной службе;

в условиях чрезвычайного положения;

вследствие вступившего в законную силу приговора суда;

в других случаях, предусмотренных законом»

В ст.2 Закона «О занятости населения» отмечается:

«Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду и осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством, в том числе и не связанную с выполнением оплачиваемой работы.

Принудительный труд, то есть принуждение к выполнению работы под угрозой применения какого-либо наказания, запрещается, за исключением случаев, установленных законом. Добровольная незанятость не может служить основанием для привлечения к ответственности».

Созданы и эффективно действуют три институциональные структуры, призванные проводить парламентский и общественный контроль за недопущением принуждения граждан к труду, реализации их гарантированных трудовых прав:

Парламентская комиссия по вопросам обеспечения гарантированных трудовых прав граждан;

Координационный совет по вопросам детского и принудительного труда в Республике Узбекистан;

Республиканская межведомственная комиссия по реализации ратифицированных Республикой Узбекистан конвенций Международной организации труда.

10 мая 2018 года принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №349 “О дополнительных мерах по искоренению принудительного труда в Республике Узбекистан”.

Эксперты МОТ постоянно подчеркивают ключевую роль Федерации профсоюзов Узбекистана в борьбе против детского и принудительного труда в республике.

Так, в ходе своего визита в Узбекистан в декабре 2018 года Генеральный директор МБТ Гай Райдер подчеркнул: «Отрадно, что в Узбекистане за последние годы усилилась роль профсоюзов, которые помогли преодолеть проблемы во взаимоотношениях с МОТ».

Свобода объединения и коллективные переговоры. Национальное законодательство Республики Узбекистан, в полной мере отражает принципы свободы объединения, правоприменительная практика соответствует положениям конвенции.

В статье 34 Конституции Республики Узбекистан определено: «Граждане Республики Узбекистан имеют право объединяться в профессиональные союзы, политические партии и другие общественные объединения, участвовать в массовых движениях».

В статье 59 Конституции Республики Узбекистан определено: «Профессиональные союзы выражают и защищают социально-экономические права и интересы работников. Членство в профессиональных организациях добровольное».

Законом Республики Узбекистан от 28.11.2016 г. №ЗРУ-413 Закон «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» приведен в соответствие с требованиями данной Конвенции 87 о свободе объединений и защите права на объединение в профсоюзы.

В соответствии с законодательством в Узбекистане коллективные переговоры осуществляются на четырех уровнях: общенациональном, отраслевом, территориальном и локальном.

В зависимости от сферы регулируемых отношений, характера вопросов, которые необходимо решить, могут заключаться генеральные, отраслевые и территориальные (региональные) коллективные соглашения.

Ст.25 Трудового кодекса гарантирует членам представительных органов работников защиту от преследований в какой-либо форме со стороны работодателя в связи с осуществлением ими представительской деятельности.

В соответствии со статьей 18 «Закона о профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» членам выборных органов профессиональных союзов, не освобожденным от своей производственной работы, предоставляется на условиях, определяемых коллективным договором, соглашением, свободное от работы время с сохранением среднего заработка для выполнения общественных обязанностей в интересах коллектива, а также на время их краткосрочной учебы по линии профессионального союза. Члены выборных органов профессиональных союзов освобождаются от производственной работы с оплатой в размере среднего заработка за счет средств профессионального союза на время участия в качестве делегатов на съездах, конференциях, созываемых профессиональными союзами, а также в работе их пленумов и президиумов.

В республике заключено и реализуется Генеральное соглашение между Правительством, Федерацией профсоюзов и Торгово-промышленной палатой, на основе которого действуют 105 отраслевых, 14 территориальных соглашений и более 171 тысячи коллективных договоров.

В настоящее время при технической поддержке МОТ нами прорабатывается вопрос институционализации национального трехстороннего социального диалога.

В Республике Узбекистан практически повсеместно в коллективные договора и соглашения включены обязательства работодателей по созданию условий для деятельности профсоюзов, как это предусмотрено настоящей конвенцией.

