Располагая громадным природным, минерально-сырьевым, трудовым и человеческим потенциалом, республика по сути дела занимала в бывшем СССР одно из последних мест по уровню жизни населения, развитию социальной и гуманитарной сферы, что подтверждается статистическими данными результатов переписи населения СССР 1989 года… Самую серьезную угрозу создавала обстановка правового вакуума в условиях развалившейся системы обеспечения внутренней и внешней безопасности, опасность разрастания и всплеска межнациональных и межрелигиозных, межрегиональных и клановых противоречий, рост радикальных настроений, в первую очередь, среди молодежи - говоря коротко, необходимо было уберечь страну от внутренних и внешних конфликтов, которые своими корнями уходили в период последних лет существования СССР".

Такую характеристику дал Президент Узбекистана Ислам Каримов ситуации, сложившейся в нашей стране в 1991 году. Действительно, тогда Узбекистан, только провозгласивший свою независимость, образно говоря, балансировал на краю пропасти. Будущее молодого государства зависело от решимости его народа в преодолении существовавших трудностей, строительстве нового общества, где во главе угла находится человек, его права и интересы. Главную ответственность за прог­ресс Родины и безоблачную жизнь своего народа взяло на себя политическое руководство Узбекистана, вернувшее людям их богатую и славную историю, обратившее их к истинным духовным истокам и нравственным идеалам и в итоге придавшее уверенность в своих силах для покорения рубежей в самых разных сферах общественной, политической и экономической жизни.

Еще в 1989 году глава нашего государства впервые поднял вопрос о необходимости восстановления исторической памяти. Тогда, когда богатая, самобытная и древняя культура узбекского народа старательно искоренялась и искажалась, было практически утрачено его национальное самосознание, это стало настоящим гражданским и человеческим подвигом.

Независимость, открывшая отсчет времени в истории нового государства, принесла возрождение чести и достоинства народа Узбекистана. В нашу жизнь вошло такое давно забытое понятие, как "духовность", представляющее собой не только совокупность моральных общечеловеческих норм, а особый закон, призывающий  к внутреннему очищению и нравственному совершенствованию, укрепляющий волю и гражданскую позицию человека, служащий критерием его мировоззрения и исторической памяти, мерилом деяний и мыслей.

В этой идее, которая легла в основу разработанной Исламом Каримовым "узбекской модели" построения демократического государства и гражданского общества, воплощены все лучшие идеалы прошлого узбекского народа, органично сплетенные с общепризнанными ценностями его настоящего и задачами будущего.

Наследники великих цивилизаций

Как отметил глава государства, духовность - это купол исторического здания и фундамент достойного будущего народа. Она складывалась веками из миллионов и миллионов человеческих судеб, ее нельзя измерить и нельзя исчерпать. Поистине это - безграничная Вселенная для человека.

Наша древняя и прекрасная земля является одной из колыбелей не только восточной, но и мировой цивилизации. Здесь, на пересечении великих караванных путей, являвшихся живительными артериями международного общения, экономического обмена, движения ремесел, наук и искусств, переплетались культуры, оставившие заметный след в истории человечества. Пережив за тысячелетия своего развития радость расцвета, горечь раздоров и чужеземного порабощения, наш народ сумел сквозь века пронести величайшие духовные ценности. Чистота души и гуманизм, добропорядочность, скромность, любовь к ближнему, добрососедство, гостеприимство и милосердие, верность своей земле - веками складывались неотъемлемые черты национального духа, которому всегда были чужды жестокость и насилие. Никакие превратности истории не сломили его человечности.

В памятниках устного народного творчества, древних рукописях представлены бесценные образцы гения и высокой духовности узбекского народа, нравственного совершенствования человеческой личности. Так, в величайшей книге древности "Авесте", появившейся около трех тысяч лет тому назад, даны критерии совершенного человека: "Добрая мысль, доброе слово, доброе дело". Продолжает служить непревзойденным уроком патриотизма в деле духовного воспитания подрастающего поколения уже в XXI веке такое уникальное произведение устного народного творчества, как эпос "Алпамыш".

