Инвестиционная активность в Узбекистане, несмотря на внешний негативный фон, продолжает расти. В прошлом году объем вложений в экономику возрос на 10,9% и достиг $14,6 млрд. В этом году эксперты прогнозируют, что будет взят новый порог - $15,9 млрд. Однако для этого необходимо встряхнуть реальный сектор за счет повышения эффективности реализации комплекса программ по импортозамещению в самых разных отраслях промышленности.

Ключевая оценка

Инвестиции всегда выступали важнейшим показателем привлекательности и открытости экономики для частного бизнеса. Тем более что этот рынок глобален, здесь множество игроков, предлагающих самые различные условия для привлечения капитала, а значит - и крайне жесткая конкуренция. Поэтому, чтобы быть успешным, необходимо продолжать работу по улучшению инвестиционного климата в стране и прежде всего продвижению Узбекистана в международных инвестиционных рейтингах.

Стоит сразу оговориться, что достижение высоких мест в рейтингах - это не самоцель, а всего лишь одна из важных составляющих большой работы по продвижению отечественного инвестиционного бренда на глобальном рынке. Современный инвестор, конечно, ориентируется на рейтинги и экспертные оценки при принятии решения о вложении средств в ту или иную страну мира. Однако не менее важным для него являются емкость рынка, спрос, стабильность и последовательность политического курса, а также ряд других факторов. Здесь важно понимать, что рейтинг отражает результат успешных преобразований и выступает своеобразной рекламой на международном рынке о привлекательности национальной экономики, которая способна завлечь инвестора, а вот насколько долго он задержится - ответственны другие механизмы.

Узбекистан активно перенимает опыт ведущих стран по улучшению инвестиционного климата. Ежегодно организуются десятки крупных экспертных площадок с участием ведущих специалистов международных кредитно-финансовых институтов, банков и рейтинговых агентств, в ходе которых вырабатываются предложения и рекомендации по улучшению национального законодательства и финансовой системы. В результате в последнем докладе «Ведение бизнеса-2015: Выходя за рамки эффективности» Узбекистан поднялся на восемь позиций. В этом же докладе республика попала в топ-30 стран-реформаторов, показавших наилучшие результаты по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в 2005-2014 годах. Это ярко демонстрирует вектор, заданный государством по максимальному улучшению делового климата.

Наиболее существенный рост в рейтинге отмечен по налогообложению - на 61 позицию. Это следствие сокращения в 1,4 раза общего количества налоговых платежей, времени, затрачиваемого на уплату налогов, а также снижения почти в 2,5 раза налоговой нагрузки на субъекты предпринимательства. При этом, согласно данным Всемирного банка, уровень налоговой нагрузки в Узбекистане значительно ниже, чем в Австрии, Беларуси, Германии, Греции, Италии, Испании, Индии, Канаде, Китае, России, США, Украине, Франции, Японии и ряде других стран.

Значительное улучшение также отмечено по уровню защиты миноритарных инвесторов. Узбекистан по данному индексу получил восемь из максимальных 10 баллов и улучшил свой рейтинг на 18 позиций. Существенному улучшению показателя способствовали реализуемые в стране меры по совершенствованию корпоративного управления, в том числе путем усиления защиты прав миноритарных инвесторов, повышения прозрачности деятельности директорского корпуса и усиления требований по их отчетности перед акционерами.

Учитывая то, что сегодня в стране проводится мониторинг эффективности деятельности более 1100 акционерных компаний и других хозяйственных объединений с государственной долей, на основе которого будут выработаны более эффективные механизмы управления, нет сомнения, что Узбекистан поднимется еще выше в новом рейтинге по данному показателю. Будет способствовать этому и реализация разрабатываемой сегодня программы мер по коренному изменению принципов и подходов в системе корпоративного управления, в которой будут четко отражены типовая организационная структура и требования к персоналу акционерных компаний с государственной долей.