Это касается также и гарантий выборным профсоюзным работникам, не освобожденным от основной работы, в том числе предоставления им, с сохранением заработной платы, определенного времени для выполнения своих функций.

Как известно, лицам, освобожденных от производственной деятельности вследствие избрания в состав профсоюзных органов, после окончания срока их полномочий, предоставляется прежняя или равноценная работа. Для создания эффективного механизма реализации данной гарантии, в коллективные договора и соглашения вносится требование о том, что на рабочее место таких работников принимать других лиц только по срочным трудовым договорам.

В ряде коллективных договоров и соглашений в качестве представителей работников определены выборные представители, а именно представители, свободно избранные работниками предприятия в соответствии с положениями национального законодательства или правил или коллективных договоров, и функции которых не включают деятельности, которая признана в качестве исключительной прерогативы профессиональных союзов. Такими представителями в большинстве случаев признаются уполномоченные по охране труда и члены комиссий по трудовым спорам. При наличии соответствующей нормы в коллективном договоре или соглашении, данные представители подпадают под защиту настоящей конвенции.

Равная оплата за труд равной ценности и запрет дискриминации. Статья 46 Конституции Республики Узбекистан гласит: «Женщины и мужчины имеют равные права».

Запрещение дискриминации в трудовых отношениях закреплено в ст.6 Трудового кодекса Республики Узбекистан, которая гласит: «Все граждане имеют равные возможности в обладании и использовании трудовых прав. Установление каких-либо ограничений или предоставление преимуществ в области трудовых отношений в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда, недопустимо и является дискриминацией».

Для облегчения установления ставок вознаграждения по принципу равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности, по согласованию с профсоюзами, применяются методы объективной оценки подлежащей выполнению работы путем анализа производственных процессов, обеспечивающие установление классификации разрядов работ независимо от пола исполнителей. Вновь вводимые нормы труда согласовываются с профсоюзами.

В отдельных коллективных договорах и соглашениях с 2019 года производится приравнивание оплаты труда мужчин и женщин за работу равной ценности, но выполняемую в разных условиях, с использованием разных способностей и навыков, а также с невзаимосвязанной ответственностью для чего утверждается соответствующий Перечень профессий и должностей.

Рабочее время и время отдыха. Положения Конвенции 47 о сокращении продолжительности работы до сорока часов в неделю закреплены в национальном законодательстве, в частности 115 статья Трудового Кодекса ограничивает нормальную продолжительность рабочего времени для работника сорока часами в неделю.

В ст.38 Конституции Республики Узбекистан закреплено право работающих по найму на оплачиваемый отдых.

Национальным законодательством созданы более льготные по сравнению с   Конвенцией 52 о ежегодных оплачиваемых отпусках условия, регулирующие предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков.

Согласно ст. 134 Трудового кодекса Республики Узбекистан ежегодный основной отпуск предоставляется работникам продолжительностью не менее 15 рабочих дней.

Вместе с тем на ряде предприятий и организаций через коллективные договоры и в отраслях через отраслевые (тарифные) соглашения установлены основные удлиненные отпуска.

На практике в целом ряде отраслей сохранился порядок увеличения продолжительности отпусков в соответствии со стажем работы в отрасли (на предприятии), что закреплено в отраслевых (тарифных) соглашениях и коллективных договорах.

Почти во всех отраслях через коллективно-договорные акты установлены дополнительные оплачиваемые отпуска за неблагоприятные условия труда и по семейным обстоятельствам.

Политика в области занятости. Согласно ст.37 Конституции Республики Узбекистан каждый имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые условия труда и на защиту от безработицы в порядке, установленном законом.

В соответствии со статьёй 58 Трудового кодекса Республики Узбекистан государство гарантирует:

свободу выбора вида занятости, в том числе работы с различными режимами труда, защиту от незаконных отказа в приеме на работу и прекращения трудового договора, бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве;

обеспечение каждому равенства возможностей в получении профессии и работы, условиях труда и занятости, оплате труда, продвижении по службе;

бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации в местных органах по труду или по их направлению в иных учебных заведениях с выплатой стипендии;

компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат при приеме на работу в другую местность;

возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах.

