хдп

На парламентских выборах 2019 года НДПУ определила своим главным программным приоритетом повышение социальной эффективности осуществляемых в стране экономических реформ. При этом подчеркивалось, что в данном вопросе определяющее значение имеют социальные и экономические интересы социально уязвимых слоев населения.

Однако в программе кандидата в Президенты Республики Узбекистан Максуды Варисовой, одобренной состоявшимся 6 сентября съездом партии, в числе приоритетов на первом месте стоит проведение сильной социальной политики в интересах всего населения.

На первый взгляд, разница небольшая. Многим она может показаться простой игрой слов. На самом деле это не так.

Для начала давайте поясним, что же собой представляет социальная политика вообще, из каких компонентов она состоит.

Да, действительно, важной составной частью социальной политики является осуществление мер социальной поддержки нуждающихся в ней слоев и групп населения.

В их числе прежде всего социально-­трудовые отношения - полноценная занятость, достойная оплата труда, обеспечение его безопасных условий, защита трудовых прав граждан.

Важным компонентом здесь выступает и социальная защита нетрудоспособных граждан и малообеспеченных семей - преодоление бедности, пенсионное и социальное обеспечение, социальное страхование, социальная помощь и социальное обслуживание.

Еще одним приоритетом в социальной политике является адресная поддержка отдельных социальных групп - лиц с инвалидностью, женщин, молодежи, а также миграционная политика.

Но только этими направлениями социальная политика в ее современном понимании далеко не исчерпывается.

Так, в число компонента социальной политики однозначно входит развитие тех сфер, которые традиционно объединяются понятием социальная инфраструктура. Это - учреждения здравоохранения, образования и повышения квалификации, культуры.

Важной задачей социальной политики является обеспечение людей комфортными жилищными условиями и качественными коммунальными услугами. Приоритетное значение имеют также утверждение здорового образа жизни, развитие массовой физической культуры и спорта, туризма.

В одном ряду с этими задачами стоят и такие направления, как улучшение экологической обстановки, развитие рекреационных и парковых зон и других объектов, предназначенных для организации полноценного отдыха и досуга граждан.

Уже из одного этого краткого перечисления видно, что основные компоненты социальной политики затрагивают интересы всего населения, а не только уязвимых слоев и групп.

Следующей отличительной особенностью современной позиции партии в этих вопросах является акцент на проведение сильной социальной политики. Чтобы уйти от упрощенных подходов в этом вопросе, определим, что силу социальной политике придают:

- обоснованность, то есть опора на объективную оценку реального положения вещей;

- целеустремленность - определение конкретных и достижимых социально значимых целей;

- результативность - получение уже в среднесрочной перспективе поддающихся точному измерению и ощутимых для населения результатов решения приоритетных социальных задач.

Хотелось бы обратить внимание на то, что проведение сильной социальной политики ни в коей мере не подразумевает принуждение государством тех или иных субъектов социально-экономической и общественно-политической сфер к решению социальных задач.

Так, для субъектов предпринимательства побудительным мотивом к эффективному участию в осуществлении практических задач социальной политики должна становиться их экономическая заинтересованность. Здесь основными инструментами должны становиться не обязательные к исполнению директивы органов государственного управления, граничащие с вмешательством в свободу частной собственности. На первый план в этих вопросах выходят инструменты социального и государственно-частного парт­нерства и социального предпринимательства.

В этой связи нельзя не сказать и о такой программной цели Народно-­демократической партии Узбекистана, как формирование в стране социального государства, отвечающего критериям социального равенства и народной демократии и надежно гарантирующего осуществление закрепленных в Конс­титуции социальных прав.

Необходимо обратить внимание, что концепция социального государства не имеет ничего общего с принципами демократического социализма, составляющими основу идеологии социал-демократических партий, входящих в состав Социалистического интернационала. В еще большей степени она расходится с бытовавшими в 1970-1980-х годах псевдотеоретическими представлениями о «развитом социализме» с его отрицанием частной собственности и уравнительными подходами к распределению материальных и социальных благ.

Социальное государство в нашем понимании - это государство, надежно гарантирующее на законодательном уровне и на практике обеспечение благосостояния широких слоев населения. Каждая семья должна иметь уровень доходов, достаточный для удовлетворения первоочередных жизненных потребностей.

Важным атрибутом социального государства является социальное равенство людей в трех его ключевых проявлениях - равенство прав, равенство возможностей их осуществления и равная ответственность всех перед законом. В данном вопросе партия намерена добиваться законодательного закрепления соответствующих гарантий и практического достижения такого равенства для всех граждан независимо от общественного статуса, социального, имущественного положения и уровня доходов.

Отличительной особенностью социального государства является народная демократия. По мнению партии, это - демократия для всех, обеспечивающая поощрение и поддержку активного участия всех граждан, включая уязвимые слои населения, через демократические институты в государственной, общественной жизни и судебно-правовой системе.

Такой подход к закреплению основополагающих социальных приоритетов в программных документах Народно-демократической партии Узбекистана в полной мере отвечает современным концепциям сильной социальной политики. Проведение такой политики, на наш взгляд, является одним из определяющих факторов эффективного осуществления Целей в области устойчивого развития, закрепленных в известной Резолюции ООН от 25 сентября 2015 года.

Михаил Ельшов

Ответственный сотрудник Центрального аппарата НДПУ.