На фоне динамичных глобальных изменений, с которыми сталкивается современный мир, регион Центральной Азии проходит этап серьёзных геополитических трансформаций, затрагивающих все аспекты регионального развития – политику и экономику, экологию и культурно-гуманитарное измерение.

Как отметил Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев на Консультативном саммите глав государств Центральной Азии в 2019 году, «Центральная Азия в силу своего геостратегического положения на протяжении тысячелетий находилась в центре мировых процессов. Наш регион с богатейшим культурно-историческим наследием всегда служил уникальным мостом, соединяющим Европу. Ближний Восток, Южную и Восточную Азию.

На этой благодатной земле жили и творили выдающиеся гуманисты – учёные, мыслители и поэты, которые внесли неоценимый вклад в развитие мировой цивилизации. Здесь сосредоточены колоссальные природные ресурсы, огромный человеческий потенциал».

Особенности цивилизации

Результаты многочисленных исследований Центральной Азии, свидетельствуют о значительной роли региона в развитии человечества. Об этом повествует 6-томная «История цивилизаций Центральной Азии», изданная под эгидой ЮНЕСКО.

Первая особенность. Открытие археологами самобытных культур на этой древней земле показало, с одной стороны, их уникальность, а с другой, – ранние и тесные связи с соседними цивилизациями.

Здесь почти три тысячи лет тому назад была создана «Авеста» – многослойный духовно-исторический памятник народов Центральной Азии, Афганистана и Ирана. Научные исследования показывают, что это древнейший письменный труд впервые провозгласил идею монотеизма и оказал значительное влияние на мировоззрения человечества, развитие философии и государственно-правовых систем, распространение в мире гуманистических идей о победе Добра над Злом, необходимости справедливого общественного управления, благочестия и труда, построения отношений на принципах взаимного уважения и доверия.

Вторая особенность. Вцентральноазиатском регионе формировались основы государственности и появились оставившие глубокий след в истории Хараппская цивилизация, Согдиана, Бактрия, Хорезм, государства Ахеменидов, Греко-Бактрийское и Кушанское царства, Тюркский каганат, империи Темуридов и Бобуридов.

Третья особенность. Развитая инфраструктура позволяла народам региона испокон веков успешно торговать с Древним Римом, Древним Китаем (Великий шелковый путь), а в торговле с Индией один из самых популярных маршрутов пролегал через Древнюю Бактрию (Великий индийский путь).

Интенсивная торговля, миграционные потоки, обмены научными идеями и взаимное влияние культур сформировали тесные и многогранные связи между Центральной Азией и сопредельной Южной Азией.

Четвертая особенность. История взаимодействия этих двух регионов в значительной степени повлияла на процесс общемирового развития. Это великое пространство по праву можно считать и древнейшей колыбелью мировой цивилизации.

К примеру, среди наиболее изученных памятников культуры юго-запада Центральной Азии, является цивилизация Олтин Тепа (Алтын-Депе). Находки археологов свидетельствуют о тесных связях цивилизации Олтин Тепа с культурами Месопотамии и долины Инда, а также с государством Элам на Ближнем Востоке.

Пятая особенность. Народы Центральной и Южной Азии имеют общие духовно-нравственные ценности, которые воплотились в творчестве величайших поэтов и мыслителей – Юсуфа Хас Хаджиба, Джалалиддина Руми, Алишера Навои, Абдурахмона Джами, Мухаммада Хайдара, Махтумкули, Мирза Голиба, Рабиндраната Тагора, Абая, Садриддина Айни и многих других.

К периоду новой истории, в период так называемой «Большой игры» мировых держав, исторически сложившиеся связи между Центральной и Южной Азией были прерваны.

Возрождение региональной взаимосвязанности

С инициативой восстановления исторических связей между Центральной и Южной Азией выступил Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, основываясь на глубоком стратегическом видении перспектив динамичного развития и интеграции нашего обширного региона в мировую экономику.

Данное геополитическое видение основывается на понимании новых открывающихся возможностей для реализации огромного торгово-экономического, инвестиционного, транспортно-транзитного, научного и интеллектуального потенциала нашего региона через развитие перспективных направлений внешних связей.