Мощь и величие цивилизации, высочайшую культуру и духовность народа Среднеазиатского Двуречья отмечали путешественники, купцы и посланцы не только с Востока, но и Запада. В заметках Руи Гонсалеса де Клавихо, рассказывающих о путешествии испанского посольства в Самарканд ко двору Амира Темура, приведены уникальные свидетельства о жизни Сахибкирана, заложенных им принципах построения государственности. В произведении, вошедшем в золотой фонд общечеловеческой культуры, автор восхищается красотой и богатством древнего Мавераннахра, живущим на этой земле удивительно трудолюбивым, гостеприимным и великодушным народом и его правителем - великим Темурбеком, соз­давшим условия для небывалого расцвета науки и культуры, получившего название Восточного Ренессанса.

Созидательное научное и культурное развитие периода Ренессанса в Средней Азии позволило раскрыться человеческому совершенству во всех сферах деятельности. Неподдельное восхищение творениями человеческих рук и разума показал в своем творчестве в 30-х годах XIX века замечательный знаток Востока, американский писатель Гарольд Лэмб. А через полвека венгерский ученый Арминий Вамбери, который вел исследовательскую работу в Туркестане, опубликовал в Лейпциге книгу "Путешествие по Средней Азии", в которой с большой теплотой и уважением описывает обычаи узбеков, особенно выделяет их открытость, мужество, свободолюбие, терпимость, доброту, приверженность духовным и семейным ценностям.

Сквозь века пронес наш народ систему духовных ценностей, в основе которой лежат такие высокие человеческие качества, как справедливость, равенство, добрососедство и гуманизм. На этой земле в разные эпохи находили приют жертвы войн и преследований. Так в годы Второй мировой войны в условиях эвакуации здесь жили и не переставали творить около 200 выдающихся деятелей культуры и искусства. Среди них Алексей Толстой, Корней Чуковский, Анна Ахматова, Борис Лавренев, Мариэтта Шагинян, Владимир Луговской, Илья Сельвинский, Николай Погодин, Якуб Колас и многие другие.

А сколько тысяч беженцев из оккупированных фашистами территорий приняли в свои семьи местные жители, совершив человеческий подвиг, ставший символом милосердия и гуманизма? В годы войны Узбекистан принял более 200 тысяч детей из России, Украины, Беларуси, Прибалтики, Польши, других стран. В детские дома выстраивались очереди на усыновление пострадавших малышей - факт, не имеющий аналогов ни в одной стране мира! Как родных принимали в свои семьи сразу по нескольку детей, окружали их заботой и вниманием, делились зачастую последним.

И сегодня, следуя лучшим традициям цивилизаций Востока, Узбекистан широко открыт гостеприимству и дружелюбию, мы безгранично ценим мир и спокойствие, семейные узы, здесь, как далеко не в каждой стране, любят детей и почитают старших, очень чутко относятся к чужому горю.

Два крыла парящей в небе птицы

В первые годы после распада Союза и образования на его бывшей территории независимых государств находилось достаточно "доброхотов", намекавших на приоритет развития прежде всего экономики, а уже потом образования, культуры, духовно-нравственных ценностей. Кто-то пошел по этому пути, Узбекистан же выработал собственную модель.

С первых дней своего развития, построения свободного демократического государства наша страна не замыкалась в рамках решения лишь экономических вопросов. Наряду с этим приоритет всегда отдавался просвещению, возрождению духовных ценностей узбекского народа. Как отмечает Ислам Каримов, было бы односторонним противопоставлять материальные потребности человека его духовному миру и отдавать преимущество тому или другому. Для полноценной жизни человека материальный и духовный мир также необходимы, как необходимы два крыла парящей в небе птице.

И все течение мировой истории, как и новейшая история нашего государства, убедительно доказывают правильность выбора пути, основанного на гармоничном единстве духовной и материальной жизни, - пути к национальному совершенству. Глядя на окружающий мир, сегодня мы видим, как в некоторых казалось бы вполне благополучных странах нивелируются общечеловеческие ценности и традиции, моральные устои, отрицаются принципы священности семьи, жизни человека. Активное насаждение и подмены основ существования гражданского общества стандартами общества потребления, воспитание молодых людей не как граждан страны, ответственных за ее будущее, а как потребителей, подмена норм высокого искусства усредненными образцами "массовой" потребительской культуры приводят к крайне негативным последствиям, деградации целых поколений.

