b3328e4a8eaf5bd9f7dae9315d33df56Корреспонденты Uzbekistan Today стали первыми журналистами, которые увидели эти изображения. Их находка на археологических памятниках Каракалпакстана стала мировой сенсацией.

Мы уже рассказывали о том, что члены каракалпакско-австралийской археологической экспедиции на археологическом памятнике Акчахан-кала Берунийского района Каракалпакстана открыли дворец, относящийся к концу III в. до н. э. – началу II в. н. э. В одном из его залов была обнаружена уникальная настенная роспись с изображением людей. Ученые пообещали, что, когда будет снята, отреставрирована и изучена первая очередь изображения, журналисты Uzbekistan Today первыми узнают подробности. И они сдержали слово – компьютерная обработка изображения передана в редакцию, сейчас она служит иллюстрацией к материалу.

О подробностях, связанных с этим событием, рассказывает директор Каракалпакского государственного научно-исследовательского института гуманитарных наук Максет Карлыбаев.

– Прежде всего хочу отметить, что находка была сделана под руководством и при участии профессора нашего института Вадима Николаевича Ягодина, который, к великому сожалению, несколько месяцев назад ушел из жизни. С австралийской стороны руководителем экспедиции является профессор Сиднейского университета Алисон Беттс. Сейчас продолжаются раскопки этого памятника, работа с настенной живописью.

Реставрированный участок позволяет судить о том, что в этом зале дворца местного правителя совершались ритуальные обряды. В то время территория нынешнего Берунийского района Каракалпакстана входила в состав древнехорезмийского государства, где был распространен зороастризм. Мы мало знаем о раннем зороастризме в Центральной Азии, а найденная роспись ценна тем, что позволяет узнать об этом периоде больше.

На настенных росписях видны массивные фигуры высотой около шести метров. Над одним изображением реставраторы завершили работу. Это мужчина, на голове которого массивная корона, имеющая прорези, которыми обычно украшали башни городских крепостных стен. На воротнике костюма – сценки с участием людей и животных. Одет он в тунику с рисунками людей с петушиными головами в масках: они, судя по всему, символизируют зороастрийских священников. Брюки оформлены повторяющимся рисунком с изображениями длинноногих и длинношеих птиц.

Один из участников экспедиции – профессор Франц Гренет определил изображенного человека как бога Сроша, который призван отвращать заблуждения и ложные помыслы верующих, остерегать их от происков нечистой силы, чинить по ночам расправу над злыми духами.

Ученым предстоит реставрировать еще несколько таких гигантских изображений. В этом реставраторам научно-исследовательского института гуманитарных наук помогают французские специалисты.

Дальнейшее изучение найденных росписей позволит больше узнать об одной из величайших для своего времени мировых религий – зороастризме.

(Источник: газета «UzbekistanToday»)