Располагая громадным природным, минерально-сырьевым, трудовым и человеческим потенциалом, республика по сути дела занимала в бывшем СССР одно из последних мест по уровню жизни населения, развитию социальной и гуманитарной сферы, что подтверждается статистическими данными результатов переписи населения СССР 1989 года… Самую серьезную угрозу создавала обстановка правового вакуума в условиях развалившейся системы обеспечения внутренней и внешней безопасности, опасность разрастания и всплеска межнациональных и межрелигиозных, межрегиональных и клановых противоречий, рост радикальных настроений, в первую очередь, среди молодежи - говоря коротко, необходимо было уберечь страну от внутренних и внешних конфликтов, которые своими корнями уходили в период последних лет существования СССР".
Такую характеристику дал Президент Узбекистана Ислам Каримов ситуации, сложившейся в нашей стране в 1991 году. Действительно, тогда Узбекистан, только провозгласивший свою независимость, образно говоря, балансировал на краю пропасти. Будущее молодого государства зависело от решимости его народа в преодолении существовавших трудностей, строительстве нового общества, где во главе угла находится человек, его права и интересы. Главную ответственность за прогресс Родины и безоблачную жизнь своего народа взяло на себя политическое руководство Узбекистана, вернувшее людям их богатую и славную историю, обратившее их к истинным духовным истокам и нравственным идеалам и в итоге придавшее уверенность в своих силах для покорения рубежей в самых разных сферах общественной, политической и экономической жизни.
Еще в 1989 году глава нашего государства впервые поднял вопрос о необходимости восстановления исторической памяти. Тогда, когда богатая, самобытная и древняя культура узбекского народа старательно искоренялась и искажалась, было практически утрачено его национальное самосознание, это стало настоящим гражданским и человеческим подвигом.
Независимость, открывшая отсчет времени в истории нового государства, принесла возрождение чести и достоинства народа Узбекистана. В нашу жизнь вошло такое давно забытое понятие, как "духовность", представляющее собой не только совокупность моральных общечеловеческих норм, а особый закон, призывающий к внутреннему очищению и нравственному совершенствованию, укрепляющий волю и гражданскую позицию человека, служащий критерием его мировоззрения и исторической памяти, мерилом деяний и мыслей.
В этой идее, которая легла в основу разработанной Исламом Каримовым "узбекской модели" построения демократического государства и гражданского общества, воплощены все лучшие идеалы прошлого узбекского народа, органично сплетенные с общепризнанными ценностями его настоящего и задачами будущего.
Наследники великих цивилизаций
Как отметил глава государства, духовность - это купол исторического здания и фундамент достойного будущего народа. Она складывалась веками из миллионов и миллионов человеческих судеб, ее нельзя измерить и нельзя исчерпать. Поистине это - безграничная Вселенная для человека.
Наша древняя и прекрасная земля является одной из колыбелей не только восточной, но и мировой цивилизации. Здесь, на пересечении великих караванных путей, являвшихся живительными артериями международного общения, экономического обмена, движения ремесел, наук и искусств, переплетались культуры, оставившие заметный след в истории человечества. Пережив за тысячелетия своего развития радость расцвета, горечь раздоров и чужеземного порабощения, наш народ сумел сквозь века пронести величайшие духовные ценности. Чистота души и гуманизм, добропорядочность, скромность, любовь к ближнему, добрососедство, гостеприимство и милосердие, верность своей земле - веками складывались неотъемлемые черты национального духа, которому всегда были чужды жестокость и насилие. Никакие превратности истории не сломили его человечности.
В памятниках устного народного творчества, древних рукописях представлены бесценные образцы гения и высокой духовности узбекского народа, нравственного совершенствования человеческой личности. Так, в величайшей книге древности "Авесте", появившейся около трех тысяч лет тому назад, даны критерии совершенного человека: "Добрая мысль, доброе слово, доброе дело". Продолжает служить непревзойденным уроком патриотизма в деле духовного воспитания подрастающего поколения уже в XXI веке такое уникальное произведение устного народного творчества, как эпос "Алпамыш".