В настоящее время сложились объективные весомые предпосылки для возрождения взаимосвязанности между двумя регионами. Сегодня страны Центральной и Южной Азии движутся по пути экономического роста и устойчивого развития, благодаря последовательно осуществляемым национальным стратегиям развития и структурным реформам, а также стремятся эффективнее решать актуальные вопросы регионального развития, прежде всего в областях торговли, промышленности, инвестиций, энергетики, развития транспортных коммуникаций и инфраструктуры, водопользования, образования, безопасности, экологии, улучшения качества социальной среды и условий жизни населения.

По мнению американского эксперта Ф.Стара «инициатива Президента Мирзиёева по трансрегиональной взаимосвязанности имеет международное значение. В этой связи их реализация ставит Узбекистан в одно место с узким кругом государств, участвующих в формировании глобальной повестки».

Это еще раз показывает, что Узбекистан созрел для закрепления за собой статуса регионального лидера, способного не только объединить вокруг себя страны Центральной Азии, но и выступать в роли надежного проводника их интересов в соседних регионах.

Безопасность, стабильность, устойчивость

По оценкам международных и зарубежных экспертов, в настоящее время для этого созданы необходимые благоприятные условия. За последние годы в Центральной Азии произошли фундаментальные изменения, проявившиеся в укреплении политического доверия, поступательном развитии добрососедских отношений, многопланового сотрудничества и стратегического партнёрства. На смену разобщенности пришёл период сближения и всё более активной кооперации стран региона.

Важным фундаментом этих позитивных изменений стала инициированная Президентом Узбекистана перезагрузка внешней политики, направленная на поиск решения сложных вопросов с соседними странами, что положительно отразилось на общем политико-экономическом и культурно-гуманитарном ландшафте региона. В основе этой политики лежит «приоритет превращения Центральной Азии в регион безопасности, стабильности и устойчивого развития».

Знаменательным событием в политической жизни нашего региона стала реализация инициативы созыва консультативных встреч глав государств Центральной Азии. В Совместном заявлении участников центральноазиатского саммита, состоявшегося в Ташкенте 29 ноября 2019 г., подчеркивается, что «сложившаяся в Центральной Азии тенденция на региональное сближение – это исторически обусловленная реальность».

Для придания дополнительного импульса региональному взаимодействию в 2020 г. Президентом Узбекистана было принято решение о создании в г.Ташкенте Международного института Центральной Азии. Целью деятельности этого нового научно-исследовательского института является анализ политико-правовых, торгово-экономических, гуманитарных и / других аспектов взаимодействия стран региона, исследование историко-культурного наследия Центральной Азии, продвижение совместных проектов по сохранению и укреплению культурных национальных ценностей.

В настоящее время в нашем регионе, несмотря на последствия пандемии коронавируса, наблюдается устойчивая тенденция углубления сотрудничества. Примечательно, что Всемирный банк прогнозирует экономический рост в регионе в 2021 г. до 3,7%, в 2022г. до 4,3%.

Центральная Азия с более чем 70-миллионным населением обладает широким диапазоном экономических, энергетических, транзитно-транспортных, аграрных, а также интеллектуальных ресурсов. По данным международной консалтинговой компании «Boston Consulting Group», инвестиционный потенциал реального сектора экономики региона составляет $40–70 млрд. В целом потенциал Центральной Азии в области привлечения прямых иностранных инвестиций достигает $170 млрд.

На фоне глобального падения объёма прямых иностранных инвестиций в мире, Центральная Азия демонстрирует уверенный рост и может стать новым «фронтиром» для международного капитала.

Вместе с тем, очевидно, что геополитическая стабильность и устойчивое экономическое развитие стран Центральной Азии, не имеющих выхода к морю и удаленных от ближайших портов на три тысячи километров, в значительной степени зависит от тесного регионального взаимодействия для достижения общих целей и решения стратегических задач. В их числе – укрепление внешнеэкономических связей, диверсификация экономики, открытие новых направлений сотрудничества.

Таким образом, Центральной Азии важно обеспечить политически скоординированные действия по выходу на новый – межрегиональный уровень взаимосвязанности. В этом контексте регион Южной Азии предоставляет для Центральной Азии важное стратегическое направление внешнеэкономического сотрудничества.