Происходящее вокруг нас убедительно доказывает правильность поистине исторического и единственно верного решения Президента Узбекистана Ислама Каримова, принятого на заре суверенитета нашей страны, следовать по пути созидания, основанном на синтезе национальных и общечеловеческих ценностей, ставшем сутью идеологии независимости и мощнейшим источником энергии в дальнейшем развитии государства и общества.

Эта концепция стала основой дальнейшего политического, экономического и социокультурного развития страны, способствовала уверенному выходу молодого государства на мировую арену, решению целого ряда проб­лем не только регионального, но и международного масштаба.

Исторический опыт, восстановление истории народа, родного края, преемственность традиций, являются надежной базой воспитания поколений граждан независимой страны. Открыты мощные пласты духовной культуры, дающие толчок возрождению и росту национального самосознания и гордости, открытости всему миру.

Во всей своей красе и величии по инициативе Президента страны возрожден Навруз, ставший всенародным праздником, символом обновления и чистых помыслов, Курбан-хайит и Рамазан-хайит. За годы независимости комплексно отреставрированы сотни памятников архитектуры, реконструируются исторические города, возобновлена деятельность Академии Маъмуна в Хорезме.

Сегодня на территории Узбекистана насчитываются тысячи историко-архитектурных памятников, которые входят в сокровищницу мировой цивилизации. Благодаря огромной и кропотливой работе отечественных ученых в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО внесены: комплекс Ичан-кала в Хиве, исторические центры Бухары, Шахрисабза, Самарканд - перекресток культур. В список нематериального культурного наследия - культурное пространство ра­йона Байсун, Шашмаком, Навруз, традиционное песнопение Катта ашула и Аския.

Благодаря скрупулезному анализу и научной объективности, усилиям отечественных ученых заново открыты важнейшие страницы нашей истории, реабилитированы имена многих видных деятелей культуры, науки, предков нашего народа. Прежде всего новое научное обоснование получила эпоха Амира Темура и Темуридов, предопределившая Восточный Ренессанс. Именно по инициативе главы государства возродился в своем истинном величии образ Сахибкирана, заложившего основу для расцвета духовной культуры будущих и возрождения высоких традиций прошлых эпох. Дух просвещенного Мавераннахра, расцвет науки и культуры в эпоху Темуридов оказали благотворное влияние на процесс европейского Возрождения, содействовали общемировому прогрессу.  Сахибкиран Амир Темур сегодня гордость не только народа Узбекистана, но и всего человечества.

Восстановлены священные имена и уникальные труды и деяния великих мыслителей Востока - Аль-Бухари, Ат-Термези, Ходжи Ахмада Яссави, Бахоуддина Накшбанди, Аль-Беруни, Абу Али ибн Сины, Мухаммада аль-Хорезми, Ахмада аль-Фергани, Мирзо Улугбека, Алишера Навои, Захириддина Мухаммада Бабура и других. Вместе со всем миром по решению ЮНЕСКО отмечены юбилеи Амира Темура, древнейших городов планеты - Самарканда, Бухары, Хивы, Ташкента, Шахрисабза, 1000-летие Хорезмской Академии Маъмуна. Все это - свидетельство уважения и мирового признания великой истории, богатой культуры и огромного таланта нашего народа.

Глава государства четко и ясно расставил приоритеты: актуальной задачей является подход к воспитанию подрастающего поколения с чувством высочайшей ответственности, чтобы оно стало достойным преемником духовности народа. Таким мощным защитным инструментом, вырабатывающим иммунитет у подрастающего поколения от чуждых нашему менталитету идей и взглядов, стала выдвинутая Президентом Национальная идея воспитания гармонично развитой, духовно и физически совершенной личности, основанная на принципах и ценностях как национальной, так и мировой культуры, нормах нравственности, воплощенных в произведениях великих предков. Огромное значение в деле сохранения и преумножения национальных традиций и ценностей, ограждения молодежи от противоречащих нашему национальному менталитету идей и течений вносит Республиканский центр пропаганды духовности, созданный по инициативе главы государства.

