Общие сведения по стране

Узбекистан расположен на древнем Шёлковом пути, занимая стратегическое положение на перекрестке между Европой и Азией. Экономика Узбекистана является одной из самых динамично развивающихся в Центральной Азии: несмотря на пандемию «COVID-19», ВВП страны вырос на 1,9% в 2020 году с последующим быстрым восстановлением до 7,4% в 2021 году, согласно данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике. Узбекистан, население которого насчитывает 35 млн человек, представляет собой большой рынок для различных товаров и услуг, а также предоставляет возможность для выхода к рынкам Содружества Независимых Государств (СНГ) и соседних стран.

Узбекистан располагает богатыми запасами природного газа, золота, урана, серебра, меди и многих других полезных ископаемых. Это дает множество возможностей для инвестиций и обеспечивает макроэкономическую стабильность страны. Страна обладает молодой и квалифицированной рабочей силой и предлагает различные налоговые и таможенные льготы, а также условия для экономически эффективных инвестиций и торговли.

Начиная с 2017 года Узбекистан переживает новый ускоренный этап развития – в стране осуществляются широкомасштабные политические и экономические реформы, которые привели к созданию более открытой, рыночно-ориентированной экономики и более благоприятного инвестиционного климата на фоне мер по приватизации крупных государственных предприятий.

Регион  География
Центральная Азия  Граничит со странами, не имеющими выхода к морю (50% пустыня, 20% горы)
Столица  Валюта
Ташкент  Узбекский сум (1 доллар США = 10837 сум, по состоянию на 01.01.2022 г.) 
Население  Этнический состав
35,3 млн. (по состоянию на 01.01.2022 г.) Узбеки - 83,8%; таджики - 4,8%; казахи - 2,5%; русские - 2,3%; каракалпаки - 2,2%; татары - 1,5%; другие- 4,4% (2017 г.) 
Площадь  Климат
448 900 км²  Резко континентальный; годовые осадки - 243 мм; температура - от 42 до 47 ºC (высок.), от -11 до -2 ºC (низк.)
Высота над уровнем моря  Система рек
Низшая точка: Сарыкамышское озеро - 5 м; высшая точка: пик Бештор - 4 299 м Главные реки: Амударья, Сырдарья, Зарафшан, Сурхандарья и Чирчик
Уровень грамотности  Средняя продолжительность жизни
100% (2019 г.)  73,4 года (2020 г.)
Язык  Форма правления
Узбекский (государственный язык); русский (широко используется); английский (все чаще используется в крупных городах) Узбекистан является президентской конституционной республикой, в которой президент является главой государства. Кабинет министров возглавляет премьер-министр.

Реформы

Экономические реформы в Узбекистане ускорились с 2017 года, когда правительство приняло пятилетнюю программу развития – Стратегию действий на 2017-2021 годы. Страна достигла заметного прогресса в структурных преобразованиях, улучшении инвестиционного климата и обеспечении более свободных, прозрачных и равных условий для предпринимателей. Благодаря сильной политической воле и решимости в проведении экономической либерализации за последние 5 лет Узбекистан укрепляет свои позиции в международных рейтингах по инвестиционному климату и ведению бизнеса, несмотря на негативные последствия пандемии COVID-19.

В 2022 году Правительством была принята новая национальная стратегия развития - Стратегия развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы. Данная стратегия предусматривает привлечение инвестиций в размере 120 млрд. долл. в ближайшие пять лет, в том числе иностранных инвестиций в размере 70 млрд. долл. с акцентом на электроэнергетику, транспорт, здравоохранение, образование, «зеленую» экономику, коммунальное хозяйство и управление водными ресурсами.

Среди других инициатив, связанных с инвестициями и бизнесом в рамках стратегии, можно выделить:

• Реформы в сельскохозяйственном секторе и землепользовании;

• Реформы в сфере образования и здравоохранения;

• Цифровизация экономики;

• Либерализация торгового режима и возможное вступление в региональные таможенные союзы и ВТО;

• Реализация масштабных программ приватизации и трансформация государственных предприятий.

Макроэкономические показатели

Узбекистан эффективно преодолел кризис COVID-19, став одной из немногих стран в мире, достигших положительного экономического роста в 2020 году. Правительством были приняты решительные меры политики по смягчению экономических последствий пандемии, включая увеличение расходов на здравоохранение и социальную помощь, а также финансовую поддержку частного сектора.

Прогноз экономического развития Узбекистана остается стабильным, поскольку правительством продолжается курс перехода страны к рыночно-ориентированной экономике, повышению эффективности использования ресурсов и созданию более конкурентоспособной и прозрачной бизнес-среды, стимулируемой ростом частного сектора.

Экономика Узбекистана сохраняет сильные фискальные и внешние буферы: государственный долг менее 40% от ВВП и 35 млрд. долл. в золотовалютных резервах в 2021 году. Уровень инфляции снизился с 15,2% в 2019 году до 10,0% в 2021 году благодаря стремлению правительства снижению годовой инфляции до 5% к 2023 году.

