Великий шёлковый путь Великий шелковый путь — своеобразный феномен истории развития человечества, его стремления к единению и обмену культурными ценностями, завоевания жизненного пространства и рынков сбыта для товаров. На Востоке говорят: «сидящий — циновка, идущий — река». Движение — это жизнь, и путешествие, познание мира всегда было движущей силой прогресса.

Этот крупнейший в истории человечества трансконтинентальный торговый путь связывал Европу и Азию и в былые времена простирался от античного Рима до древней столицы Японии Нары. Конечно, торговля между Востоком и Западом велась с незапамятных времен, но это были отдельные отрезки будущего великого пути. Возникновению торговых связей во многом способствовала разработка в горах Центральной Азии месторождений полудрагоценных камней — лазурита, нефрита, сердолика, бирюзы, ценимых на Востоке. Так, существовал «лазуритовый» путь, по которому из Центральной Азии в Иран, Месопотамию и даже в Египет доставляли этот камень. Одновременно с ним складывался «нефритовый» путь, связывающий области Хотана и Яркенда с районами Северного Китая. Кроме того, в страны Передней Азии из Согдианы и Бактрии вывозился сердолик, а из Хорезма — бирюза. Все эти маршруты, в конце концов, влились в Великий шелковый путь.

Подлинное начало великой магистрали, связавшей караванные пути, проложенные из Центральной Азии на Запад и Юг, и дороги, ведущие из Китая в Восточный Туркестан, относят к середине второго века до нашей эры, когда для китайцев впервые был открыт Западный край — страны Центральной Азии.

Надо сказать, что этот путь никогда не был единой магистралью, а включал в себя различные маршруты, которые разветвлялись, подобно кроне могучего дерева. Так, одна из главных дорог, пересекающая Азию с востока на запад, начиналась в столице древнего Китая Чаньане и следовала до его северо-западных границ вдоль пустыни Гоби, через Таримский бассейн, далее по Восточному Туркестану. Переправившись через Тянь-Шань, часть караванов шла через Ферганскую долину и Ташкентский оазис в Самарканд — столицу Согдианы, Бухару, Хорезм, далее к берегам Каспия. Часть караванов из Самарканда держала путь в Бактрию и через долину Кашкадарьи выходила к Термезу, откуда, переправившись через Амударью, направлялась на Юг в Бактры и Индию.

Другое ответвление дороги из Тарима огибало пустыню Такла-Макан с юга и через Хотан и Яркенд вело в Бактры (северный Афганистан) и Мерв, откуда через Персию, Сирию доходило до Средиземноморья, и часть товаров морем попадала в Рим и Грецию.

Как следует из названия, главным предметом торговли на караванных путях был шелк, весьма ценимый во всем подлунном мире. Например, в раннем средневековье шелк был самой популярной расчетной единицей, вытесняя из обращения даже золото. Так, в Согдиане цена коня приравнивалась к стоимости десяти отрезов шелка. Шелком платили за выполненную работу, за содержание наемников, шелком можно было откупиться от наказания за преступление.

Впервые «шелковыми» эти караванные дороги назвал венецианский купец Марко Поло, первым из европейцев достигший пределов Китайской империи. А в научный оборот термин «Великий шелковый путь» в 1877 году ввел немецкий исследователь Фердинанд Рихтгофен в своем фундаментальном труде «Китай».

Шелк был хотя и главным, но далеко не единственным товаром, который перевозился по трансконтинентальному пути. Из Центральной Азии вывозились кони, верблюды, весьма ценимые в Китае, военное снаряжение, золото и серебро, полудрагоценные камни и изделия из стекла, кожа и шерсть, ковры и хлопчатобумажные ткани, золотошвейные тканы, экзотические фрукты — арбузы, дыни и персики, курдючные овцы и охотничьи собаки, леопарды и львы. Из Китая караваны везли фарфор и металлическую посуду, лакированные изделия и косметику, чай и рис. В дорожных мешках купцов можно было найти слоновые бивни, носорожьи рога, черепаховые панцири, пряности и многое другое.

По Великому шелковому пути двигались не только торговые караваны, по нему распространялись культурные достижения народов, духовные ценности, религиозные идеи. Буддизм был наряду с другими религиями Кушанского царства и отсюда распространился до Китая. В первые века нашей эры из Малой Азии проникло христианство. Суровые воины Арабского халифата в VII веке принесли учение ислама.По дорогам, проложенными купцами и проповедниками, от монгольских степей до европейских равнин прокатились орды Чингисхана. Из самого сердца Великого шелкового пути — Самарканда начинал свои походы великий полководец средневекового Востока Темур.