Важным фактором воспитания молодежи, повышения уровня духовности нашего народа стала книга Президента Ислама Каримова "Высокая духовность - непобедимая сила", которую называют энциклопедией духовного обогащения и развития нации.

"Не ошибусь, если скажу, что эта книга является своего рода сводом моральных, духовных, нравственных и религиозных уложений, принципов и ценностей узбекского народа, которые с великой любовью и уважением к подрастающему поколению отражены главой государства".

Аиша Юсеф аль Манаи.

Профессор Катарского университета.

Ренессанс эпохи независимости

По мнению ученых-исследователей, Центральная Азия явилась источником двух мощных всплесков научно-культурного подъема в IХ-ХII и XIV-XV веках, которые по праву признаны мировой научной общественностью как эпоха Восточного Ренессанса, оказавшая благотворное воздействие на процессы возрождения в других регионах мира.

И сегодня производимые во всем мире математические расчеты, в том числе в области новейших технологий, основываются на созданных Мухаммадом Мусой аль-Хорезми правилах. Работа Ахмада аль-Фергани "Основы астрономии" в XII веке была переведена на латынь, а впоследствии неоднократно переиздавалась в Италии, Германии, Франции, Голландии, США и других странах. Известно высказывание Христофора Колумба, спустя восемьсот лет на практике доказавшего идею великого мыслителя о шарообразной форме Земли, о том, что он полностью убедился в верности расчета Ахмадом аль-Фергани размера одного градуса меридиана Земли. Наследие Ибн Сины и поныне служит прогрессу, подлинную революцию в медицине произвел его "Канон врачебной науки" и по сей день не утративший актуальности. Работа Мирзо Улугбека "Звездные таблицы", полностью охватившая теоретические и практические вопросы астрономии, уже в средние века была широко распространена в странах Азии и Европы. Астрономы Европы перевели этот труд на латинский, французский, англий­ский языки и написали к нему комментарии.  Огромное влияние философии Востока чувствуется в поэтике "Западно-восточного дивана" Гете, предпринявшего попытку синтеза культурных традиций Запада и Востока. Вдохновение Востоком и, в частности, традициями миниатюрной живописи чувствуется в работах Леонардо да Винчи, Матисса, Пикассо…

"…Ренессанс, эпоха Возрождения, сыгравшая большую роль в истории Европы, на самом деле началась здесь значительно раньше. И с уверенностью можно сказать, что этот регион является местом зарождения современной культуры и цивилизации".

Талеб Рифаи.

Генеральный секретарь Всемирной туристской организации ООН.

История свидетельствует, что такой цивилизационный всплеск, давший толчок бурному расцвету культуры и образования, медицины, литературы, искусства и архитектуры, ремесленничества, торговли и строительства, стал возможен в первую очередь благодаря сохранению мира и стабильности в регионе. Поэтому, если взглянуть на происходящие в Узбекистане   в годы независимости масштабные перемены и успехи во всех областях человеческой деятельности, и особенно в сфере культуры и искусства, с точки зрения цикличности исторической науки, можно с полным основанием говорить о них, как о Ренессансе эпохи независимости.

А ведь от советского тоталитарного режима молодой стране досталось не самое лучшее "наследство", приведшее к огромным духовным потерям народов Узбекистана. Отрыв от вековых национальных и духовно-нравственных корней, к которым прикрепили ярлык реакционности, обернулся настоящей трагедией. Истинные духовные ценно­сти подменялись безликими и бесформенными образами, подвергались беспощадной критике, были практически утрачены национальное самосознание, самобытность и индивидуальность узбекского народа.

Глубочайший урон нанесли гонения на религию, духовенство и верующих репрессии 30-х годов.  Под флагом борьбы с религией специальные отряды уничтожали заодно с Кораном древние рукописи на узбекском языке, труды ученых Средневековья и сборники классической национальной поэзии.  Из литературы и искусства вырваны и объявлены врагами народа талантливые поэты и просветители - Абдулла Кадыри, Чулпан, Фитрат, Усман Насыр и другие. От репрессий пострадали представители всех национальностей, живших в Узбекистане, среди них было немало деятелей культуры. Касым Авезов и Лев Авербург, Зия Агаев и Рустам Агишев, Ахмедбек Айдаров и Авланияз Айкешев, Павел Аниськевич и Арам Арне-Нерсесян, Евгений Лавров и Михаил Гасис - все эти люди расстреляны осенью 1938 года.  Память о них навечно сохранится в летописях Музея памяти жертв репрессий в Ташкенте.

