Сто лет назад в Киеве родился Игорь Витальевич Савицкий. Его 100-летие со дня рождения в этом году отмечают по всему миру. Дань почестей отдали и в Каракалпакстане, на земле, которой он посвятил свою жизнь и оставил бесценное наследие. 

Он воспитал целое поколение профессиональных художников из числа местной молодежи. Весьма символично, что гостей, приглашенных на торжества по случаю 100-летия со дня его рождения, в Государственном музыкальном театре имени Бердаха встречала выставка работ учащихся колледжа искусств, которые работают в том же жанре, что и Савицкий-живописец, – пейзаж и натюрморт. Представители творческой общественности, зарубежные гости знакомились с экспозицией под музыку этнографического вокально-инструментального коллектива, которую так любил юбиляр.

Приветствовал собравшихся председатель Жокаргы Кенеса Каракалпакстана Муса Ерниязов.  Высоко оценили профессиональную деятельность лауреата Государственной премии имени Бердаха Игоря Витальевича Савицкого директор Научно-исследовательского института гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Узбекистана Максет Карлыбаев, председатель Каракалпакского отделения Академии художеств Узбекистана Гульбахар Изентаева и глава представительства ЮНЕСКО в Узбекистане Криста Пиккат.

– Дело Савицкого живет и уже вышло за стены Государственного музея искусств Каракалпакстана, который носит его имя. В Каракалпакстане работает плеяда опытных специалистов, растет молодое поколение, которые вносят свой достойный вклад в сохранение и приумножение его наследия, – подчеркнула Криста Пиккат. – Важную роль в этом процессе играет коллектив музея. Вместе с ним ЮНЕСКО было проведено несколько мастер-классов, важных для развития музейного дела в Узбекистане. На встречах мы рассмотрели вопросы дальнейшего развития музеев как центров образования и просвещения, их роль в развитии туризма в регионе.  Думаю, впереди нас ожидает реализация еще многих важных проектов и инициатив.

Торжества продолжились в Государственном музее искусств Каракалпакстана. Сейчас это один из самых популярных у иностранцев туристических объектов Узбекистана. Его ежегодно посещают 5–6 тыс. человек. Первое, что увидели гости, это, пожалуй, завершающаяся грандиозная стройка второго экспозиционного блока и фондохранилища, которые вкупе с действующим новым корпусом станут единым комплексом. Сооружены они с применением последних строительных технологий. Здесь будут созданы все условия для бережного хранения экспонатов с учетом необходимых режимов температуры, влажности воздуха, света. Но самое главное – посетители увидят в два раза больше экспонатов, чем сегодня. К слову, в экспозиции находится всего лишь около 3% шедевров, хранящихся в фондах. Музей занимает третье место в мире по количеству хранящихся в нем произведений искусства русского авангарда, которые Игорь Витальевич вывез в Каракалпакстан, спасая от уничтожения. Кроме того, в коллекции широко представлены произведения узбекских и каракалпакских живописцев и скульпторов, изделия каракалпакского народно-прикладного искусства.

В экспозиционном корпусе сотрудники музея продолжили знакомить собравшихся с разносторонней профессиональной деятельностью юбиляра.

Творчество Савицкого-живописца представлено в постоянно действующей экспозиции, где его работам отведен зал, и в персональной выставке из фондов музея «С любовью и восхищением», открытой в ходе празднования 100-летия.

– Как-то художник Валерий Волков о профессиональной деятельности Савицкого отозвался так: «Он прожил две жизни – художника и собирателя. Если бы он прожил только жизнь художника, этого было бы уже достаточно», – поделилась воспоминаниями старший научный сотрудник музея Насиба Джуманова. – Игорь Витальевич активно занимался живописью до 1966 года, до открытия музея, потом посвятил себя собирательству.

Савицкий внес огромный вклад в сохранение исчезающего народно-прикладного искусства, благодаря чему сегодня мы можем увидеть уникальные изделия. Заведующая отделом Миргуль Ерекеева рассказала гостям о саукеле. Это шлемовидный головной убор, часть свадебного костюма девушки, украшенный ювелирными изделиями и вышивкой. В мире осталось всего десять подлинников, датируемых XIX веком. Тот, что в Государственном музее искусств Каракалпакстана, связан с работой Савицкого. Будучи в одном из отдаленных сел, он остановился переночевать в доме местного жителя. Из беседы с хозяевами дома этнограф узнал, что здесь хранится старый саукеле, которые не делали уже несколько десятилетий. На просьбу гостя передать изделие в фонд музея хозяйка дома Гульзира ответила отказом. Однако утром передумала. Во сне, как она рассказывала, увидела супруга, находящегося в отъезде, который разрешил отдать головной убор в фонд музея. На основе исследований этого экспоната написано уже несколько научных статей.

Любимым делом юбиляра была археология, позволяющая больше узнать о жизни и деятельности людей. «Савицкий не отдыхал ни дня, – рассказывала гостям, собравшимся у бронзового светильника, заведующая отделом Айгуль Пирназарова. – По субботам и воскресеньям он выезжал на археологические объекты, где участвовал в раскопках. Этот уникальный светильник был найден во время одной из таких поездок».

Игорь Витальевич спас тысячи произведений искусства, которые были на грани исчезновения по самым банальным причинам. Интересную историю у портрета Алишера Навои работы Георгия Никитина поведала старший научный сотрудник Насиба Джуманова: «Эта картина на своем веку успела послужить «заплаткой» на крыше дома художника. От верной гибели шедевр спас гостивший в доме Игорь Витальевич. Картину отреставрировали и включили в постоянно действующую экспозицию музея».

Не обошлось и без трогательных воспоминаний, теплых слов в адрес коллектива и подарков музею. Запоминающимся было выступление представителя известной династии московских художников Волковых – Александра Волкова. В прошлом году на одном из мероприятий, проходивших в музее, его семья подарила три картины отца, которые долгое время находились на временном хранении. На этот раз он преподнес музею не менее интересные подарки – маску, отлитую в бронзе, лица известного каракалпакского художника, друга и сподвижника Савицкого – Кадырбая Саипова. Он сделал ее, когда работал над памятником этому выдающемуся каракалпакскому художнику. Дополнила подарок картина, которая была написана им по случаю гибели Саипова в автокатастрофе. И маска, и картина ранее хранились в мастерской художника и нигде не выставлялись.

Ташкентский скульптор Дамир Рузыбаев подарил скульптуру Савицкого, которая в перспективе может стать прототипом памятника.

Участники мероприятий неоднократно подчеркивали, что труд Савицкого ценился не только при его жизни. В 2002 году Указом Президента Республики Узбекистан Игорь Савицкий посмертно награжден одной из высших наград страны – орденом «Буюк хизматлари учун» («За великие заслуги»).    

Завершились мероприятия посещением могилы Игоря Витальевича Савицкого на православном кладбище Нукуса.

(Источник: газета «UzbekistanToday»)