Мощь и величие цивилизации, высочайшую культуру и духовность народа Среднеазиатского Двуречья отмечали путешественники, купцы и посланцы не только с Востока, но и Запада. В заметках Руи Гонсалеса де Клавихо, рассказывающих о путешествии испанского посольства в Самарканд ко двору Амира Темура, приведены уникальные свидетельства о жизни Сахибкирана, заложенных им принципах построения государственности. В произведении, вошедшем в золотой фонд общечеловеческой культуры, автор восхищается красотой и богатством древнего Мавераннахра, живущим на этой земле удивительно трудолюбивым, гостеприимным и великодушным народом и его правителем - великим Темурбеком, создавшим условия для небывалого расцвета науки и культуры, получившего название Восточного Ренессанса.
Созидательное научное и культурное развитие периода Ренессанса в Средней Азии позволило раскрыться человеческому совершенству во всех сферах деятельности. Неподдельное восхищение творениями человеческих рук и разума показал в своем творчестве в 30-х годах XIX века замечательный знаток Востока, американский писатель Гарольд Лэмб. А через полвека венгерский ученый Арминий Вамбери, который вел исследовательскую работу в Туркестане, опубликовал в Лейпциге книгу "Путешествие по Средней Азии", в которой с большой теплотой и уважением описывает обычаи узбеков, особенно выделяет их открытость, мужество, свободолюбие, терпимость, доброту, приверженность духовным и семейным ценностям.
Сквозь века пронес наш народ систему духовных ценностей, в основе которой лежат такие высокие человеческие качества, как справедливость, равенство, добрососедство и гуманизм. На этой земле в разные эпохи находили приют жертвы войн и преследований. Так в годы Второй мировой войны в условиях эвакуации здесь жили и не переставали творить около 200 выдающихся деятелей культуры и искусства. Среди них Алексей Толстой, Корней Чуковский, Анна Ахматова, Борис Лавренев, Мариэтта Шагинян, Владимир Луговской, Илья Сельвинский, Николай Погодин, Якуб Колас и многие другие.
А сколько тысяч беженцев из оккупированных фашистами территорий приняли в свои семьи местные жители, совершив человеческий подвиг, ставший символом милосердия и гуманизма? В годы войны Узбекистан принял более 200 тысяч детей из России, Украины, Беларуси, Прибалтики, Польши, других стран. В детские дома выстраивались очереди на усыновление пострадавших малышей - факт, не имеющий аналогов ни в одной стране мира! Как родных принимали в свои семьи сразу по нескольку детей, окружали их заботой и вниманием, делились зачастую последним.
И сегодня, следуя лучшим традициям цивилизаций Востока, Узбекистан широко открыт гостеприимству и дружелюбию, мы безгранично ценим мир и спокойствие, семейные узы, здесь, как далеко не в каждой стране, любят детей и почитают старших, очень чутко относятся к чужому горю.
Два крыла парящей в небе птицы
В первые годы после распада Союза и образования на его бывшей территории независимых государств находилось достаточно "доброхотов", намекавших на приоритет развития прежде всего экономики, а уже потом образования, культуры, духовно-нравственных ценностей. Кто-то пошел по этому пути, Узбекистан же выработал собственную модель.
С первых дней своего развития, построения свободного демократического государства наша страна не замыкалась в рамках решения лишь экономических вопросов. Наряду с этим приоритет всегда отдавался просвещению, возрождению духовных ценностей узбекского народа. Как отмечает Ислам Каримов, было бы односторонним противопоставлять материальные потребности человека его духовному миру и отдавать преимущество тому или другому. Для полноценной жизни человека материальный и духовный мир также необходимы, как необходимы два крыла парящей в небе птице.
И все течение мировой истории, как и новейшая история нашего государства, убедительно доказывают правильность выбора пути, основанного на гармоничном единстве духовной и материальной жизни, - пути к национальному совершенству. Глядя на окружающий мир, сегодня мы видим, как в некоторых казалось бы вполне благополучных странах нивелируются общечеловеческие ценности и традиции, моральные устои, отрицаются принципы священности семьи, жизни человека. Активное насаждение и подмены основ существования гражданского общества стандартами общества потребления, воспитание молодых людей не как граждан страны, ответственных за ее будущее, а как потребителей, подмена норм высокого искусства усредненными образцами "массовой" потребительской культуры приводят к крайне негативным последствиям, деградации целых поколений.
