Современная геополитическая ситуация стремительно меняет мировой инвестиционный ландшафт. Компании по управлению активами, хедж-фонды, отдельные финансисты и банкиры ищут дополнительные способы получения прибылей. В последнее время отток инвестиций из развитых стран проходит на фоне возрастающего интереса к развивающимся. Только за последнюю неделю июля их рынки привлекли максимальный за полтора года объем иностранных вложений - $5,3 млрд. Так что в Азии сейчас идет «большая игра» за инвестиции, и у Узбекистана в ней есть беспроигрышные козыри.

НОВЫЕ УСЛОВИЯ

Инвестиционный рынок всегда был сродни большой игре, где каждая страна пытается, что называется, показать товар лицом, приумножив свои достоинства и скрыв недостатки. И главное здесь то, что инвестиционные потоки ведут за собой не только финансистов, готовых вкладывать в ценные бумаги, стремящихся получить быструю прибыль за счет игры на разнице курсов акций, но и компании, работающие в реальном секторе экономики. Это и есть главный приз большой игры - иностранные инвестиционные потоки, за счет которых можно в короткие сроки провести модернизацию отдельных предприятий и отраслей экономики, развивать конкурентоспособные и экспортоориентированные производства, использовав при этом опыт и технологии ведущих мировых производителей.

Сейчас в мировой экономике наблюдается новая волна кризиса, которая медленно нарастает, подхлестываемая политической нестабильностью и десятками «горячих точек» по всему миру. Аргентина уже объявила дефолт, возможно, на очереди - Украина. На этом фоне еще раз свою эффективность доказала «узбекская модель» развития, позволяющая экономике уже порядка десяти лет показывать положительную динамику роста промышленного производства и ВВП не ниже 7%.

По итогам первого полугодия 2014 года общий объем освоенных инвестиций увеличился на 10,8%, превысив 15 трлн. сумов, или $6,7 млрд. в эквиваленте. При этом объем освоенных средств Фонда реконструкции и развития Узбекистана на реализацию важнейших инвестиционных проектов возрос в 1,6 раза, кредитов коммерческих банков и других заемных средств - в 1,4 раза, прямых иностранных инвестиций - на 28,8%. Подтверждают эти данные и международные эксперты. Недавно Межгосударственный статистический комитет Содружества независимых государств подвел итоги развития стран, входящих в СНГ, в первом полугодии 2014 года. Узбекистан занял первое место по производству промышленной продукции с ростом на 8,1% к аналогичному периоду прошлого года. По росту валового внутреннего продукта Узбекистан стал вторым (8,1%), пропустив вперед Туркменистан. Второе место досталось Узбекистану и по объему розничного товарооборота (13,7%). Сразу в двух категориях наша республика заняла третье место: по объемам инвестиций в основной капитал (10,8%) и перевозкам грузов (4,6%). (курс ЦБ.РУ на 21.08.2014, 1$=2344.38 сум)

Эксперты говорят, что у многих стран еще есть время привыкнуть к новой обстановке, нестабильной экономике, непредсказуемому поведению инвесторов и потребителей. И ключ к успеху в этом направлении - реализация предсказуемой для бизнеса политики. Именно по этому пути идет Узбекистан, принимая не только ежегодные инвестиционные программы, вбирающие важнейшие проекты, но и отдельные стратегические программы развития на годы вперед.

Одна из таких важных инициатив принята правительством страны в середине прошлого месяца. Это комплекс мер по привлечению в республику грантов стран-доноров, международных и иностранных правительственных и неправительственных организаций в 2014-2016 годы. Среди согласованных проектов с иностранными партнерами - 88 различных инициатив стоимостью свыше $383 млн. И главное, что эти проекты касаются ключевых точек государственного устройства - здравоохранения, образования, поддержки аграрного сектора и экспортеров, развития альтернативной энергетики, информационно-коммуникационных технологий и туризма.

Так, например, интересный проект будет реализован в медицине. Министерство здравоохранения Узбекистана и правительство Южной Кореи прорабатывают проект по созданию автоматизированной системы управления службой экстренной медицинской помощи. На его реализацию корейская сторона может выделить до $3 млн. Планируется организовать единый диспетчерский коммуникационный центр службы экстренной медицинской помощи. Для этого будут созданы необходимые телекоммуникационная и техническая инфраструктуры, подстанции и бригады скорой помощи вплоть до областного уровня оснащены специализированным оборудованием и GPS, а также необходимым прикладным программным обеспечением.

ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА

При разработке стратегии привлечения иностранных инвестиций и компаний очень важно понимать, что процесс ограничивается сроками. Это непрерывное движение вперед, игра на опережение своих конкурентов, постоянная и кропотливая работа по совершенствованию условий для ведения бизнеса. Буквально на днях правительство утвердило новый порядок согласования проектов с участием иностранных инвестиций. Главным фактором для повышения эффективности и оперативности привлечения иностранных инвестиций и кредитов станут современные информационно-коммуникационные технологии. С 1 октября 2014 года согласование инвестиционных предложений и паспортов проектов инициаторами в уполномоченных органах будет осуществляться в электронной форме через систему «Единая электронная база инвестиционных предложений» Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли Узбекистана.