Финансовая база

В Узбекистане реализуются сотни проектов, направленных на техническое и технологическое переоснащение производств, четко встроенных в общее системное развитие национальной экономики. При этом промышленная политика направлена не просто на модернизацию отдельно взятых предприятий, а на осуществление комплекса мер по развитию целых отраслей, налаживанию кооперации и локализации, созданию транспортной и логистической инфраструктуры. Особую роль в этих процессах играет привлечение отечественных и иностранных инвестиций. Всего за годы независимого развития объем инвестиций в Узбекистане превысил $190 млрд., из которых свыше $65 млрд. составили иностранные инвестиции.

Эксперты подчеркивают, что в условиях спада глобальной экономики, чтобы избежать в будущем негативных последствий от снижения экспортных доходов и роста стоимости импорта, Узбекистану необходимо и дальше продолжать курс на диверсификацию производства. В стране осуществляется целый комплекс программ по импортозамещению в разных отраслях промышленности, начиная с металлургии и заканчивая машиностроением и фармацевтикой. Однако важнейшей среди них выступает принимаемая каждый год инвестиционная программа, становящаяся своеобразной дорожной картой для бизнеса и государства. В 2015 году в рамках этого документа планируется привлечь свыше 6,5 трлн. сумов иностранных инвестиций в эквиваленте, 5,3 трлн. сумов кредитных средств банков и других заемных средств (курс ЦБ РУ на 17.03.2015, 1$=2478.23 сум). Но ведущую роль в инвестиционном процессе, пожалуй, возьмут на себя участники реального сектора экономики. Так, предприятия намерены вложить более 11,8 трлн. сумов собственных средств в модернизацию, техническое и технологическое обновление производства.

Крупнейшим проектом, реализация которого завершится в этом году, станет пуск Устюртского газохимического комплекса на базе месторождения Сургиль общей стоимостью $4,2 млрд. Реализованный на основе прямых иностранных инвестиций, он является уникальным по своему технологическому уровню, объемам привлекаемых иностранных инвестиций и масштабам строительства, заслуженно получил ряд наград как лучший проект в мировой газохимической отрасли. На строительстве комплекса трудятся около 6,4 тыс. человек. Более 3,5 тыс. из них - отечественные специалисты, большую часть которых составляет молодежь. Проект финансируется за счет прямых инвестиций южнокорейских компаний Коgаs, Lotte Сhemical, STX Energy и Национальной холдинговой компании «Узбекнефтегаз», а также кредитных ресурсов. Пуск комплекса позволит обеспечить ежегодное производство 4,5 млрд. куб. м природного газа, 400 тыс. тонн полиэтилена высокой плотности, 100 тыс. тонн полипропилена, 110 тыс. тонн пиролизного бензина с созданием непосредственно на самом комплексе более тысячи новых рабочих мест.

Этот проект является наглядным примером успешной реализации политики по рациональному использованию богатейшей сырьевой базы республики для организации производств с высокой добавленной стоимостью, кардинальной модернизации производственной базы, повышения экспортного потенциала страны за счет наращивания экспорта готовой продукции и создания на этой основе высокотехнологичных производственных мощностей и новых рабочих мест.

Значительная не только по меркам Узбекистана, но и Центральной Азии инициатива получит свои первые очертания в конце 2015 года благодаря АК «Узэлтехсаноат». В Ташкенте на базе мощностей бывшего моторного завода планируется завершить первый этап по организации Центра логистики электротехнической продукции. Также здесь будут организованы производство изделий из алюминия и пластмассы, включая компоненты бытовой техники, центр сервисного обслуживания электробытовой техники и постоянно действующая выставка.

Большое число проектов реализуется в легкой промышленности. До конца года ГАК «Узбекенгилсаноат» намерена завершить осуществление 10 различных проектов общей стоимостью свыше $91 млн. Крупнейшими станут пуск производства пряжи и высококачественных чулочно-носочных изделий в Баяутском районе Сырдарьинской и прядильного производства на базе «Бостанлик Пласттекс» в Ташкентской областях.

Сегодня предприятия компании активно расширяют ассортимент готовых изделий, поставляемых на экспорт. Эксперты отмечают, что в ближайшей перспективе стоит ожидать значительного роста производства текстильной продукции. Согласно концепции развития легкой промышленности республики, к 2020 году объем производства промышленной продукции ГАК «Узбекенгилсаноат» превысит 6,97 трлн. сумов. В частности, выпуск хлопчатобумажной пряжи вырастет в 2,5 раза, готовых тканей - 2,8, шелковых тканей - 2,7, нетканых материалов - 1,5, трикотажного полотна - 2,7. Кроме того, предприятия намерены нарастить выпуск готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. Так, например, производство швейных изделий увеличится в 3,2 раза, трикотажных - 2,1, производство шелка-сырца - 2,1.