Происходящее вокруг нас убедительно доказывает правильность поистине исторического и единственно верного решения Президента Узбекистана Ислама Каримова, принятого на заре суверенитета нашей страны, следовать по пути созидания, основанном на синтезе национальных и общечеловеческих ценностей, ставшем сутью идеологии независимости и мощнейшим источником энергии в дальнейшем развитии государства и общества.
Эта концепция стала основой дальнейшего политического, экономического и социокультурного развития страны, способствовала уверенному выходу молодого государства на мировую арену, решению целого ряда проблем не только регионального, но и международного масштаба.
Исторический опыт, восстановление истории народа, родного края, преемственность традиций, являются надежной базой воспитания поколений граждан независимой страны. Открыты мощные пласты духовной культуры, дающие толчок возрождению и росту национального самосознания и гордости, открытости всему миру.
Во всей своей красе и величии по инициативе Президента страны возрожден Навруз, ставший всенародным праздником, символом обновления и чистых помыслов, Курбан-хайит и Рамазан-хайит. За годы независимости комплексно отреставрированы сотни памятников архитектуры, реконструируются исторические города, возобновлена деятельность Академии Маъмуна в Хорезме.
Сегодня на территории Узбекистана насчитываются тысячи историко-архитектурных памятников, которые входят в сокровищницу мировой цивилизации. Благодаря огромной и кропотливой работе отечественных ученых в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО внесены: комплекс Ичан-кала в Хиве, исторические центры Бухары, Шахрисабза, Самарканд - перекресток культур. В список нематериального культурного наследия - культурное пространство района Байсун, Шашмаком, Навруз, традиционное песнопение Катта ашула и Аския.
Благодаря скрупулезному анализу и научной объективности, усилиям отечественных ученых заново открыты важнейшие страницы нашей истории, реабилитированы имена многих видных деятелей культуры, науки, предков нашего народа. Прежде всего новое научное обоснование получила эпоха Амира Темура и Темуридов, предопределившая Восточный Ренессанс. Именно по инициативе главы государства возродился в своем истинном величии образ Сахибкирана, заложившего основу для расцвета духовной культуры будущих и возрождения высоких традиций прошлых эпох. Дух просвещенного Мавераннахра, расцвет науки и культуры в эпоху Темуридов оказали благотворное влияние на процесс европейского Возрождения, содействовали общемировому прогрессу. Сахибкиран Амир Темур сегодня гордость не только народа Узбекистана, но и всего человечества.
Восстановлены священные имена и уникальные труды и деяния великих мыслителей Востока - Аль-Бухари, Ат-Термези, Ходжи Ахмада Яссави, Бахоуддина Накшбанди, Аль-Беруни, Абу Али ибн Сины, Мухаммада аль-Хорезми, Ахмада аль-Фергани, Мирзо Улугбека, Алишера Навои, Захириддина Мухаммада Бабура и других. Вместе со всем миром по решению ЮНЕСКО отмечены юбилеи Амира Темура, древнейших городов планеты - Самарканда, Бухары, Хивы, Ташкента, Шахрисабза, 1000-летие Хорезмской Академии Маъмуна. Все это - свидетельство уважения и мирового признания великой истории, богатой культуры и огромного таланта нашего народа.
Глава государства четко и ясно расставил приоритеты: актуальной задачей является подход к воспитанию подрастающего поколения с чувством высочайшей ответственности, чтобы оно стало достойным преемником духовности народа. Таким мощным защитным инструментом, вырабатывающим иммунитет у подрастающего поколения от чуждых нашему менталитету идей и взглядов, стала выдвинутая Президентом Национальная идея воспитания гармонично развитой, духовно и физически совершенной личности, основанная на принципах и ценностях как национальной, так и мировой культуры, нормах нравственности, воплощенных в произведениях великих предков. Огромное значение в деле сохранения и преумножения национальных традиций и ценностей, ограждения молодежи от противоречащих нашему национальному менталитету идей и течений вносит Республиканский центр пропаганды духовности, созданный по инициативе главы государства.