Еще одна важная вещь - ориентированность на инвесторов. И это не просто лозунг, который часто можно слышать. Созданная в стране система учитывает практически все существующие сегодня механизмы по привлечению иностранных инвестиций. Ее первое звено - широкая PR-кампания потенциала Узбекистана по всему миру, проведение ряда презентаций на ключевых форумах и выставочных мероприятиях, где бизнесменам и чиновникам предоставляется вся необходимая информация. Именно эту составляющую необходимо максимально усиливать, используя для этого прежде всего вариативный инструментарий, предоставляемый Глобальной сетью. В этом направлении Узбекистан, к сожалению, еще не достиг необходимого уровня. Многие бизнесмены, посещавшие нашу страну в рамках визитов деловых кругов, признавались, что с трудом могли найти необходимую им информацию о налогообложении, инвестиционном климате, перспективных проектах для сотрудничества. Исправить эту ситуацию призваны в том числе и единые требования к официальным сайтам государственных органов, принятые в конце прошлого года. При этом PR-кампания не должна ограничиваться только созданием специальных информативных ресурсов для иностранных инвесторов. Их необходимо продвигать в Интернете, повышая уровень ранжируемости в поисковых системах, чтобы любой бизнесмен, задав ключевые слова, попадал именно на эти порталы.

Следующее звено в цепи - созданные в стране условия для бизнеса, особенно компаний, готовых инвестировать в реальный сектор экономики. Для этого государство пошло на беспрецедентные шаги, предоставив уникальные возможности инвесторам приобрести государственные активы по «нулевой» стоимости. Схема работы проста - при отсутствии в течение шести месяцев заявок на приобретение государственных активов на публичных торгах они реализуются с применением механизма пошагового снижения цены выставления с шагом на 10% в месяц, но не ниже 50% от первоначальной цены выставления. В случае нереализации на публичных торгах в течение трех месяцев после снижения цены государственные активы реализуются по «нулевой» выкупной стоимости. Однако одним из основных условий реализации объектов на торгах по «нулевой» выкупной стоимости наряду с инвестиционными обязательствами является создание новых рабочих мест и их сохранение в течение года с момента приемки выполнения инвестиционных обязательств. На сегодняшний день уже утверждены условия передачи в частную собственность 121 объекта, включая незавершенные строительством, на конкурсной основе по «нулевой» стоимости с условием принятия инвестиционных обязательств на 164,1 млрд. сумов и создания 4256 новых рабочих мест.

Активно развивается в Узбекистане и механизм государственно-частного партнерства. Эксперты отмечают, что в современных условиях ни один крупный инвестиционный проект не обходится без сочетания комплексного развития ресурсного потенциала, человеческого капитала, генерации и активного использования новых знаний и технологий, что в полной мере может обеспечить только качественное взаимодействие государства и инвесторов. И за примерами здесь не надо далеко ходить. Уникальные экономические зоны, созданные в Узбекистане, - СИЭЗ «Навои», СИЗ «Джизак» и «Ангрен» - это не только своеобразные инвестиционные маяки, но и успешные модели взаимодействия государства и частного бизнеса. Государство вложило огромные средства для создания всей необходимой инженерной, транспортной и коммуникационной инфраструктуры этих зон, не обременяя инвесторов дополнительными расходами. В частности, на создание в СИЭЗ «Навои» инженерных сетей, логистики, системы обеспечения было инвестировано около $100 млн., СИЗ «Ангрен» - более $60 млн. и «Джизак» - порядка $50 млн.

С начала года в стране завершена реализация 64 проектов стоимостью свыше $680 млн., включенных в инвестиционную программу на 2014 год. Кроме того, в рамках территориальных программ развития промышленного потенциала регионов в течение первого полугодия реализовано 2696 проектов, в том числе введен в эксплуатацию 1651 новый производственный объект. Значительная часть проектов осуществлена при помощи иностранных компаний. Это сотрудничество сложно переоценить, ведь в результате в республике появились производства, оснащенные современным оборудованием, а значит, и десятки тысяч новых рабочих мест. Не стоит забывать и об экспортных показателях, в которых весом вклад совместных предприятий. За первые шесть месяцев года экспорт продукции увеличился на 8%. В частности, увеличены объемы поставок полиэтилена, кальцинированной соды, аммиачной селитры, молибдена, сплавов на медной основе, пряжи хлопчатобумажной и других товаров. Осуществлены экспортные поставки более 100 новых видов товаров на $96,2 млн.

(Источник: газета «Uzbekistan Today»)