Одним из древнейших очагов человеческой цивилизации является Ферганская долина. Человек обитал здесь еще 1,5 миллиона лет назад, о чем свидетельствует первобытная стоянка, обнаруженная в пещере Сельунгур у селения Хайдаркан. Хранящиеся в Государственном музее истории Узбекистана экспонаты воссоздают основные вехи истории Ферганской долины.

Знакомство с «наглядной летописью» Ферганской долины начинается с вида пещеры Сельунгур, которая представлена в музейной экспозиции. Тут же можно увидеть каменные орудия труда из палеолитической стоянки Капчагай, возраст которой более 40 тысяч лет.

Только памятников эпохи бронзы (III - II тыс. до н. э.) здесь выявлено свыше десяти. Это был очень важный период в истории человечества. Освоение металла, изобретение гончарного круга, появление первых протогородов означали существенный скачок в развитии цивилизации. В этот период закладывается база государственности и урбанизации, расширяются культурные контакты между народами, складываются системы сухопутных и морских путей. Трассы Великого шелкового пути соединяли города и поселения Ферганской долины.

В витринах музея экспонируются предметы, найденные в ходе раскопок одного из крупнейших памятников эпохи бронзы - Чустского поселения: глиняная посуда, бронзовые браслеты, серпы, наконечники стрел, рыболовные крючья, кольца, бусы, изделия из кости, фрагменты керамики с отпечатками тканей и многое другое. Особенно интересна наковальня - немой свидетель освоения человеком бронзоволитейного дела.

В 1895 году в кишлаке Сох во время проведения земляных работ было найдено уникальное каменное изваяние II тысячелетия до н. э. в виде двух сплетенных змей. Подобные изображения встречаются в культуре Месопотамии, долины Инда, Ирана и Аравийского полуострова. По мнению ученых, находка подтверждает известную общность древневосточных культур, существовавшую в эпоху бронзы благодаря культурному обмену на караванных путях. Сегодня уникальный амулет можно увидеть в стационарной экспозиции музея.

В I тысячелетии до н. э. Фергана входила в число главных центров цивилизации в Средней Азии наряду с Бактрией, Согдом и Хорезмом. Археологические находки, относящиеся к этому периоду, говорят о высоком уровне развития культуры в регионе, многие предметы ритуального и даже бытового назначения отличаются несомненными художественными достоинствами.

В первые века новой эры Фергана являлась самостоятельным государственным объединением, известным в китайских источниках под названием Давань. Китайские авторы говорят, что в этот период в Фергане имелось около 70 больших и малых городов. Ферганцы славились производством виноградного вина, разводили знаменитую породу «небесных» коней.

Среди терракотовых статуэток часто встречаются изображения животных и птиц. Здесь же можно увидеть несколько копий наскальных изображений лошадей, запечатленных в горах Айрымачтау Ферганской долины.

X-XVI века характеризуются в истории Ферганской долины расцветом ремесел и торговли. Среди ремесел ведущее место занимало гончарное производство. Гончары изготовляли самые разнообразные изделия. Сосуды покрывались прекрасной глазурью и многоцветным орнаментом с геометрическими, растительными, эпиграфическими мотивами. Стеклянные бокалы Х-ХИ веков поражают тонкостью и изяществом формы. Привлекают внимание светильники-чироги.

Свидетельством развитой внутренней и внешней торговли являются монеты, чеканенные в X-XIV веках.

На протяжении веков регион славился своими хан-атласами и набивными тканями, которые по караванным трассам Великого шелкового пути вывозились в страны Востока и Запада. О древней и богатой истории шелкоткачества говорят, в частности, фрагменты шелковых тканей VI-VII веков, найденные на археологическом памятнике Мунчактепа.

Особенно красочны хан-атласы, представленные в музейных собраниях. Уже в самих названиях запечатлены основные орнаментальные мотивы, характерные для той или иной их разновидности: «Лола» («Тюльпан»), «Бахор» («Весна»), «Товус» («Павлин»), «Гузал» («Красивый»). Хранятся в музее и образцы хлопчатобумажных и полушелковых тканей, созданных ремесленниками.

Интерес вызывают ювелирные украшения, которые были призваны не только украшать женщину, но и оберегать ее от болезней и дурного глаза, а также свидетельствовали о ее социальном положении, материальном достатке.

В быту населения долины были широко распространены музыкальные инструменты, которые также хранятся в музее. Это струнные (дутар, танбур, гиджак, кашгарский рубаб, чанг), духовые (карнай, сурнай, най), ударные (дойра, ногора). Для их изготовления мастера использовали местные породы древесины. Лучшим «поющим» деревом считалась шелковица, из которой изготовляли деки струнных инструментов и корпуса популярнейших до сих пор дутаров. Инструменты, особенно струнные, богато украшались перламутром, костью, металлическими накладками, тонкой узорной резьбой.

В XIX - XX веках здесь активно развивается искусство декоративной резьбы по дереву. Орнаментальной резьбой украшали подставки для книг, шкатулки, пеналы, столики и другие предметы обихода. Тонкие растительные и геометрические узоры, покрывающие их поверхность, сплетаются в традиционные композиции.

В музее экспонируется портрет аль-Фергани работы художника С. Рахметова, фотоснимок мавзолея Маргинони, фотокопии рукописей Фазли Намангани «Тазкираи шуаро». На литографии запечатлен народный художник Узбекистана, мастер-керамист Умаркул Джуракулов, прославившийся своими работами не только в Узбекистане, но и во всем мире. Ярким явлением в культурной жизни узбекского народа XIX века стало творчество поэтесс Нодиры и Увайси, проникнутое любовью к родному краю. Поэтессы воспевали высокую духовность, дружбу, любовь, верность, красоту человеческих чувств и природы. В музее представлены их портреты, современные издания стихов, два декоративных многокрасочных блюда с портретами поэтесс в национальных костюмах. Хранящиеся в музее раритеты представляют несомненный познавательный интерес, раскрывают богатство истории и культуры родной земли.

(Источник: газета «Вечерний Ташкент»)