Важным фактором воспитания молодежи, повышения уровня духовности нашего народа стала книга Президента Ислама Каримова "Высокая духовность - непобедимая сила", которую называют энциклопедией духовного обогащения и развития нации.
"Не ошибусь, если скажу, что эта книга является своего рода сводом моральных, духовных, нравственных и религиозных уложений, принципов и ценностей узбекского народа, которые с великой любовью и уважением к подрастающему поколению отражены главой государства".
Аиша Юсеф аль Манаи.
Профессор Катарского университета.
Ренессанс эпохи независимости
По мнению ученых-исследователей, Центральная Азия явилась источником двух мощных всплесков научно-культурного подъема в IХ-ХII и XIV-XV веках, которые по праву признаны мировой научной общественностью как эпоха Восточного Ренессанса, оказавшая благотворное воздействие на процессы возрождения в других регионах мира.
И сегодня производимые во всем мире математические расчеты, в том числе в области новейших технологий, основываются на созданных Мухаммадом Мусой аль-Хорезми правилах. Работа Ахмада аль-Фергани "Основы астрономии" в XII веке была переведена на латынь, а впоследствии неоднократно переиздавалась в Италии, Германии, Франции, Голландии, США и других странах. Известно высказывание Христофора Колумба, спустя восемьсот лет на практике доказавшего идею великого мыслителя о шарообразной форме Земли, о том, что он полностью убедился в верности расчета Ахмадом аль-Фергани размера одного градуса меридиана Земли. Наследие Ибн Сины и поныне служит прогрессу, подлинную революцию в медицине произвел его "Канон врачебной науки" и по сей день не утративший актуальности. Работа Мирзо Улугбека "Звездные таблицы", полностью охватившая теоретические и практические вопросы астрономии, уже в средние века была широко распространена в странах Азии и Европы. Астрономы Европы перевели этот труд на латинский, французский, английский языки и написали к нему комментарии. Огромное влияние философии Востока чувствуется в поэтике "Западно-восточного дивана" Гете, предпринявшего попытку синтеза культурных традиций Запада и Востока. Вдохновение Востоком и, в частности, традициями миниатюрной живописи чувствуется в работах Леонардо да Винчи, Матисса, Пикассо…
"…Ренессанс, эпоха Возрождения, сыгравшая большую роль в истории Европы, на самом деле началась здесь значительно раньше. И с уверенностью можно сказать, что этот регион является местом зарождения современной культуры и цивилизации".
Талеб Рифаи.
Генеральный секретарь Всемирной туристской организации ООН.
История свидетельствует, что такой цивилизационный всплеск, давший толчок бурному расцвету культуры и образования, медицины, литературы, искусства и архитектуры, ремесленничества, торговли и строительства, стал возможен в первую очередь благодаря сохранению мира и стабильности в регионе. Поэтому, если взглянуть на происходящие в Узбекистане в годы независимости масштабные перемены и успехи во всех областях человеческой деятельности, и особенно в сфере культуры и искусства, с точки зрения цикличности исторической науки, можно с полным основанием говорить о них, как о Ренессансе эпохи независимости.
А ведь от советского тоталитарного режима молодой стране досталось не самое лучшее "наследство", приведшее к огромным духовным потерям народов Узбекистана. Отрыв от вековых национальных и духовно-нравственных корней, к которым прикрепили ярлык реакционности, обернулся настоящей трагедией. Истинные духовные ценности подменялись безликими и бесформенными образами, подвергались беспощадной критике, были практически утрачены национальное самосознание, самобытность и индивидуальность узбекского народа.
