logo_right.png

Проведение свободных и справедливых, открытых и прозрачных выборов с соблюдением принципа периодичности – свидетельство выбора страной пути демократического развития.

Периодичность и обязательность выборов отражены в законодательстве Узбекистана. Например, в соответствии со статьей 90 Конституции Республики Узбекистан Президент страны избирается гражданами Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Согласно конституционным законам, регулирующим деятельность Законодательной Палаты и Сената Олий Мажлиса, срок их полномочий составляет также пять лет.

В соответствии с вышеуказанными требованиями, каждые пять лет должны проводиться выборы Президента Республики и представительных органов государственной власти. Точное определение и периодичность срока таких полномочий обычно соответствует мировой практике.

Следуя этому демократическому принципу, Центральная избирательная комиссия приняла постановление «Об определении даты проведения выборов Президента Республики Узбекистан и объявлении начала избирательной кампании» от 23 июля 2021 года. Согласно документу, выборы Президента назначены на 24 октября 2021 года, а избирательные кампании начались 23 июля текущего года.

Право на свободное голосование позволяет избирателям и другим участникам избирательного процесса решать, участвовать в выборах без какого-либо влияния, свободно выражать свою волю в процессе голосования без какого-либо контроля, а также тайно голосовать. Этот важный принцип закреплен в статье 7 Избирательного кодекса.

Право на свободные выборы позволяет участникам избирательного процесса, членам Избирательной комиссии принимать решения в разрешенных законом формах и законными способами, не опасаясь наказания или влияния, независимо от исхода выборов и результатов голосования.

В соответствии с Избирательным кодексом, избирательные комиссии и их члены осуществляют свою деятельность независимо от каких бы то ни было государственных органов, общественных объединений и должностных лиц. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с законом.

В целях проведения справедливой избирательной кампании в избирательном законодательстве нашей страны созданы все правовые основы. Как следует из принципа равного избирательного права, каждый гражданин имеет право участвовать в выборах на равной основе. Каждый гражданин имеет один голос и право волеизъявления наравне с другими гражданами.

Статья 21 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей».

В Конституции Республики Узбекистан определено, что граждане страны имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей, такое участие осуществляется посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов, а также развития и совершенствования общественного контроля над деятельностью государственных органов.

В статье 7 Избирательного кодекса определено, что свободное и тайное голосование обеспечивается созданием соответствующих условий, исключающих возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя.

Еще много примеров подтверждают тот факт, что общепризнанные демократические нормы международного права, не противоречащие национальным интересам и ценностям Узбекистана, отражены в национальном законодательстве. Действительно, мировой престиж страны во многом зависит от открытости и прозрачности избирательной системы, в которой она действует, а также от соблюдения общепринятых демократических норм международного права.

В развитии демократической государственности важно, чтобы отношения между народом и обществом регулировались не волей одного человека или группы лиц, а законом. Поэтому верховенство закона признается одним из главных признаков демократического правового государства. Ибо верховенство закона служит обеспечению справедливости в стране.

Таикм образом, Узбекистан год за годом укрепляяет свои позиции в мировом сообществе, поднимает авторитет, демонстрирует всему миру положительную динамику имиджа, смело идет к национальному прогрессу путем гуманитарных и справедливых реформ.

Худоёр Маматов

секретарь ЦИК Республики Узбекистан, доктор юридических наук, профессор.