Правовые, экономические и организационные условия обеспечения занятости и гарантии реализации права на труд определяются законодательными и иными нормативными актами о труде.

Охрана материнства. Национальным законодательством созданы соответствующие условия по охране материнства. Так, ст.65 Конституции Республики Узбекистан гарантирует охрану материнства и детства государством.

Согласно ст.233 Трудового кодекса Республики Узбекистан женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 56 (в случае осложненных родов или при рождении двух и более детей - 70) календарных дней после родов с выплатой пособия.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью, независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан №ПП-1245 от 22.12.2009 г. установлен порядок, в соответствии с которым выплата пособий по беременности и родам работающим женщинам осуществляется за счет работодателей.

С 2011 года ужесточена административная ответственность работодателей за уклонение от уплаты пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, согласно чему ст.49-3 Кодекса об административной ответственности предусматривает наложение штрафа от 10 до 15 кратного размера минимальной заработной платы на должностное лицо за уклонение от выплаты вышеуказанных пособий.

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан №ПП-2699 от 27.12.2016 г. с 2017 года установлен дифференцированный размер назначения выплаты пособия по беременности и родам в зависимости от фактически проработанного времени со дня приема на работу:

до 12 месяцев со дня принятия на работу - 75 процентов от среднемесячной заработной платы за время нахождения в отпуске по беременности и родам;

свыше 12 месяцев со дня принятия на работу - 100 процентов от среднемесячной заработной платы за время нахождения в отпуске по беременности и родам.

Профсоюзы осуществляют общественный контроль за выплатой пособий по беременности и родам.

Женщинам, имеющим детей в возрасте до двух лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка. Эти перерывы предоставляются не реже чем через три часа продолжительностью не менее тридцати минут каждый. При наличии двух и более детей в возрасте до двух лет продолжительность перерыва устанавливается не менее часа.

Перерывы для кормления ребенка включаются в рабочее время и оплачиваются по среднему заработку.

Конкретная продолжительность этих перерывов и порядок их предоставления устанавливается в коллективном договоре.

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Республики Узбекистан прекращение трудового договора с беременными женщинами и женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, по инициативе работодателя   не   допускается,   кроме случаев   полной   ликвидации предприятия, когда прекращение трудового договора допускается с обязательным трудоустройством.  

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31.05.2018 г. №407 «О дополнительных мерах по реализации в 2018-2020 годах ратифицированных Республикой Узбекистан конвенций Международной организации труда» предусмотрено изучение возможности имплементации в национальное законодательство следующих конвенций МОТ:

№17 о возмещении трудящимся при несчастных случаях при производстве;

№ 81 об инспекции труда в промышленности и торговле;

№ 97 о трудящихся - мигрантах (пересмотренная);

№ 129 об инспекции труда в сельском хозяйстве;

№ 132 об оплачиваемых отпусках (пересмотренной в 1970 году);

№144 о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм;

№ 156 о трудящихся с семейными обязанностями;

№ 177 о надомном труде;

№ 183 о пересмотре Конвенции 1952 года об охране материнства;

№ 187 об основах, содействующих безопасности и гигиене труда;

дополнительного протокола 2014 года к Конвенции № 29 о принудительном труде.

5 февраля 2019 года Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан приняла постановление о ратификации Конвенции №144 и направила его в Сенат для одобрения.

До 1 апреля 2019 года планируется внести в парламент законопроекты о ратификации конвенций МОТ №81 и 129, а также дополнительного протокола 2014 года к Конвенции № 29.

Отдел по защите социально-экономических интересов трудящихся

Юридический отдел

Отдел охраны труда

Пресс-релиз Федерации профсоюзов Узбекистана

В Узбекистане не допускается принудительный труд

Конституцией и законами Республики Узбекистан строго запрещен принудительный труд, то есть принуждение к выполнению любой работы под угрозой применения наказания.