Наконец, по караванным дорогам на протяжении столетий путешествовали ученые, исследователи. Из путевых записок и научных трудов китайского монаха Сюань Цзяна и венецианского купца Марко Поло, арабского путешественника-купца Ахмеда ибн Фадлана и баварского воина Шильтбергера, венгерского исследователя Арминия Вамбери и шведского географа Свена Хедина, русского ученого Алексея Федченко и французской журналистки Эллы Майяр, американского геолога Рафаэля Пампелли и французского путешественника Жозефа Мартена мы знаем об истории народов, населявших страны, лежавшие вдоль Великого шелкового пути, их обычаях и нравах.

Живой памятью о народах, проложивших эту уникальную магистраль, связавший Восток и Запад, служат и древние узбекистанские города Самарканд, Бухара, Хива, Шахрисабз, Термез, Ташкент с их архитектурными памятниками, олицетворяющими многовековую историю Великого шелкового пути.

В Узбекистане туристическая отрасль – одна из самых молодых, но в своем развитии она опережает многие другие отрасли. Статистические данные периода независимости свидетельствуют об эффективной динамике ее основных показателей: частный сектор сегодня представлен более 700 предприятиями, среди которых более 270 гостиниц и около 450 туроператоров. В 2010 году Узбекистан посетило более 1,3 млн. человек, из них 410,5 тыс. организованных иностранных туристов. При этом темпы роста количества иностранных туристов увеличились на 6,9% по сравнению с 2009 годом. За счет активной реализации мероприятий по развитию предпринимательской активности отечественного турбизнеса, выполнение прогноза экспорта туристических услуг составило 123,3% относительно планов 2009 года.

Достижение представленных показателей связано с огромным потенциалом Узбекистана в сфере развития международного туризма. Прохождение еще во II веке до н. э древней караванной дороге, вошедшей в историю под именем Великий шелковый путь, способствовало развитию и взаимопроникновению традиций, обычаев, культур, ремесел, религий. На магистральных перекрестках Шелкового пути и была расположена территория нынешнего Узбекистана, и от Великого пути нам досталось неоценимое материальное и духовное наследие. Нам есть, что показать, чем восхитить и поразить иностранных гостей, желающих посетить нашу страну. Уникальные памятники древнего зодчества, сосредоточенные в исторических городах Самарканде, Хиве, Бухаре, Шахрисабзе, Ташкенте, богатство и разнообразие природы, вековые традиции ремесленничества, мудрые обычаи и праздники народа…

Имеющиеся в стране рекреационные ресурсы позволяют развивать все виды туризма, принимать гостей круглогодично. Узбекистан способен предложить широкий спектр услуг как для любителей культурно-познавательного, активного отдыха, так и для экстремалов. Сегодня в стране широко развиты деловой, экологический, лечебно-оздоровительный, фольклорно-этнографический, историко-архитектурный, религиозно-паломнический и другие виды туризма.

Да, потенциал для развития международного туризма в нашем крае огромен. Однако всего два десятилетия лет назад Узбекистан не был известен миру как перспективное туристическое направление. Только с обретением независимости в Узбекистане были выработаны кардинально новые принципы государственной политики в сфере туризма. 27 июля 1992 года Указом Президента Республики Узбекистан создана Национальная компания “Узбектуризм”, на которую и были возложены задачи осуществления политики государства в этом направлении, формирования национальной модели развития туризма.

Национальная компания координирует деятельность туристических организаций республики, стимулирует развитие всех видов туризма, осуществляет подготовку кадров, способствует притоку инвестиций в создание материально-технической базы и инфраструктуры отрасли, без чего невозможна интеграция в мировое туристическое сообщество.

За годы независимости осуществлена масштабная работа в сфере модернизации туристской индустрии, улучшения транспортной и гостиничной инфраструктуры страны, а также разработки и совершенствования нормативно-правовой базы в сфере туризма – фундамента для устойчивого развития отрасли.

