grazhdanskoe-obshchestvo-i-pravovoe-gosudarstvo-e1525546853282.jpg

Теория и практика строительства демократического правового государства напрямую связана с формированием и уровнем развития гражданского общества. В современном Узбекистане процессы демократизации и модернизации рассматриваются в тесной связи с активизацией институтов гражданского общества.

За неполных 5 лет, прошедших после выборов Президента Республики Узбекистан в декабре 2016 года, страна и общество динамично двигаются вперед, уверенно преодолевая накопившиеся нерешенные проблемы за предыдущие годы независимого развития.

Демократические принципы органов государственной власти и институтов гражданского общества в современном Узбекистане.

Согласно ст.7 Конституции Республики Узбекистан «народ является единственным источником государственной власти. Государственная власть в Республике Узбекистан осуществляется в интересах народа…» В последние годы в Узбекистане формируется эффективно и стабильно действующая система, обеспечивающая верховенство Конституции и законов, при которой ни народ служит государственным органам, а государственные органы служат народу. Именно с утверждения этого принципа можно считать отсчет формирования активного гражданского общества. Чтобы воплотить данную норму Конституции, верховная власть предприняла масштабные и неординарные действия по соблюдению законности, установления правового порядка, глубокому реформированию всей правоохранительной и судебной системы, активному развитию гражданского общества.

В подтверждение сказанного следует привести выдержку из статьи испанского национального онлайн-издания «Diario Arbat» где говорится, что «после того, как Шавкат Мирзиёев стал главой государства, в качестве одной из важнейших задач, он определил формирование сильного гражданского общества».

Об этом свидетельствует подписанный Президентом Республики Узбекистан Указ от 4 марта 2021 года «Об утверждении Концепции развития гражданского общества в 2021 — 2025 годах» с развернутой Дорожной картой конкретных действий. В Указе закреплены положения о поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, об усилении социального партнерства между институтами гражданского общества и государственными органами, об осуществлении действенного общественного контроля, а также по совершенствованию правовой базы, регулирующую данную сферу.

В настоящее время демократия в новомУзбекистане означает не только народовластие с обеспеченными свободами, правами и законными интересами граждан, но и последовательную реализацию их гарантий. Здесь подразумевается налаживание деятельности эффективной системы общественного контроля со стороны институтов гражданского общества, в первую очередь, средств массовой информации, интернет-ресурсов, блогеров и ННО. Только благодаря взаимодействию институтов гражданского общества с органами государственной власти возможно обеспечение достойного качества жизни людей, прав и свобод граждан.

Знаменательным событием 2020 года стало то, что Узбекистан был избран членом Совета ООН по правам человека. Это стало возможным в результате осуществляемых реформ в стране по формированию правового государства и гражданского общества.

Взаимоотношения институтов гражданского общества и органов государственной власти в рамках классической модели в Узбекистане осуществляются по следующим основным принципам:

̶гражданское общество обращается к государству со своими инициативами, требующими поддержки;

̶государство изучает гражданские инициативы, поддерживает и одобряет их;

̶государство оказывает институтам гражданского общества материальную, моральную, информационную поддержку.

Исторически сложившимся институтом гражданского общества в Узбекистане является махалля – орган самоуправления граждан. Этот институт гражданского общества прошёл длительное испытание временем и на деле доказал необходимость своего существования, как важного связующего звена между обществом и государством. Махалля сегодня, как никогда востребована своим мощным потенциалом гражданской активности. Не случайно, все поездки руководителя страны по регионам включают обязательное посещение махаллей, не по заранее подготовленной программе, а экспромтом. Такие встречи, открытый диалог в той или иной махалле позволяют выявить проблемы, имеющие место быть практически по всей республике.

Махалля – как институт гражданского общества Узбекистана, в настоящее время переживает свое новое возрождение, так как находит основательную поддержку со стороны органов государственной власти, СМИ и предпринимательского сообщества.

В процессе формирования активного гражданского общества особая роль отводится Олий Мажлису Республики Узбекистан (парламент) и кенгашам народных депутатов всех уровней. В настоящее время деятельность представительных органов государственной власти направлена на тесное сотрудничество с институтами гражданского общества, как при разработке законодательных актов, так и при обсуждении насущных проблем в региональном разрезе. Глава государства требует постоянного и неуклонного взаимодействия депутатов всех уровней с институтами гражданского общества. Руководителем страны поставлена задача, как перед членами правительства, так и перед депутатами парламента республики проводить основное время своей работы в регионах, районах и махаллях. В настоящее время данная работа со стороны государственных органов во взаимодействии с институтами гражданского общества: политическими партиями, махаллёй, СМИ, профессиональными союзами и другими структурами гражданского общества резко подняла градус доверия населения к государственным органам.

Тенденции развития гражданского общества в стране

Тенденции развития гражданского общества в стране ставят задачу партнерства государственных органов с институтами гражданского общества. Правовой основой и гарантией формирования гражданского общества выступает Конституция, Законы Республики Узбекистан «Об общественном контроле», «О негосударственных некоммерческих организациях», «О средствах массовой информации», «О государственно-частном партнерстве», «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», «Об обращениях физических и юридических лиц» а также Указы Президента «О мерах по коренному повышению роли институтов гражданского общества в процессе демократического обновления страны», «О дополнительных мерах по обеспечению открытости деятельности государственных органов и организации, а также по эффективному осуществлению общественного контроля», «Об утверждении концепции развития гражданского общества в 2021 – 2025 годах». Таким образом, перечисленные нормативно-правовые акты позволяют выделить основные тенденции по формированию активного гражданского общества, которые включают в себя следующие задачи:

̶укрепление правовых основ понятий «гражданское общество» и «институты гражданского общества» и совершенствование их организационно-правовых форм;

̶разработка критериев и методологии оценки деятельности институтов гражданского общества с учетом внесенного ими вклада в решение социально-экономических вопросов и развитие общества;

̶пересмотр актов законодательства о деятельности средств массовой информации, журналистов и блогеров, унификация их в законодательный акт прямого действия;

̶перевод всех государственных услуг между негосударственными некоммерческими организациями и регистрирующим органом в электронную форму;

̶создание аналитических, научно-образовательных лабораторий (мозговых центров) для научно-теоретического изучения гражданского общества, постоянного анализа его развития;

̶проведение прикладных и фундаментальных исследований по вопросам развития гражданского общества и организация курсов переподготовки и повышения квалификации представителей негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества.