Начиная с 2013 года при участии Международной организации труда, Всемирного банка, международных и зарубежных экспертов, местных правозащитников, сотрудников посольств ряда стран проводятся системные мониторинги детского и принудительного труда в хлопководстве. По их результатам международным сообществом было признано, что в Узбекистане полностью искоренен детский труд и принимаются серьезные меры по недопущению принудительного труда.

В 2014 году был подписан Меморандум о взаимопонимании между Республикой Узбекистан и Международной организацией труда, с прилагаемой к нему «Программой по достойному труду в Республике Узбекистан на 2014-2016 годы» («Страновая программа достойного труда» - СПДТ).

Данная программа, в реализацию которой вовлечены государственные органы, профсоюзы и организации работодателей, включает в себя три раздела, касающиеся:

а) укрепления социального партнерства в Узбекистане в целях реализации основополагающих принципов и прав в сфере труда;

б) расширения возможностей достойной занятости;

в) улучшения условий труда и социальной защиты.

28 февраля 2017 года действие СПДТ было продлено до 2020 года.

Стоит особо отметить, что с 2016 года благодаря твердой политической воле Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева за короткий срок в стране удалось достичь коренных изменений по переходу на рыночную экономику, что предполагает либерализацию социально-трудовых отношений и преодоление внеэкономического принуждения к труду..

В частности, историческое выступление главы нашего государства на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН стало отправной точкой больших перемен в этой сфере.

4 октября 2017 года создана Парламентская комиссия по вопросам обеспечения гарантированных трудовых прав граждан. Органам правопорядка были даны конкретные поручения по предотвращению принудительного труда.

В прежние годы в республике имелась проблема невыполнения указаний центрального правительства на уровне местных органов исполнительной власти, особенно районного звена. В последние годы осуществляются меры по преодолению данной проблемы.

10 мая 2018 года принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №349 “О дополнительных мерах по искоренению принудительного труда в Республике Узбекистан”.

В соответствие с данным постановлением на хокимов, а также руководителей органов государственного и хозяйственного управления возложена задача оперативно реагировать и с помощью правоохранительных органов пресекать все виды принудительного привлечения граждан, в частности, работников сферы образования, здравоохранения, других бюджетных и иных организаций, студентов и учащихся образовательных учреждений к принудительному труду, включая работы по благоустройству и озеленению территорий районов и городов, сбору металлолома и макулатуры, а также сезонные работы в сельском хозяйстве и другие подобные работы.

5 июня 2018 года принято Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-3775 "О дополнительных мерах по повышению качества образования в высших образовательных учреждениях и обеспечению их активного участия в осуществляемых в стране широкомасштабных реформах", которым запрещено привлечение профессоров и преподавателей высших образовательных учреждений к собраниям и другим мероприятиям, не связанным с их задачами и направлениями деятельности. Руководители государственных органов и организаций, хокимы всех уровней строго предупреждены о персональной ответственности за нарушение данного требования, вплоть до освобождения от занимаемой должности.

31 мая 2018 года принято постановлоение Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31.05.2018 г. № 407 "О дополнительных мерах по реализации в 2018-2020 годах ратифицированных Республикой Узбекистан конвенций Международной организации труда".

Данным постановлением органам государственного и хозяйственного управления, органам государственной власти на местах предписано обеспечить разработку системы мер для предупреждения рисков принудительного труда в сфере своей деятельности, а также ежегодное проведение национального мониторинга по соблюдению основополагающих принципов и прав в сфере труда и занятости с использованием методологии и инструментария МОТ.

Узбекистан одним из первых в мире принял Национальные цели устойчивого развития: 20 октября 2018 года принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №841 "О мерах по реализации Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года" в соответствии с которым, в частности, предусматривается усилить контроль и мониторинг за недопущением наихудших форм детского и принудительного труда.

