Действующий в Узбекистане механизм приватизации в отличие от многих стран направлен не просто на передачу государственного имущества в руки частных собственников, после чего его судьба, по большому счету, мало кого волнует, а на то, чтобы получить максимально возможный эффект и для государства, и для новых собственников.

Поэтапно осуществляемый за годы независимости процесс разгосударствления и приватизации в нашей стране дал весомые результаты. С одной стороны, государство, реализуя свои активы, получает значительные средства, пополняющие казну и направляемые на дальнейшее социально-экономическое развитие республики. С другой стороны, собственники, которые приобрели эти активы, естественно, предпринимают меры, чтобы с наибольшей отдачей использовать их в своих интересах для получения дохода.

Государство заинтересовано в том, чтобы передать госимущество в частную собственность тем, кто сможет использовать его в дальнейшем с максимальной пользой. В частности, конкретные льготы и преференции предоставляются субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства для дальнейшего развития этого важнейшего сектора экономики.

В рамках приватизации предпринимателям были переданы десятки тысяч разных объектов государственной собственности, где сегодня организованы современные высокотехнологичные производства, предприятия сферы услуг, которые и развивают экономику, и приносят доходы их владельцам.

Наряду с этим в собственности государства еще находится много незадействованных, пустующих объектов, на содержание которых уходит немало бюджетных средств, которые могли бы быть использованы в других целях.

Поэтому одним из приоритетов дальнейшего развития экономики, частной собственности руководство республики определило углубление процесса приватизации с использованием наиболее действенных механизмов. Для этого приняты меры, направленные на упрощение порядка приватизации.

К примеру, в настоящее время на публичных торгах находится около 900 государственных активов. Значительная и наиболее привлекательная их часть выставлена по выкупной стоимости. То есть желающие могут приобрести их в собственность за установленную сумму. А что если таких желающих сразу не находится?

При отсутствии заявок на приобретение государственных активов на публичных торгах в течение двух месяцев их реализация осуществляется с применением механизма пошагового снижения цены. Он заключается в том, что каждые 15 дней первоначальная стоимость госактива снижается на 10 процентов. Одним словом, через полмесяца за этот актив можно заплатить 90 процентов от первоначальной стоимости. Если и тогда не будет заявок, то через месяц за актив цена снизится до 80 процентов и т. д. Так, по итогам первого полугодия нынешнего года из выставленных по выкупной стоимости 715 объектов к 257 применен механизм пошагового снижения цены.

Впрочем, этот процесс не бесконечен. Установлено, что по объектам недвижимости механизм пошагового снижения цены может действовать до достижения уровня в 50 процентов от первоначальной цены выставления, но не ниже их остаточной стоимости на дату оценки.

А что если и тогда объект все еще остается в государственной собственности? В случае, если такие объекты не удастся реализовать на публичных торгах в течение месяца после снижения цены выставления до 50 процентов от первоначальной, то на основе предложений Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента они могут быть реализованы по «нулевой» выкупной стоимости с условием принятия инвестиционных обязательств и создания новых рабочих мест или законсервированы в установленном законодательством порядке, либо снесены с переводом высвобождаемых земельных участков в категорию земель запаса.

Разумеется, последнее, это, как говорится, крайняя мера. Тем более, что повсеместно проводится определенная работа по вовлечению частных собственников в процесс приватизации, в том числе путем предоставления определенных льгот и преференций. Например, в случае оплаты инвестором выкупных платежей в течение одного месяца со дня заключения договора купли-продажи государственных активов ему предоставляется скидка от суммы выкупных платежей в размере годовой ставки рефинансирования Центрального банка на дату заключения договора.

В действенности всех механизмов приватизации можно убедиться на конкретных показателях: только за первое полугодие нынешнего года частным собственникам реализовано 274 государственных актива, из которых 154 — по «нулевой» выкупной стоимости с инвестиционными обязательствами на сумму свыше 19,3 миллиона долларов и около 154,2 миллиарда сумов (курс ЦБ РУ на 28.09.2015, 1$= 2615.91 сум), а также с созданием почти 5,1 тысячи рабочих мест.

К примеру, в Чартакском районе Наманганской области ООО «Водий соф когози» приобрело здания и сооружения бывшей автобазы. Согласно инвестиционным обязательствам, предприниматели должны были внести за два года инвестиций на сумму 900 миллионов сумов и создать как минимум 20 рабочих мест, а приняли обязательства инвестировать в создание производства угольных брикетов, салфеток и бумажных изделий один миллиард сумов и обеспечить работой 34 земляка. В этом же районе ООО «Дижитал вест стар», которому передано пустующее здание бывшего детского сада, намерено вложить в организацию швейного производства вместо первоначально установленных 700 миллионов сумов вдвое больше инвестиций и создать не 55, а 80 рабочих мест. Инвестиции свыше 1,2 миллиарда сумов с созданием 120 рабочих мест для налаживания выпуска текстильной продукции в пустовавшем двухэтажном здании внесет ООО «Стайл текстиль» из Чустского района. А ООО «Исковот шифо маскани» в Янгикурганском районе в здании бывшей сельской участковой больницы намерено оказывать медицинские услуги, направив на это 1,2 миллиарда сумов. И подобные примеры можно приводить по всем регионам.

Как отмечают предприниматели, ставшие собственниками объектов, которые прежде находились в госсобственности, действующий механизм приватизации позволил им сэкономить значительные средства для организации и развития бизнеса. Действительно, не каждый бизнесмен, тем более начинающий, располагает достаточными средствами, чтобы, например, построить помещение, подвести к нему инженерные коммуникации и так далее. Это и недешево, и хлопотно, и долго. А приобретая объект, который до этого был в собственности государства, он получает здание или комплекс с соответствующей инфраструктурой, где необходимо лишь провести реконструкцию или ремонт, что значительно дешевле и быстрее нового строительства.

Процесс приватизации продолжается. Новых собственников ждут сотни объектов, еще находящихся в госсобственности. И есть уверенность — в скором времени они найдут своих хозяев, что будет содействовать развитию частной собственности, дальнейшему повышению роли и вклада частного бизнеса в социально-экономическое развитие страны.

(Источник: газета «Народное слово»)