Геоэкономический потенциал

Роль и влияние Южной Азии в системе мировых хозяйственных связей все более увеличивается. Регион, обладающий совокупным населением почти в 2 млрд человек, ростом ВВП в 6,6–7,2% в год и номинальным ВВП в $3,461 трлн стал одним из глобальных экономических центров.

Растет товарооборот между двумя регионами. В частности, по итогам 2020 г. общий объём внешней торговли Узбекистана со странами Южной Азии составил $1,38 млрд, или 3,8% от общего объема внешней торговли. Общий объем Казахстана с южноазиатскими странами превысил $2,3 млрд (2,3%). В целом, по итогам 2020 г. товарооборот всех стран Центральной Азии с Южной Азией составил почти $4,4 млрд. Очевидно, что в среднесрочной перспективе эта тенденция будет только усиливаться.

Энергетический потенциал центральноазиатских стран становится всё более востребованным в быстрорастущих экономиках Южной Азии, что создаёт условия для успешной реализации проектов строительства ЛЭП и газопровода из Центральной Азии через Афганистан в южном направлении. Центральная и Южная Азия дополняют друг друга в энергетическом плане. Не случайно за последние десятилетия активно прорабатывались проекты экспорта газа и электроэнергии из центральноазиатских республик в Пакистан и Индию.

Среди таких проектов – CASA-1000 по развитию электроэнергетики Афганистана и созданию региональной электросети с участием Пакистана, а в перспективе – Индии, строительство газопровода Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия (ТАПИ), а также проект строительства ЛЭП Сурхан–Пули-Хумри, которая позволит подключить энергосистему Афганистана к энергетической системе Узбекистана и региона.

Региональная интеграция неэффективна без создания совместной производственной инфраструктуры и соответствующей разветвлённой коммуникационной сети. Здесь велика стратегическая ценность центральноазиатского региона как важного узла транспортных коммуникаций. Этот регион может стать и становится связующим звеном между Севером и Югом, Западом и Востоком, при этом наращивая свой транспортно-коммуникационный потенциал и возможности выхода к морским портам.

Развитие новых транспортных коридоров в сторону Индийского океана предоставит странам Центральной Азии, возможности континентальных перевозок в торговле с Индией, Пакистаном и другими странами Южной Азии. Более того, развитие грузопотока по направлению Север-Юг может способствовать более эффективному решению проблем транспортно-логистического обеспечения торгового обмена по направлению Запад-Восток, исправлению дисбаланса, связанного с превышением грузопотока из Китая в западном направлении по сравнению с движением грузов из ЕС в КНР.

Другим бенефициаром улучшения транспортной взаимосвязанности регионов Южной и Центральной Азии могут стать страны АСЕАН и в целом Азиатско-Тихоокеанского региона, которые получат экономически более эффективный доступ на рынки Евразии и Восточной Европы через порты в Индийском / океане и железные дороги Южной и Центральной Азии.

Афганистан – неотъемлемая часть общего

Ключевым звеном в региональной взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией является Афганистан, рассматриваемый как неотъемлемая часть нашего общего региона. Сегодня открываются новые стратегические возможности по интеграции Афганистана в международные инфраструктурные проекты и развитие транспортных коридоров, которые призваны соединить страны ЦА с Южноазиатским регионом.

Именно поэтому в ходе 75-й сессии Генассамблеи ООН Президентом Узбекистана было предложено создать Региональный центр развития транспортно-коммуникационной взаимосвязанности под эгидой ООН для обеспечения глубокой интеграции нашего региона в глобальные экономические и транспортные коридоры.

Немецкий эксперт Г.Кнабе отмечает, что «Афганистан исторически всегда считается транзитной страной – мостом, который судьбой преопределен выступать основным звеном трансрегиональной взаимосвязанности. Впрочем, восстановление утраченной транзитной роли Афганистана между двумя регионами может быть использовано в качестве «скрепляющего» механизма в продвижении стабильности.

Российский эксперт Т.Бордачев считает, что Узбекистан поступает абсолютно правильно, выдвигая на передний план реализацию трансрегиональных проектов, так как они могут стать главными драйверами поиска взаимоприемлемой формулы мира в Афганистане.