̶упрощение процедур и устранение бюрократических барьеров, связанных с регистрацией институтов гражданского общества и получением средств от иностранных источников;

̶анализ и обобщение Декларации о правозащитниках и других международных документов, а также совершенствование на их основе правовой базы деятельности правозащитников.

Особое внимание на современном этапе развития гражданского общества отводится такому важному институту, как общественный контроль. При отсутствии общественного контроля со стороны общества, органы государственной власти не всегда добросовестно и эффективно выполняют свои обязанности. Именно поэтому актуальной задачей в сфере развития гражданских институтов остается создание эффективных механизмов осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и управления.

Также примечательно, что в настоящее время в стране создается система, направленная на осуществление соответствующего мониторинга и общественного контроля со стороны институтов гражданского общества над деятельностью и качеством работы правоохранительных органов. Это незамедлительно отразилось и на настроении граждан Узбекистана. За последние 4 года резко уменьшилось число жалоб и заявлений в адрес этих структур.

Особенности политических процессов через призму участия в них институтов гражданского общества.

Каждый год в Узбекистане появляются новые общественные организации благодаря тому, что власть создала благоприятную основу для данного процесса. Появление каждой организации не бывает случайным. Одной из самых распространенных причин, как уже говорилось, является защита интересов граждан.

Все негосударственные некоммерческие организации можно рассматривать как правозащитные ННО, потому что согласно Закону Республики Узбекистан «О негосударственных некоммерческих организациях» одна из их основных задач – защита прав человека и демократических ценностей.

Созданные повсеместно по инициативе руководителя страны народные, виртуальные приемные Президента, а затем и премьер-министра и всех руководителей министерств и ведомств дают ожидаемые результаты. За четыре года с жалобами, предложениями и обращениями в данные приемные обратилось около 5 млн. граждан Республики Узбекистан. По требованию главы государства, ни одно заявление, жалоба или обращение не должны остаться без внимания властей. Это жесткое требование находится под личным контролем руководителя страны, более 80% обращений были справедливы и нашли свое решение. Данный пример является наглядным показателем совершенствование системы обращений граждан по защите своих прав, свобод и законных интересов, способствует повышению политической и гражданской активности населения Узбекистана.

В свою очередь следует заметить, что сама жизнь сегодня в новом Узбекистане выдвигает всё новые и новые требования по постоянному мониторингу существующих проблем, как на местном, региональном, так и государственном уровнях, депутаты сегодня заново учатся работать и мыслить по-новому. Содержание народовластия – это работа всего депутатского корпуса в избирательных округах со своими избирателями, она служит связующим звеном между законотворческой деятельностью парламента и электоратом в процессе принятия новых и важных общественно-политических решений. В то же время это создаст систему двусторонней подотчетности, приблизит парламент к народу, послужит обеспечению справедливости и верховенства закона. Общество постепенно избавляется от действовавшей многие годы системы, когда за народ думало и решало правительство, сегодня разительно изменяется положение дел в стране, когда верховная власть требует инициатив снизу. В связи с чем неизмеримо возрастает роль институтов гражданского общества. Мы открыто заявили о своей приверженности демократии и соблюдению прав человека, в это плане для нас является важным направлением изучение опыта развитых демократических государства с сильным гражданским обществом. Сегодня в стране после длительного перерыва возобновили свою работу десятки представительств международных организаций, различных фондов, средств массовой информации. Руководитель государства особое внимание обратил на проблему взаимодействия национальных институтов гражданского общества с международными неправительственными организациями.

Сегодня новый Узбекистан представляет для мирового сообщества особый интерес в связи с осуществляемой системной модернизацией общества.

Для Узбекистана 2021 год – год важных политических событий. Первого сентября будет широко отмечаться 30-летие государственной независимости, 24 октября состоятся всенародные выборы Президента Республики Узбекистан в связи с чем резко возрастает роль таких институтов гражданского общества, как политические партии, общественные движения, махалли, СМИ, различные фонды, и др. Участие институтов гражданского общества в проведении избирательной компании можно будет расценить, как результат целенаправленной работы общества и государства по повышению политической активности граждан. Проведение выборов на многопартийной основе, при широком участии всех политических сил, социальных слоев общества, при участии наблюдателей международных организаций, должны отвечать демократическим стандартам является весьма актуальным. В условиях модернизации Узбекистана данное мероприятие будет иметь большое политическое значение, как фактор формирования активного гражданского общества.

Стоит заметить, что сегодня, как никогда национальные интернет ресурсы, международные социальные сети наполнены обсуждением важных политических, социально-экономических, правовых и других вопросов, которые направлены на построение демократического правового государства и гражданского общества в Республике Узбекистан.

Формирование активного гражданского общества придаст мощный импульс в осуществлении обозначенных реформ направленных на значительное улучшения качества жизни граждан, надёжную защиту прав, свобод и их законных интересов.

Кудрявцев Игорь Владимирович,

и.о. профессора Ташкентского

государственного юридического

университета