Постепенно угасали многие древнейшие виды ремесел, книги и рукописи запрещались, а порою просто уничтожались, ряд памятников культовой архитектуры использовался зачастую под складские помещения. Повсеместно закрывались не только мечети и медресе. Так в 1933 году была закрыта построенная в 1871 году на территории Ташкентского госпиталя церковь святого великомученика и целителя Пантелеимона. Церковная утварь изъята, колокольня снесена. В 1945 году, когда она была возвращена епархии, здесь располагался медицинский склад.  Та же участь постигла почти все мечети и христианские церковные здания Средней Азии.

Избранный Узбекистаном путь возрождения духовных ценностей подтвердил свою правоту и в сфере культуры, где именно государство стало не только главным реформатором, но и меценатом. Сегодня мы видим, насколько эта поддержка была конструктивной, и какой огромный импульс она придала развитию искусства.

Как отметил президент Ислам Каримов, культура и искусство - мощная сила, которая легко проникает в сердце человека. Именно поэтому так важно понимать, что каждый обладатель таланта - это особый, своеобразный мир. Невозможно учить творче­ских людей, указывать им, тем более управлять ими. И все-таки есть такие священные понятия, которые объединяют творцов и вдохновляют их на новые творческие подвиги, они связаны с интересами Родины и народа, с принципами доброты и гуманизма. Если каждый творческий деятель постоянно воспринимает их как главную цель своего творчества и умеет раскрыть их в своих произведениях ярко, художественно, образно, то, несомненно, и литература, и искусство, и культура будут в полном смысле слова служить духовному совершенству и выполнять свою социальную задачу.

Это принципиальное положение было провозглашено как главный тезис культурной политики нашего государства в очень трудных условиях перехода из одной социально-экономической формации в другую. Речь шла не только о современных культуре и искусстве, но и о культурном наследии.

Задел на будущее

Решающая роль именно молодого поколения в процессе дальнейшего динамичного развития государства особенно важна в настоящее время, когда на наших глазах происходят глубокие преобразования в геополитической, экономической и социальной, информационно-коммуникационной картине мира и когда все резче проявляются противоречия между разными идеологиями. Поэтому сегодня как никогда важно, чтобы молодые граждане Узбеки­стана могли противостоять своими мыслями чуждым и навязываемым со стороны, противопоставлять невежеству просвещение. Осознавая острую актуальность этого вопроса, руководство Узбекистана создает все необходимые условия для полной реализации подрастающим поколением своих талантов и способностей.

За 74 года советской власти лишь пятеро парней и девушек из Узбекистана смогли принять участие в творческих международных конкурсах. В 1991 году от нашей страны в международных конкурсах в сфере музыки и искусства приняли участие восемь человек, один из них занял первое место. За последние пять лет их число составило более 300 человек, в 2014 году из 170 участников более 110 молодых исполнителей были в числе победителей.

В январе 1997 года Указом Президента учреждена Академия художеств как творческое, научное, учебное и производственное учреждение. С ее созданием вопросы развития изобразительного искусства вышли на качественно новый уровень. В сфере художественного образования сегодня действует многоступенчатая система, в которую вошли 12 лицеев изобразительного и прикладного искусства, три художественных колледжа и Национальный институт художеств и дизайна имени К.Бехзода. Причем в областных центрах художественные лицеи выступают не только как образовательные учреждения, но и как своеобразные очаги культуры, в которых проходят творческие встречи молодежи с художниками и народными мастерами, проводятся выставки. Ежегодно Академия художеств организует свыше 100 выставок - международных, республикан­ских, тематических, персональных. На постсоветском пространстве Узбеки­стан первым инициировал проведение Международной биеннале современного искусства, взяв на себя все организационные моменты.

