Общие сведения по стране
Узбекистан расположен на древнем Шёлковом пути, занимая стратегическое положение на перекрестке между Европой и Азией. Экономика Узбекистана является одной из самых динамично развивающихся в Центральной Азии: несмотря на пандемию «COVID-19», ВВП страны вырос на 1,9% в 2020 году с последующим быстрым восстановлением до 7,4% в 2021 году, согласно данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике. Узбекистан, население которого насчитывает 35 млн человек, представляет собой большой рынок для различных товаров и услуг, а также предоставляет возможность для выхода к рынкам Содружества Независимых Государств (СНГ) и соседних стран.
Узбекистан располагает богатыми запасами природного газа, золота, урана, серебра, меди и многих других полезных ископаемых. Это дает множество возможностей для инвестиций и обеспечивает макроэкономическую стабильность страны. Страна обладает молодой и квалифицированной рабочей силой и предлагает различные налоговые и таможенные льготы, а также условия для экономически эффективных инвестиций и торговли.
Начиная с 2017 года Узбекистан переживает новый ускоренный этап развития – в стране осуществляются широкомасштабные политические и экономические реформы, которые привели к созданию более открытой, рыночно-ориентированной экономики и более благоприятного инвестиционного климата на фоне мер по приватизации крупных государственных предприятий.
Регион | География |
Центральная Азия | Граничит со странами, не имеющими выхода к морю (50% пустыня, 20% горы) |
Столица | Валюта |
Ташкент | Узбекский сум (1 доллар США = 10837 сум, по состоянию на 01.01.2022 г.) |
Население | Этнический состав |
35,3 млн. (по состоянию на 01.01.2022 г.) | Узбеки - 83,8%; таджики - 4,8%; казахи - 2,5%; русские - 2,3%; каракалпаки - 2,2%; татары - 1,5%; другие- 4,4% (2017 г.) |
Площадь | Климат |
448 900 км² | Резко континентальный; годовые осадки - 243 мм; температура - от 42 до 47 ºC (высок.), от -11 до -2 ºC (низк.) |
Высота над уровнем моря | Система рек |
Низшая точка: Сарыкамышское озеро - 5 м; высшая точка: пик Бештор - 4 299 м | Главные реки: Амударья, Сырдарья, Зарафшан, Сурхандарья и Чирчик |
Уровень грамотности | Средняя продолжительность жизни |
100% (2019 г.) | 73,4 года (2020 г.) |
Язык | Форма правления |
Узбекский (государственный язык); русский (широко используется); английский (все чаще используется в крупных городах) | Узбекистан является президентской конституционной республикой, в которой президент является главой государства. Кабинет министров возглавляет премьер-министр. |
Реформы
Экономические реформы в Узбекистане ускорились с 2017 года, когда правительство приняло пятилетнюю программу развития – Стратегию действий на 2017-2021 годы. Страна достигла заметного прогресса в структурных преобразованиях, улучшении инвестиционного климата и обеспечении более свободных, прозрачных и равных условий для предпринимателей. Благодаря сильной политической воле и решимости в проведении экономической либерализации за последние 5 лет Узбекистан укрепляет свои позиции в международных рейтингах по инвестиционному климату и ведению бизнеса, несмотря на негативные последствия пандемии COVID-19.
В 2022 году Правительством была принята новая национальная стратегия развития - Стратегия развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы. Данная стратегия предусматривает привлечение инвестиций в размере 120 млрд. долл. в ближайшие пять лет, в том числе иностранных инвестиций в размере 70 млрд. долл. с акцентом на электроэнергетику, транспорт, здравоохранение, образование, «зеленую» экономику, коммунальное хозяйство и управление водными ресурсами.
Среди других инициатив, связанных с инвестициями и бизнесом в рамках стратегии, можно выделить:
• Реформы в сельскохозяйственном секторе и землепользовании;
• Реформы в сфере образования и здравоохранения;
• Цифровизация экономики;
• Либерализация торгового режима и возможное вступление в региональные таможенные союзы и ВТО;
• Реализация масштабных программ приватизации и трансформация государственных предприятий.
Макроэкономические показатели
Узбекистан эффективно преодолел кризис COVID-19, став одной из немногих стран в мире, достигших положительного экономического роста в 2020 году. Правительством были приняты решительные меры политики по смягчению экономических последствий пандемии, включая увеличение расходов на здравоохранение и социальную помощь, а также финансовую поддержку частного сектора.
Прогноз экономического развития Узбекистана остается стабильным, поскольку правительством продолжается курс перехода страны к рыночно-ориентированной экономике, повышению эффективности использования ресурсов и созданию более конкурентоспособной и прозрачной бизнес-среды, стимулируемой ростом частного сектора.
Экономика Узбекистана сохраняет сильные фискальные и внешние буферы: государственный долг менее 40% от ВВП и 35 млрд. долл. в золотовалютных резервах в 2021 году. Уровень инфляции снизился с 15,2% в 2019 году до 10,0% в 2021 году благодаря стремлению правительства снижению годовой инфляции до 5% к 2023 году.