Так, регулирование туристской деятельности в стране осуществляется на базе нормативно-правовых документов – законов "О туризме", "О страховании", "О сертификации", "О государственной границе", постановлений правительства. Эти документы направлены на формирование инвестиционного климата, разгосударствление и приватизацию в туристской сфере, строительство сетей дорог, курортов и т.д. Ведется работа НК «Узбектуризм» по подготовке новой редакции закона «О туризме», разработки национальных стандартов сферы туризма и гостиничной инфраструктуры страны с учетом ее природно-климатических, культурных и национальных особенностей.

Значительная работа осуществляется в области совершенствования инфраструктуры туризма. НК «Узбектуризм» совместно с другими государственными органами и производственным структурами реализует проект по строительству 9-ти «Комплексных объектов придорожной инфраструктуры туризма» вдоль Узбекской национальной автомагистрали.

В целях сохранения уникальной историко-археологической территории Каракалпакстана, изучения историко-культурного наследия, а также для развития внутреннего и въездного туризма ведется работа по созданию Национального историко-археологического парка на территории Каракалпакстана.

На сегодняшний день осуществляется активное привлечение иностранных инвесторов к рассмотрению предложений по приватизации гостиничных комплексов «Бухара Палас», «Афросиаб Палас», «Шахрисабз Юлдузи» и управлению гостиницами.

В сфере международного сотрудничества за период становления независимого Узбекистана было подписано 45 межправительственных, 44 межведомственных и 17 агентских соглашений. С 1993 года наша страна является членом Всемирной Туристской Организации Объединенных Наций (ЮНВТО), начиная с 2004 года в «сердце Шелкового пути» - Самарканде действует офис поддержки ЮНВТО, координирующий развитие туризма на трансконтинентальной магистрали.

Узбекистан является и постоянным участником международных ярмарок в сфере туризма. В этом году туристический потенциал впервые был представлен на масштабном национальном стенде на ярмарках в Мадриде (Испания) и Берлине (Германия), объединив турбизнес страны, НК «Узбектуризм» и НАК «Узбекистон хаво йуллари».

В целях продвижения турпродукта страны на зарубежные рынки осуществляется реализация нового маркетингового проекта ознакомительных поездок – «мега-инфо-туров» в Узбекистан для представителей зарубежных туристических компаниий и средств массовой информации. Подобные туры позволяют расширить периоды туристических сезонов, оптимизировать сроки массовых потоков туристов в нашу страну, а также показать, что Узбекистан одинаково привлекателен в любое время года и каждый сезон прекрасен и интересен по-своему.

Значительную роль в создании и поддержании туристического имиджа Узбекистана играет ежегодная Ташкентская международная туристическая ярмарка «Туризм на Шелковом пути», проводимая под эгидой Всемирной Туристкой Организации Объединенных Наций (ООН). Ярмарка объединяет профессионалов узбекского и зарубежного туристического бизнеса, преследующих общие цели – совершенствовать и развивать отрасль путем расширения делового партнерства. На сегодняшний день ТМТЯ приобрела статус одной из крупнейших выставок в Центральной Азии.

Развитие индустрии туризма во многом зависит от профессионализма людей, занятых в этой отрасли. В этой связи, уделяется большое внимание совершенствованию системы подготовки кадров в туризме. Работу в этой области осуществляет Республиканский научно-учебно-консалтинговый центр, нацеленный на повышение квалификации и переподготовку кадров в сфере туризма.

Кроме того, в Узбекистане функционируют 5 высших учебных заведений в этой сфере. Это факультеты туризма Ташкентского государственного экономического университета, Сингапурского института развития менеджмента в Ташкенте, Самаркандского института экономики и сервиса; кафедры туризма Бухарского и Ургенчского государственных университетов; а также 7 профессиональных колледжей по туризму: в Ташкенте (два), Самарканде, Бухаре, Хиве, Термезе и Ташкентской области.

После обретения независимости Узбекистан нацелен на укрепление международного сотрудничества в этой сфере, превращение туризма в конкурентоспособную экспортно-ориентированную отрасль национальной экономики, соответствующую международным стандартам. Так, общими усилиями будем способствовать дальнейшему продвижению туристического потенциала Узбекистана на передовые позиции в мире, созданию условий для комфортного путешествия по стране, знакомства с богатой культурой узбекского народа, изучения традиций, архитектуры и истории Узбекистана.

Для получения информации о предстоящих выставках и ярмарках в Узбекистане перейдите по следующим ссылкам:

https://www.uzexpocentre.uz/ru/menu/plan-vystavok

https://www.iteca.uz/ru/exhibitions-and-conferences/index.php