Также можно привести в качестве принимаемых политических мер в этой сфере:

- Постановление Президента Республики Узбекистан от 05.07.2018 года №ПП-3839 "О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы внешней трудовой миграции Республики Узбекистан"

- Постановление Президента Республики Узбекистан от 02.07.2018 года №ПП-3827 "О мерах по совершенствованию системы социальной реабилитации и адаптации, а также профилактики семейно-бытового насилия"

- Постановление Президента Республики Узбекистан от 20.08.2018 года №ПП-3913 "О мерах по совершенствованию структуры органов по труду и укреплению системы защиты трудовых прав и охраны труда граждан".

Созданы и эффективно действуют три институциональные структуры, призванные проводить парламентский и общественный контроль за недопущением принуждения граждан к труду, реализации их гарантированных трудовых прав:

- Парламентская комиссия по вопросам обеспечения гарантированных трудовых прав граждан;

- Координационный совет по вопросам детского и принудительного труда в Республике Узбекистан;

- Республиканская межведомственная комиссия по реализации ратифицированных Республикой Узбекистан конвенций Международной организации труда.

Эксперты МОТ постоянно подчеркивают ключевую роль Федерации профсоюзов Узбекистана в борьбе против детского и принудительного труда в республике.

Так, в ходе своего визита в Узбекистан в декабре 2018 года Генеральный директор МБТ Гай Райдер подчеркнул: «Отрадно, что в Узбекистане за последние годы усилилась роль профсоюзов, которые помогли преодолеть проблемы во взаимоотношениях с МОТ».

Он высоко оценил Генеральное соглашение между правительством, профсоюзами и работодателями и отметил, что другие страны могут учиться у Узбекистана построению коллективных переговоров.

На сегодняшний день Федерация профсоюзов Узбекистана взаимодействует с МОТ по следующим направлениям:

- повышение потенциала работников министерств, ведомств, ННО и фермеров;

- информационно-разъяснительная кампания;

- международный мониторинг реализации конвенций по детскому и принудительному труду;

- национальный мониторинг детского и принудительного труда в хлопководстве;

- механизм обратной связи с населением;

- доведение до сведения мировой общественности результатов работы по искоренению детского и принудительного труда;

- взаимодействие с местными правозащитниками.

Профсоюзы совместно с Торгово-промышленной палатой, Комитетом женщин, Союзом молодежи и другими ННО нашей страны ежегодно проводят национальный мониторинг недопущения детского и принудительного труда в хлопководстве.

Профсоюзы Узбекистана осуществляют свою деятельность на принципах социального партнерства.

Основным документом социального партнерства в сфере труда на общенациональном уровне является Генеральное соглашение между Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Советом Федерации профсоюзов Узбекистана, Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан по социально-экономическим вопросам на 2017-2019 годы.

На основе генерального соглашения в республике действуют 105 отраслевых соглашений, 14 территориальных соглашений, более 171 тысячи коллективных договоров.

Через коллективные договоры и соглашения решаются вопросы обеспечения полной занятости работников, создания новых рабочих мест, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

В коллективные договоры и соглашения вносятся конкретные и подробные положения, связанные с организацией оплаты труда работников, определением порядка установления им надбавок, доплат и компенсаций.

За последние полтора года практически ликвидирована просроченная задолженность по заработной плате. Это позволило переключиться на вопросы повышения размеров заработной платы работников.

В коллективных договорах и соглашениях большое внимание уделяется повышению уровня безопасности труда, улучшению санитарно-гигиенической обстановки на рабочих местах, обеспечению работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, проведению аттестации рабочих мест, обучению правилам охраны труда, льготам и компенсациям работникам за работу во вредных условиях.

В части регулирования рабочего времени и часов отдыха на большинстве предприятий и организаций установлены основные удлиненные и дополнительные отпуска, сохранился порядок предоставления дополнительных отпусков в соответствии со стажем работы.

Вопросы социальных гарантий, охраны здоровья, организации оздоровления работников и членов их семей, в том числе детей являются важным пунктом повестки дня коллективных переговоров. Коллективно-договорные акты содержат весьма разнообразный спектр специальных мероприятий по социальной защите работников.

Так, через коллективные договоры и соглашения практикуется оказание материальной помощи работницам, имеющим детей в возрасте от 2 до 3 лет, предоставление беспроцентных ссуд работникам для приобретения жилья, оплата контрактов на обучение в вузах, сокращение рабочего времени матерям с детьми и многое другое.