Глубочайший урон нанесли гонения на религию, духовенство и верующих репрессии 30-х годов. Под флагом борьбы с религией специальные отряды уничтожали заодно с Кораном древние рукописи на узбекском языке, труды ученых Средневековья и сборники классической национальной поэзии. Из литературы и искусства вырваны и объявлены врагами народа талантливые поэты и просветители - Абдулла Кадыри, Чулпан, Фитрат, Усман Насыр и другие. От репрессий пострадали представители всех национальностей, живших в Узбекистане, среди них было немало деятелей культуры. Касым Авезов и Лев Авербург, Зия Агаев и Рустам Агишев, Ахмедбек Айдаров и Авланияз Айкешев, Павел Аниськевич и Арам Арне-Нерсесян, Евгений Лавров и Михаил Гасис - все эти люди расстреляны осенью 1938 года. Память о них навечно сохранится в летописях Музея памяти жертв репрессий в Ташкенте.
Постепенно угасали многие древнейшие виды ремесел, книги и рукописи запрещались, а порою просто уничтожались, ряд памятников культовой архитектуры использовался зачастую под складские помещения. Повсеместно закрывались не только мечети и медресе. Так в 1933 году была закрыта построенная в 1871 году на территории Ташкентского госпиталя церковь святого великомученика и целителя Пантелеимона. Церковная утварь изъята, колокольня снесена. В 1945 году, когда она была возвращена епархии, здесь располагался медицинский склад. Та же участь постигла почти все мечети и христианские церковные здания Средней Азии.
Избранный Узбекистаном путь возрождения духовных ценностей подтвердил свою правоту и в сфере культуры, где именно государство стало не только главным реформатором, но и меценатом. Сегодня мы видим, насколько эта поддержка была конструктивной, и какой огромный импульс она придала развитию искусства.
Как отметил президент Ислам Каримов, культура и искусство - мощная сила, которая легко проникает в сердце человека. Именно поэтому так важно понимать, что каждый обладатель таланта - это особый, своеобразный мир. Невозможно учить творческих людей, указывать им, тем более управлять ими. И все-таки есть такие священные понятия, которые объединяют творцов и вдохновляют их на новые творческие подвиги, они связаны с интересами Родины и народа, с принципами доброты и гуманизма. Если каждый творческий деятель постоянно воспринимает их как главную цель своего творчества и умеет раскрыть их в своих произведениях ярко, художественно, образно, то, несомненно, и литература, и искусство, и культура будут в полном смысле слова служить духовному совершенству и выполнять свою социальную задачу.
Это принципиальное положение было провозглашено как главный тезис культурной политики нашего государства в очень трудных условиях перехода из одной социально-экономической формации в другую. Речь шла не только о современных культуре и искусстве, но и о культурном наследии.
Задел на будущее
Решающая роль именно молодого поколения в процессе дальнейшего динамичного развития государства особенно важна в настоящее время, когда на наших глазах происходят глубокие преобразования в геополитической, экономической и социальной, информационно-коммуникационной картине мира и когда все резче проявляются противоречия между разными идеологиями. Поэтому сегодня как никогда важно, чтобы молодые граждане Узбекистана могли противостоять своими мыслями чуждым и навязываемым со стороны, противопоставлять невежеству просвещение. Осознавая острую актуальность этого вопроса, руководство Узбекистана создает все необходимые условия для полной реализации подрастающим поколением своих талантов и способностей.
За 74 года советской власти лишь пятеро парней и девушек из Узбекистана смогли принять участие в творческих международных конкурсах. В 1991 году от нашей страны в международных конкурсах в сфере музыки и искусства приняли участие восемь человек, один из них занял первое место. За последние пять лет их число составило более 300 человек, в 2014 году из 170 участников более 110 молодых исполнителей были в числе победителей.
В январе 1997 года Указом Президента учреждена Академия художеств как творческое, научное, учебное и производственное учреждение. С ее созданием вопросы развития изобразительного искусства вышли на качественно новый уровень. В сфере художественного образования сегодня действует многоступенчатая система, в которую вошли 12 лицеев изобразительного и прикладного искусства, три художественных колледжа и Национальный институт художеств и дизайна имени К.Бехзода. Причем в областных центрах художественные лицеи выступают не только как образовательные учреждения, но и как своеобразные очаги культуры, в которых проходят творческие встречи молодежи с художниками и народными мастерами, проводятся выставки. Ежегодно Академия художеств организует свыше 100 выставок - международных, республиканских, тематических, персональных. На постсоветском пространстве Узбекистан первым инициировал проведение Международной биеннале современного искусства, взяв на себя все организационные моменты.
