825__95_2803596142.jpgАнализ представил на виртуальной конференции «Взаимодействие Центральной и Южной Азии: почему это важно в регионе и за его пределами» директор ЦЭИР Обид Хакимов.

Сегодня состоялась виртуальная конференция «Взаимодействие Центральной и Южной Азии: почему это важно в регионе и за его пределами», организованный Посольством Республики Узбекистан в Бельгии совместно с медиа-порталом «EURACTIV».

Мероприятие посвящено предстоящей международной конференции «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности», которая пройдет по инициативе Президента Узбекистана Шавката Мирзиеева15-16 июля в Ташкенте.

Целью мероприятия стало доведение до европейских политико-дипломатических, экспертно-аналитических, деловых кругов и СМИ продвигаемой Узбекистаном инициативы по вопросам развития сотрудничества и укрепления взаимодействия Центральной и Южной Азии.

В мероприятии приняли участие Дилёр Хакимов, Посол Узбекистана в Бельгии, директор Центра экономических исследований и реформ (ЦЭИР) Обид Хакимов, Филипп ван Амерсфорт, заместитель начальника отдела Центральной Азии института EEAS, Роман Влахутин, посол по особым поручениям EEAS, Рышард Чарнецки, депутат Европарламента, Стефания Беналья, научный сотрудник интитута CEPS, Штефан Фюле, бывший комиссар ЕС по вопросам расширения и европейского соседства, консультант, а также представители зарубежных СМИ.

Директор ЦЭИР Обид Хакимов представил участникам конференции анализ по оценке нереализованного потенциала взаимной торговли между странами Центральной и Южной Азии.

В своем выступлении директор ЦЭИР остановился на возможностях реализации неиспользованного торгового потенциала между странами двух регионов.

По итогам 2020 года суммарный товарооборот стран ЦА с странами Южной Азии составил 4,4 млрд.долл. или 3,2% от их общего внешнеторгового оборота (142,6 млрд.долл.).

Наибольшие доли в товарообороте стран Центральной Азии с странами Южной Азии занимают Казахстан (52,8%), Узбекистан (31,2%) и Туркменистан (10,4%).

Согласно докладу международной консалтинговой кампании BCG «Investing in Central Asia: one region, many opportunities» («Инвестиции в Центральную Азию: один регион-множество возможностей») от 2018 г., потенциал ЦА по привлечению прямых иностранных инвестиций в течение следующих 10 лет оценивается в объеме до 170 млрд.долл., в том числе 40-70 млрд.долл. в несырьевые отрасли.

В то же время, сопоставительный анализ структуры экспорта стран ЦА и структуры импорта стран Южной Азии показал, что по совпадающим товарным позициям импорт стран Южной Азии составляет почти 560 млрд.долл.

“Конечно, это не означает, что страны Центральной Азии могут заменить указанный объем импорта стран Южной Азии, но это показывает наличие большого неиспользованного потенциала во взаимной торговле”, - отметил директор ЦЭИР.

Он привел пример стран Южной Азии, которые в 2019 году импортировали химических удобрений на 8,6 млрд.долл., в том числе Индия на 7,2 млрд.долл., Бангладеш на 749,2 млн.долл., Пакистан на 606,0 млн.долл.

При этом страны ЦА экспортировали химических удобрений на внешний рынок на 384,3 млн.долл., из них в страны Южной Азии только на 32,3 млн.долл. В том числе Узбекистан в 2019 году экспортировал минеральных удобрений на 135,9 млн.долл., из них в страны Южной Азии только на 24,9 млн. долл., в основном в Афганистан на 24,1 млн.долл., в Индию на 0,4 млн. и Шри-Ланку на 0,3 млн.

Анализ ЦЭИР показал, что имеется также нереализованный потенциал по наращиванию странами ЦА экспорта пищевой продукции, в частности пшеницы, фруктов, овощей, в основном бобовых, а также орехов.

“Все страны Центральной Азии заинтересованы в расширении экономического сотрудничества с странами Южной Азии, особенно с Афганистаном, Индией и Пакистаном”, - отметил Обид Хакимов.

По расчетам, наибольшие объемы экспорта стран ЦА приходятся на Афганистан, в связи с его географической близостью, а также наличием транспортной инфрастуктуры, созданной в последние годы при участии Узбекистана и международных финансовых организаций.

Он также сообщил, что Узбекистан планирует довести к 2023 году годовой объем взаимной торговли с Афганистаном до 2 млрд.долл., а также заключить с ним «Соглашение о преференциальной торговле».

В свою очередь, европейской стороной отмечено, что опыт Европейского союза по взаимосвязи и выстраиванию коммуникаций может представлять особый интерес для стран Центральной и Южной Азии. Эксперты выделили 5 основных этапов, в частности, глобализацию, выход из самоизоляции, развитие требует торговли, стабильность и кооперацию.

Говоря о перспективах сотрудничества стран Центральной и Южной Азии, директор ЦЭИР перечислил основные направления, среди них: прокладка новых транспортных коридоров, обеспечивающих выход стран ЦА к южным морским портам, сотрудничество в энергетической сфере (экспорт электроэнергии, природного газа, нефтепродуктов), поощрение взаимных инвестиций, а также расширение и диверсификация внешней торговли.

При этом, он отметил, что Центральная и Южная Азия соединяются на границе с Афганистаном, который играет роль своеобразного моста между двумя регионами.

В связи с этим, Обид Хакимов подчеркнул, что “стабилизация ситуации в Афганистане расширит возможности для наращивания торгово-экономических и инвестиционных связей, усиления транспортно-коммуникационного взаимодействия между странами Центральной и Южной Азии”.

Служба по связям с общественностью ЦЭИР