Показатели | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
ВВП на душу населения (в долл.) | 1 611.2 | 1 801.4 | 1 767.4 | 1 901.5 |
ВВП, млрд. долл. | 52.62 | 59.91 | 59.93 | 65.50 |
Сельское хозяйство, % | 30.0 | 26.9 | 27.1 | 26.9 |
Промышленность, % | 25.3 | 28.1 | 27.5 | 27.8 |
Строительство, % | 5.8 | 6.3 | 6.7 | 6.7 |
Услуги, % | 38.9 | 38.7 | 38.7 | 38.5 |
Инфляция (годовые средние потребительские цены), % | 14.3 | 15.2 | 11.1 | 10.0 |
Основная ставка ЦБ, % | 16 | 16 | 14 | 14 |
Золотовалютные резервы (включая золото), млрд. долл. | 26.5 | 27.7 | 33.0 | 34.8 |
Государственный долг, % от ВВП | 19.7 | 28.4 | 37.6 | 36.8 |
Сальдо текущего счета, % от ВВП | -6.8 | -5.6 | -5.0 | -7.0 |
Приток ПИИ, млрд. долл. | 625 | 2 316 | 1 726 | N/A |
Уровень безработицы, % | 9.3 | 9.0 | 10.5 | 9.6 |
Человеческий капитал
Узбекистан – самая густонаселенная страна в Центральной Азии. Население страны, составляющее в настоящее время 35 млн. человек, ежегодно увеличивается почти на 2%. Оно равномерно распределено по полу, в основном состоит из людей трудоспособного возраста или моложе, имеет высокие показатели окончания учебных заведений и грамотности.
В результате масштабных государственных реформ в сфере образования в период с 2017 по 2020 год посещаемость в дошкольных учреждениях по всей стране выросла с 25% до почти 50%, а в высших учебных заведениях – с 9% до 25%. Уровень охвата начальным и средним образованием в Узбекистане в настоящее время составляет почти 100%. В настоящее время в стране насчитывается 126 высших учебных заведений, в том числе 93 государственных, 11 частных местных заведений и 22 иностранных университета и филиалов.
Международная торговля
С 2017 года Узбекистан добился значительных успехов в либерализации торгового режима и сокращении торговых и административных барьеров для импортеров и экспортеров. Страна открылась для международной торговли путем установления многогранных международных отношений, заключив соглашения о предоставлении торгово-экономического режима наибольшего благоприятствования с 47 странами и двусторонние инвестиционные соглашения с 48 странами.
В июле 2020 года Узбекистан возобновил переговоры о вступлении в ВТО, присоединение к которой позволит стране стать неотъемлемой частью мировой экономики и многосторонней торговой системы. В апреле 2021 года Узбекистан присоединился к Всеобщей системе преференций плюс (GSP+) Европейского союза, которая отменяет тарифы на более чем 6200 товарных позиций, экспортируемых в страны ЕС.
Ключевыми направлениями экспорта Узбекистана являются Китай, Россия, Турция и Казахстан. Основные статьи экспорта Узбекистана - золото, на долю которого приходится 25%, далее следуют услуги (15%), металлы (10%) и продукты питания (9%). Узбекистан главным образом импортирует оборудование (37%), химическую продукцию (17%) и продукты питания (11%). Китай и Россия продолжают лидировать по объему импорта на узбекском рынке, за ними следуют Казахстан и Южная Корея.
Свободные экономические зоны и стоимость ведения бизнеса
По состоянию на 1 июля 2022 года в Узбекистане насчитывалось 24 свободные экономические зоны (СЭЗ), предоставляющие экспортно-ориентированным предприятиям особые льготы и инфраструктуру. В период с 2008 по 2021 год в СЭЗ было реализовано 559 инвестиционных проектов, в результате которых было создано 46 833 рабочих мест и привлечено иностранных инвестиций на сумму 905,6 млн. долл.
В Узбекистане применяются конкурентоспособные и недорогие тарифы на коммунальные услуги предприятиям, а также выгодные ставки налога на прибыль (НП) и налога на добавленную стоимость (НДС). Инфраструктура страны находится в процессе крупномасштабной модернизации и расширения. Кроме того, Узбекистан располагает хорошо образованной рабочей силой с привлекательными условиями заработной платы и стоимостью рабочей силы.
Налоговые льготы для предприятий СЭЗ.
Налог на прибыль:
• 3 года для инвестиций от 3 млн. до 5 млн. долл.
• 5 лет для инвестиций от 5 до 15 млн. долл.
• 10 лет для инвестиций свыше 15 млн. долл.
Налог на имущество, земельный налог, налог на пользование водными ресурсами:
• 3 года для инвестиций от 300 000 до 3 млн. долл.
• 5 лет для инвестиций от 3 до 5 млн. долл.
• 7 лет для инвестиций от 5 до 10 млн. долл.
• 10 лет для инвестиций от 10 млн. долл.
Стоимость ведения бизнеса
Показатели | Узбекистан | В среднем по СНГ |
Электроэнергия, долл. за 1 кВт/ч | 0.03 | 0.049 |
Вода, долл. за 1 м³ | 0.04 | 0.07 |
Природный газ, долл. за 1 м³ | 0.04 | 0.198 |
Среднемесячная зарплата, долл. | 266 | 428 |
Налог на прибыль, % | 15 | 17.5 |
Налог на добавленную стоимость, % | 15 | 17 |
Налог на доходы физических лиц, % | 12 | 12 |