За четверть века в сфере культуры и искусства Узбекистана подготовлено более 20 тысяч высокопрофессиональных кадров. Постановлением Президента в июне 2012 года создан Государственный институт искусств и культуры Узбекистана. Для этого вуза построены и переданы для пользования студентам совершенно новые учебные здания, современный учебный театр, спортивные комплексы, плавательный бассейн, современный информационно-ресурсный центр. Это стало важным шагом по усовершенствованию подготовки кадров, которые соответствуют мировым стандартам.
Огромная работа осуществлена по глубокому изучению и дальнейшему развитию национального музыкального искусства. Возведены Государственная консерватория Узбекистана, построены и реконструированы театры и дворцы культуры, колледжи и лицеи, детские школы музыки и искусства.
В рамках Государственной программы укрепления материально-технической базы и дальнейшего улучшения деятельности детских школ музыки и искусства на 2009-2014 годы построено и сдано в эксплуатацию 278 школ музыки и искусства. Они обеспечены более чем 30 тысячами новых музыкальных инструментов, 61 тысячью экземпляров учебных пособий, партитурами национальной и мировой классики.
"В Узбекистане динамично развиваются образование, наука и культура. На меня произвел огромное впечатление Республиканский специализированный музыкальный академический лицей имени Успенского. Я познакомилась с его талантливыми учащимися, прослушала их музыкальные выступления и была поражена. Это свидетельствует об уделяемом Президентом Исламом Каримовым огромном внимании к развитию образования в сфере искусства".
Ирина Бокова.
Генеральный директор Организации ООН
по вопросам образования, науки и культуры - ЮНЕСКО.
В этом году в Самарканде по инициативе главы нашего государства прошел уже десятый Международный музыкальный фестиваль "Шарк тароналари". Как отметил на торжественной церемонии его открытия Ислам Каримов: "… волшебное музыкальное искусство способно без помощи каких-либо переводчиков объединить на пути к общим целям представителей наций и народностей всего мира независимо от их языка и вероисповедания". И именно поэтому с 1997 года, времени основания фестиваля, число стран-участниц этого престижного форума увеличилось более чем в два раза, с 31 до 66.
Активно развивается театральное искусство, которое является мощным средством формирования гуманистических, духовно-нравственных качеств личности человека, особенно подрастающего поколения, ценностных ориентиров в обществе. Особое внимание уделяется всесторонней поддержке и развитию 37 театров и театральных студий страны, являющихся очагами духовности и просветительства. Возводятся новые здания для творческих коллективов, идет капитальная реконструкция уже имеющихся, улучшается и укрепляется их материально-техническая база.
Открыт новый этап и в развитии традиционного прикладного искусства.
В 1997 году вышел Указ Президента Узбекистана "О мерах государственной поддержки дальнейшего развития народных художественных промыслов и прикладного искусства" и постановление Кабинета Министров об организации и деятельности Ассоциации народных умельцев "Хунарманд". Законодательно утверждено звание "Народный мастер Республики Узбекистан". В последующие годы был принят ряд указов главы государства о дополнительных мерах по стимулированию развития и дальнейшей поддержке народных художественных промыслов и прикладного искусства. В 2009 году - постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан "О мерах по развитию и расширению семейного предпринимательства и ремесленнической деятельности".
Продолжателям богатых традиций
Сегодня мы, жители Узбекистана, уверены в завтрашнем дне, спокойны за будущее детей и внуков. Гордимся тем, что благодаря мудрой и дальновидной политике главы государства, кардинальным реформам во всех сферах всего за двадцать четыре года независимого развития Узбекистан, опираясь на бесценное духовное наследие прошлого - накопленный веками опыт, интеллектуальный потенциал великих предков, превратился в динамично развивающееся современное государство.