Экспертами отмечаются, что крупным результатом программы развития взаимосвязанности Центральной и Южной Азии может стать создание более благоприятных условий для экономической реконструкции Афганистана, его более эффективной интеграции в региональные торгово-экономические связи и укрепления заинтересованности соседних государств в установлении долгосрочного мира и устойчивого развития этой страны.

Так строительство инициированной Узбекистаном железной дороги Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар может обеспечить увеличение внешней торговли Афганистана на 50% и принести Кабулу доходы от транзита в $400–500 млн. в год.

С позиции стран Южной Азии введение в строй указанного железнодорожного маршрута позволит существенно сократить сроки доставки грузов до Центральной Азии, СНГ и Европы. С позиции стран Центральной Азии трансафганский коридор откроет совершенно новый и наикратчайший путь к перспективным рынкам Южной Азии.

В целом запуск этой магистрали создаст мощную платформу для достижения инклюзивного экономического развития стран Центральной и Южной Азии. Проект будет способствовать расширению транспортно-коммуникационной сети внутри Афганистана и станет частью более обширной инфраструктурной взаимосвязанности Центральной и Южной Азии.

Поддержку проекту выразили Россия, Китай и США. Заинтересованность в строительстве железной дороги на пешаварском направлении проявили представители Всемирного банка, АБР, ЕБРР, ЕИБ, ИБР, АБИИ, Международной финансовой корпорации развития.

Значительный эффект может принести Афганистану также развитие транспортной инфраструктуры и транзит грузов через страны Центральной Азии и Иран в Индию и страны Ближнего Востока и в обратном направлении – в страны Евразии и Китай.

Особое значение в данном направлении обретает развитие транспортных коридоров в Центральной Азии, способной связать транспортные коридоры, проходящие по маршруту Север-Юг и Запад-Восток. Включение в разветвленную сеть транспортных коридоров «Одного пояса, одного пути» железнодорожного проекта «Китай–Кыргызстан–Узбекистан» и выход на порты Индийского океана, обеспечит активное подключение Афганистана к международным и региональным экономическим процессам.

Крупные экономические проекты, сопряженные с трансрегиональными магистралями, подобными трассе Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар, выступают объединяющим началом в деле мирного урегулирования афганского кризиса и экономического развития этой страны.

Укрепление транспортной и экономической взаимосвязанности двух регионов может оказать громадное позитивное воздействие на развитии торгово-экономических связей всей континентальной Азии, крупным транспортным и затем экономических хабом, которым может стать центральноазиатский регион.

Ожидания от международной конференции

15–16 июля этого года в Ташкенте по инициативе Президента Узбекистана пройдет Международная конференция высокого уровня на тему: «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности».

По итогам конференции ожидаются, во-первых, конкретные предложения и инициативы по практической реализации транспортно-транзитного потенциала двух регионов, выходу на перспективные рынки, расширению экспорта, привлечению инвестиций, инноваций и технологий, активизации гуманитарных и туристических обменов.

Во-вторых, созданию инновационной среды в этих регионах, придаст новый импульс реализации крупных инфраструктурных проектов, развитию современной транспортно-коммуникационной инфраструктуры, телекоммуникационных и производственно-технологических сетей, соединяющих Центральную Азию с Южноазиатским и другими регионами мира.

В-третьих, самое важное – инициатива укрепления межрегиональной взаимосвязанности направлена на достижение инновационного экономического роста, устойчивого развития и стабильности в обширном, стратегически важном районе мира, от поступательного развития которого во многом зависит динамика и характер мирового развития в ближайшие десятилетия.

В-четвертых, итоги международной конференции не только закрепят за Узбекистаном авторство идеи грандиозного интеграционного проекта, но и отведет ему роль своеобразного локомотива, пробивающего дорогу к большой трансрегиональной взаимосвязанности.

В-пятых, зарубежные эксперты расценивают инициативу узбекского лидера как логическое продолжение современной внешнеполитической стратегии Узбекистана, в рамках которой Ташкент призывает внешних партнеров к взаимовыгодному сотрудничеству по реализации проектов субрегионального масштаба. Особенно эти шаги органично дополняют афганскую политику Узбекистана, которая сегодня находит поддержку во всем мире.

Акмал Саидов,

первый заместитель спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Газета «Народное слово»,

15 июля 2021 года