Показатели  2018 2019 2020 2021
ВВП на душу населения (в долл.)  1 611.2 1 801.4 1 767.4 1 901.5
ВВП, млрд. долл.  52.62 59.91 59.93 65.50
Сельское хозяйство, %  30.0 26.9 27.1 26.9
Промышленность, %  25.3 28.1 27.5 27.8
Строительство, %  5.8 6.3 6.7 6.7
Услуги, %  38.9 38.7 38.7 38.5
Инфляция (годовые средние потребительские цены), %  14.3 15.2 11.1 10.0
Основная ставка ЦБ, %  16 16 14 14
Золотовалютные резервы (включая золото), млрд. долл.  26.5 27.7 33.0 34.8
Государственный долг, % от ВВП  19.7 28.4 37.6 36.8
Сальдо текущего счета, % от ВВП  -6.8 -5.6 -5.0 -7.0
Приток ПИИ, млрд. долл.  625 2 316 1 726 N/A
Уровень безработицы, %  9.3 9.0 10.5 9.6

Человеческий капитал

Узбекистан – самая густонаселенная страна в Центральной Азии. Население страны, составляющее в настоящее время 35 млн. человек, ежегодно увеличивается почти на 2%. Оно равномерно распределено по полу, в основном состоит из людей трудоспособного возраста или моложе, имеет высокие показатели окончания учебных заведений и грамотности.

В результате масштабных государственных реформ в сфере образования в период с 2017 по 2020 год посещаемость в дошкольных учреждениях по всей стране выросла с 25% до почти 50%, а в высших учебных заведениях – с 9% до 25%. Уровень охвата начальным и средним образованием в Узбекистане в настоящее время составляет почти 100%. В настоящее время в стране насчитывается 126 высших учебных заведений, в том числе 93 государственных, 11 частных местных заведений и 22 иностранных университета и филиалов.

Международная торговля

С 2017 года Узбекистан добился значительных успехов в либерализации торгового режима и сокращении торговых и административных барьеров для импортеров и экспортеров. Страна открылась для международной торговли путем установления многогранных международных отношений, заключив соглашения о предоставлении торгово-экономического режима наибольшего благоприятствования с 47 странами и двусторонние инвестиционные соглашения с 48 странами.

В июле 2020 года Узбекистан возобновил переговоры о вступлении в ВТО, присоединение к которой позволит стране стать неотъемлемой частью мировой экономики и многосторонней торговой системы. В апреле 2021 года Узбекистан присоединился к Всеобщей системе преференций плюс (GSP+) Европейского союза, которая отменяет тарифы на более чем 6200 товарных позиций, экспортируемых в страны ЕС.

Ключевыми направлениями экспорта Узбекистана являются Китай, Россия, Турция и Казахстан. Основные статьи экспорта Узбекистана - золото, на долю которого приходится 25%, далее следуют услуги (15%), металлы (10%) и продукты питания (9%). Узбекистан главным образом импортирует оборудование (37%), химическую продукцию (17%) и продукты питания (11%). Китай и Россия продолжают лидировать по объему импорта на узбекском рынке, за ними следуют Казахстан и Южная Корея.

торговля

Свободные экономические зоны и стоимость ведения бизнеса

По состоянию на 1 июля 2022 года в Узбекистане насчитывалось 24 свободные экономические зоны (СЭЗ), предоставляющие экспортно-ориентированным предприятиям особые льготы и инфраструктуру. В период с 2008 по 2021 год в СЭЗ было реализовано 559 инвестиционных проектов, в результате которых было создано 46 833 рабочих мест и привлечено иностранных инвестиций на сумму 905,6 млн. долл.

В Узбекистане применяются конкурентоспособные и недорогие тарифы на коммунальные услуги предприятиям, а также выгодные ставки налога на прибыль (НП) и налога на добавленную стоимость (НДС). Инфраструктура страны находится в процессе крупномасштабной модернизации и расширения. Кроме того, Узбекистан располагает хорошо образованной рабочей силой с привлекательными условиями заработной платы и стоимостью рабочей силы.

Налоговые льготы для предприятий СЭЗ.

Налог на прибыль:

• 3 года для инвестиций от 3 млн. до 5 млн. долл.

• 5 лет для инвестиций от 5 до 15 млн. долл.

• 10 лет для инвестиций свыше 15 млн. долл.

Налог на имущество, земельный налог, налог на пользование водными ресурсами:

• 3 года для инвестиций от 300 000 до 3 млн. долл.

• 5 лет для инвестиций от 3 до 5 млн. долл.

• 7 лет для инвестиций от 5 до 10 млн. долл.

• 10 лет для инвестиций от 10 млн. долл.

Стоимость ведения бизнеса

Показатели Узбекистан В среднем по СНГ
Электроэнергия, долл. за 1 кВт/ч 0.03 0.049
Вода, долл. за 1 м³ 0.04 0.07
Природный газ, долл. за 1 м³ 0.04 0.198
Среднемесячная зарплата, долл. 266 428
Налог на прибыль, % 15 17.5
Налог на добавленную стоимость, % 15 17
Налог на доходы физических лиц, % 12 12