В стране прошли поистине уникальные реформы во всех сферах: национальная экономика стала индустриально ориентированной, отечественный агропром полностью обеспечивает продовольственную безопасность, все более уверенные позиции занимает малый бизнес, создана собственная полноценная и многофункциональная транспортная инфраструктура, на уровень мировых стандартов вышли наука, образование, медицина. Опыт Узбекистана вызывает восхищение мировой общественности. И притягивает к себе наша страна не только успехами в экономике, политике, социальной сфере, но прежде всего духовными идеалами, нравственной чистотой, заложенными в истории, традициях и обычаях нашего народа, заигравшими новыми яркими красками в последние два десятилетия.
Суть духовности нашего народа состоит далеко не в абстрактных, философско-мистических понятиях, а в простых, понятных каждому человеку истинах. Любовь к земле, семье, народу, верность нашему независимому государству, уважение к людям, вера, память, совесть, красота - все это определяющие и многозначные аспекты понятия духовности. И, скорее всего, в этой простоте кроется та сила, которая смогла консолидировать наше общество в самый ответственный исторический момент. Духовное оздоровление общества стало своеобразным экзаменом на жизненную зрелость и стойкость, сформировавшим у людей новое мышление, укрепившим веру в будущее. Оглядываясь назад, с полной уверенностью можно сказать, что идея духовно-нравственного возрождения нации, выдвинутая Президентом Исламом Каримовым, не только объединила, но и спасла страну от беспредела и хаоса, воцарившегося на долгие годы в ряде регионов бывшего Союза. Более того, уберегла от ощущения пустоты и "потерянности" последующие поколения граждан Узбекистана. Стала мощной опорой и движущей силой для масштабных успехов и перемен, секрет которых сегодня пытаются объяснить многие зарубежные эксперты и аналитики.
Руководитель нашей страны, говоря о будущем Узбекистана, связывает его прежде всего с молодежью, которая должна быть лучше, умнее, мудрее и, конечно, счастливее нас. Поэтому как раз задачам обогащения духовного мира молодежи, воспитания ее в духе национальных и общечеловеческих ценностей Президент всегда уделяет особо пристальное внимание, подчеркивая, что особую актуальность эти вопросы приобретают в нынешнее сложное и неспокойное время, когда все более усиливаются различные нападки, направленные против национальной самобытности, вековых ценностей нашего народа, проявляются корыстные устремления, нацеленные на овладевание сознанием наших молодых людей.
Мы живем в непростое время, которое изменяется с небывалой до этого скоростью. О событии, произошедшем в одной точке Земли, чуть ли не в то же мгновение становится известно по всей планете. Развитие новых технологий, все более активизирующийся процесс глобализации, определяют изменения старых представлений, влекут непомерное ускорение жизненного темпа.
Однако наряду с такими положительными сторонами глобализации, как укрепление сотрудничества и интеграции между государствами и народами, создание благоприятных условий для иностранных инвестиций, свободного обращения капитала, распространение достижений науки и т.д., существует и негативный фактор, а именно - всевозможные идейные влияния и интересы различных сил. И если военное, экономическое или политическое давление можно видеть, чувствовать и предотвратить, то почувствовать и предугадать идеологическую угрозу, ее влияние и последствия намного сложнее. Избежать же такого рода опасность помогает прежде всего непрерывное духовное воспитание.
Сегодня наша молодежь получает информацию не только в учебных заведениях, но и через радио, телевидение, печать, интернет. И в нынешних условиях дальнейшего расширения мирового информационного поля никто не собирается ограничивать сознание молодых граждан Узбекистана железными рамками, запрещая им читать или смотреть те или иные новостные сообщения, получать ту или иную информацию. Это не отвечает ни требованиям современности, ни нашим намерениям - создать открытое демократическое общество.