Все коллективные договоры и соглашения содержат нормативные разделы, касающиеся регулирования труда женщин и молодежи, в которых определены обязательства работодателей по неукоснительному соблюдению минимального возраста для приема на работу, недопущения принудительного и детского труда, соблюдения принципов недискриминации и равной оплаты за труд равной ценности.

Профсоюзы совместно с Торгово-промышленной палатой, Комитетом женщин, Союзом молодежи и другими ННО ежегодно проводят национальный мониторинг недопущения детского и принудительного труда в хлопководстве.

Так, в ходе мониторинга в 2018 году:

- на хлопковых полях обнаружено 33 ребенка моложе 18 лет, из которых 21 ребенок непосредственно собирал хлопок;

- выявлено 39 случаев привлечения на сбор хлопка работников государственных органов, хозяйствующих субъектов и учреждений здравоохранения с суммарным привлечением более 1851 работник (включая 309 студентов);

- выявлено участие в сборе хлопка 81 работников субъектов предпринимательства, у 30 из которых был день отдыха по основному месту работы;

- после вмешательства Федерации профсоюзов на свои рабочие места были возвращены 96 работников Унитарного предприятия «Ташкентская тепловая электростанция», которые участвовали в сборе хлопка;

- выявлено 22 случая несвоевременной выплаты денежных средств за собранный хлопок или различных удержаний из заработка сборщиков (что составляет 4,1% от числа всех изученных фермерских хозяйств);

- 92 раза (в 17,3% от числа всех изученных фермерских хозяйств) встречались случаи неоформления трудовых отношений между отрядами сборщиками и фермерами;

- выявлено, что в 81 фермерском хозяйстве (в 15,2% от всех изученных фермерских хозяйств) были созданы недостаточные условия труда и отдыха для сборщиков.

По всем выявленным негативным фактам приняты меры реагирования в виде обращений в трудовую инспекцию и на телефоны доверия.

По итогам мониторинга сформирован перечень из 14 министерств, ведомств и органов хозяйственного управления, в которых наблюдались риски принудительного труда для последующего принятия мер со стороны их отраслевых профсоюзов.

В 2018 году по каналам «механизма обратной связи» в систему профсоюзов поступило всего 8200 обращений (в 2016 году - 4122 обращений, в 2017 году – 5034обращений) от физических и юридических лиц, из них 4503 письменных, 1221 устных, 1016 электронных обращений посредством интернета, а также 1460 обращений через телефон доверия.

Подавляющее большинство обращений, поступивших в профсоюзы, касаются вопросов восстановления трудовых прав и защиты социально – экономических интересов работников.

Исходя из классификации обращений по отраслевой принадлежности, самое большое количество обращений поступило от представителей сферы образования, науки, культуры и здравоохранения.

По итогам рассмотрения профсоюзами доводы 1709 обращений удовлетворены, по 3811 обращениям даны разъяснения авторам, в 553 случаях факты предоставленные в обращениях не нашли своего подтверждения, 26 обращений признаны как анонимные, а также 41 обращений оставлены без рассмотрения.

По всем поступившим обращениям в целом были восстановлены права 1829 работников, а также взыскано 2 млрд. 144 миллионов 260 тысяч 219 сумов в пользу работников.

В чем выражается прогресс?

Сведено к минимуму (до уровня единичных случаев) применение принудительного труда взрослых на сборе хлопка, а детский труд полностью искоренен.

Введение текстильных кластеров исключает принудительный труд: в 2017 году – 3, в 2018 году – 13 кластеров).

Повышение оплаты за килограмм собранного хлопка приводит к росту числа добровольных сборщиков.

Уменьшение площади посевов под хлопчатником и расширение посевов менее трудоемких культур.

Принятие мер по недопущению принудительного труда работников бюджетной сферы (Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10.05.2018 г. N 349 "О дополнительных мерах по искоренению принудительного труда в Республике Узбекистан").