Одним из самых ярких примеров успешного сотрудничества с иностранными партнерами и развития импортозамещения выступает отечественная фармацевтическая промышленность. Простой пример - в начале 1990-х почти все лекарства и предметы медицинского назначения завозились в страну из-за рубежа, а местные предприятия, которых тогда было всего два, производили около 20 видов лекарственных средств, занимая 2% доли на рынке. Созданные в стране благоприятный инвестиционный климат, льготы и преференции позволили в корне переломить сложившуюся ситуацию.

Сегодня в республике более 140 отечественных фармацевтических предприятий, производящих около 2 тыс. наименований лекарственных средств, предметов медицинского назначения и медицинской техники. Они не только отвоевали внутренний рынок у западных аналогов, но и начали экспортные поставки. В ряд стран отправляется свыше 45 видов лекарственных средств и предметов медицинского назначения, производимых 17 отечественными компаниями. В этом году отечественные фармацевты планируют реализовать 23 различных проекта общей стоимостью $100 млн.

Значимую поддержку в осуществлении структурных преобразований, реализации стратегических инвестиционных проектов Узбекистану оказывают международные финансовые институты, такие, как Всемирный банк, Азиатский банк развития, Исламский банк развития, портфель кредитов которых в Узбекистане сегодня составляет более $8 млрд. И что особенно важно, эти международные организации поддерживают реализацию проектов в стратегически важных для республики отраслях - водоснабжении, сельском хозяйстве и транспортной инфраструктуре.

В 2000-2014 годах только на развитие ирригационных систем, повышение безопасности работ и надежности эксплуатации крупных и особо важных водохозяйственных объектов направлено около $1,3 млрд. инвестиций, из них $335 млн. за счет кредитов международных финансовых институтов. В 2015 году на дальнейшее развитие ирригационных систем предусмотрено направить централизованных капитальных вложений на $390,6 млн. В целом до 2020 года на дальнейшее улучшение ирригационных систем намечается направить за счет централизованных капитальных вложений $1,48 млрд., включая $1,1 млрд. льготных иностранных кредитов.

Важное значение в реализации инвестиционной политики имеет развитие инфраструктуры. За последние годы построено и реконструировано почти 2 тыс. км автодорог, в том числе 1,5 тыс. - участки, входящие в состав Узбекской национальной автомагистрали. В целях дальнейшего развития железнодорожного сообщения построены новые линии Навои-Учкудук-Нукус-Султануиздаг протяженностью 342 км, Ташгузар-Байсун-Кумкурган протяженностью 223 км, осуществлена электрификация более 550 км железнодорожных линий. В настоящее время завершается строительство новой электрифицированной железной дороги Ангрен-Пап со строительством в горной местности тоннеля протяженностью более 19 км.

И все это - лишь небольшая часть огромного массива совместных проектов, которые реализуются в стране. По оценкам экспертов, в ближайшие годы их число будет расти. Для привлечения новых стратегических и профессиональных инвесторов в республике будет реализован разносторонний комплекс мер. Его основой станет Закон «Об инвестиционной деятельности» в новой редакции, многие положения которого были разработаны при непосредственном участии экспертов, предпринимателей и инвесторов. Эксперты отмечают, что в условиях нестабильности глобальной экономики совместные проекты выступают оптимальной формой производства в условиях повышенного риска. Поэтому в Узбекистане уделяется особое внимание поддержке усилий инвесторов. Привлечение дополнительных средств даст предприятиям широкие возможности по расширению производства и спектра выпускаемой продукции, применению инноваций и повышению качества товаров. А это в конечном итоге будет способствовать динамичному развитию отечественной промышленности, интенсификации процессов модернизации и главное - повышению доходов и благосостояния населения Узбекистана.

(Источник: газета «Uzbekistan Today»)