Кроме образовательной области, пристальное внимание государства направлено и на воспитательную. И, конечно, особое место в этом ряду занимает институт семьи, где закладывается фундамент таких качеств, как доброта, благородство, любовь, нравственность, благоразумие и тактичность, определяющих духовные критерии каждого человека. Здоровая семья гарантирует крепкое общество, а когда сильно общество, то стабильна вся страна. Между тем в национальных традициях нашего народа не принято замыкаться в рамках только семьи. Узбекская махалля всегда была местом сохранения и развития национальных и духовных ценностей, направляла и контролировала нравы и порядки любой семьи и потому не просто являлась своеобразным зеркалом духовного климата и обстановки в стране, но способствовала повышению уровня духовности. Мы видим, что такие общечеловеческие ценности, как милосердие, великодушие, взаимопонимание и взаимопомощь пестуются в нашем обществе самыми разными методами. Достижение духовного совершенства - дело не одного года и даже не десяти лет. Узбекский народ развивает и обогащает свою национальную духовность на протяжении веков, потому что духовность - это процесс, развивающийся и преобразующийся до тех пор, пока живет и развивается весь мир.
Таким образом, сегодня мы можем с полной уверенностью говорить, что Узбекистан стал инициатором создания новых правил, стандартов построения и развития современного государства и демократии. В их основе лежат отнюдь не только впечатляющие победы в экономике и политике, а в первую очередь национальные и общечеловеческие нравственные ценности, без обладания которыми столь масштабные успехи были бы просто немыслимы.
Продолжатель идей великих предков - современный Узбекистан сегодня является базисом мира и стабильности в Центральной Азии, примером для многих стран региона и даже мира. Всеми своими достижениями наша страна доказывает, что без духовного роста людей невозможен прогресс общества, государства, всей человеческой цивилизации.
В этом и заключается главный феномен "узбекской модели" развития - построение в Узбекистане общества с высокой духовностью. Общества, идущего по пути созидания.
***
Сегодня в республике зарегистрировано 7570 объектов культурного наследия.
Построены и отреставрированы сотни мечетей, церквей и молельных домов, в том числе православные храмы в Ташкенте, Самарканде и Навои, католический костел в Ташкенте, Армянская церковь в Самарканде. По постановлению Кабинета Министров от 22 августа 2003 года 15 объектов - религиозные комплексы, места паломничества и усыпальницы - переданы в ведение Управления мусульман Узбекистана.
В годы независимости в Узбекистане открыто более 15 православных приходов, несколько монастырей.
По инициативе главы государства в 2007 году вместе с окружающей территорией реконструирован культово-мемориальный комплекс Хазрати Имам, вновь обретший свой высокий статус. Здесь же в библиотеке Управления мусульман Узбекистана хранится уникальная реликвия - Коран Османа. Вклад Узбекистана в развитие исламской культуры высоко оценен Исламской организацией по вопросам образования, науки и культуры АЙСЕСКО - город Ташкент в 2007 году был провозглашен столицей исламской культуры.
В 1991 году в Узбекистане действовало 68 музеев, в настоящее время - более ста. В их фондах хранятся свыше 217 тысяч экспонатов, найденных при археологических раскопках, 60 тысяч - в фондах Государственного музея истории Узбекистана, несколько тысяч свидетельств старины находятся в хранилищах научно-исследовательских институтов. Важнейшим фактором активизации музейного дела стал Указ Президента страны Ислама Каримова от 12 января 1998 года "О коренном улучшении и совершенствовании деятельности музеев". Создан Республиканский фонд по поддержке музеев - "Узбекмузей". Высоким показателем заботы государства о сохранении национального культурно-исторического достояния, сосредоточенного в музеях страны, стал Закон Республики Узбекистан "О музеях", принятый в 2008 году.
В годы независимости под руководством главы государства созданы Государственный музей истории Темуридов, Музей памяти жертв репрессий и мемориальный парк-музей имени Камолиддина Бехзода в Ташкенте, Археологический музей в Термезе и другие.
В рамках реализации постановления Президента "О дополнительных мерах, направленных на реализацию государственной молодежной политики в Республике Узбекистан " от 6 февраля 2014 года принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан "О мерах по обеспечению доступности государственных музеев детям и их родителям" от 11 июля 2014 года. В соответствии с этим документом вторник и пятница каждой недели во всех государственных музеях независимо от ведомственного подчинения являются днями бесплатного посещения для детей и их родителей.
(Источник: газета «Правда Востока»)