За четверть века в сфере культуры и искусства Узбекистана подготовлено более 20 тысяч высокопрофессиональных кадров. Постановлением Президента в июне 2012 года создан Государственный институт искусств и культуры Узбекистана. Для этого вуза построены и переданы для пользования студентам совершенно новые учебные здания, современный учебный театр, спортивные комплексы, плавательный бассейн, современный информационно-ресурсный центр. Это стало важным шагом по усовершенствованию подготовки кадров, которые соответствуют мировым стандартам.

Огромная работа осуществлена по глубокому изучению и дальнейшему развитию национального музыкального искусства. Возведены Государственная консерватория Узбекистана, построены и реконструированы театры и дворцы культуры, колледжи и лицеи, детские школы музыки и искусства.

В рамках Государственной программы укрепления материально-техниче­ской базы и дальнейшего улучшения деятельности детских школ музыки и искусства на 2009-2014 годы построено и сдано в эксплуатацию 278 школ музыки и искусства. Они обеспечены более чем 30 тысячами новых музыкальных инструментов, 61 тысячью экземпляров учебных пособий, партитурами национальной и мировой классики.

"В Узбекистане динамично развиваются образование, наука и культура. На меня произвел огромное впечатление Республиканский специализированный музыкальный академический лицей имени Успенского. Я познакомилась с его талантливыми учащимися, прослушала их музыкальные выступления и была поражена. Это свидетельствует об уделяемом Президентом Исламом Каримовым огромном внимании к развитию образования в сфере искусства".

Ирина Бокова.

Генеральный директор Организации ООН

по вопросам образования, науки и культуры - ЮНЕСКО.

В этом году в Самарканде по инициативе главы нашего государства прошел уже десятый Международный музыкальный фестиваль "Шарк тароналари". Как отметил на торжественной церемонии его открытия Ислам Каримов: "… волшебное музыкальное искусство способно без помощи каких-либо переводчиков объединить на пути к общим целям представителей наций и народностей всего мира независимо от их языка и вероисповедания". И именно поэтому с 1997 года, времени основания фестиваля, число стран-участниц этого престижного форума увеличилось более чем в два раза, с 31 до 66.

Активно развивается театральное искусство, которое является мощным средством формирования гуманистических, духовно-нравственных качеств личности человека, особенно подрастающего поколения, ценностных ориентиров в обществе. Особое внимание уделяется всесторонней поддержке и развитию 37 театров и театральных студий страны, являющихся очагами духовности и просветительства. Возводятся новые здания для творческих коллективов, идет капитальная реконструкция уже имеющихся, улучшается и укрепляется их материально-техническая база.

Открыт новый этап и в развитии традиционного прикладного искусства.

В 1997 году вышел Указ Президента Узбекистана "О мерах государственной поддержки дальнейшего развития народных художественных промыслов и прикладного искусства" и постановление Кабинета Министров об организации и деятельности Ассоциации народных умельцев "Хунарманд". Законодательно утверждено звание "Народный мастер Республики Узбекистан". В последующие годы был принят ряд указов главы государства о дополнительных мерах по стимулированию развития и дальнейшей поддержке народных художественных промыслов и прикладного искусства. В 2009 году - постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан "О мерах по развитию и расширению семейного предпринимательства и ремесленнической деятельности".

Продолжателям богатых традиций

Сегодня мы, жители Узбекистана, уверены в завтрашнем дне, спокойны за будущее детей и внуков. Гордимся тем, что благодаря мудрой и дальновидной политике главы государства, кардинальным реформам во всех сферах всего за двадцать четыре года независимого развития Узбекистан, опираясь на бесценное духовное наследие прошлого - накопленный веками опыт, интеллектуальный потенциал великих предков, превратился в динамично развивающееся современное государство.

В стране прошли поистине уникальные реформы во всех сферах: национальная экономика стала индустриально ориентированной, отечественный агропром полностью обеспечивает продовольственную безопасность, все более уверенные позиции занимает малый бизнес, создана собственная полноценная и многофункциональная транспортная инфраструктура, на уровень мировых стандартов вышли наука, образование, медицина. Опыт Узбекистана вызывает восхищение мировой общественности. И притягивает к себе наша страна не только успехами в экономике, политике, социальной сфере, но прежде всего духовными идеалами, нравственной чистотой, заложенными в истории, традициях и обычаях нашего народа, заигравшими новыми яркими красками в последние два десятилетия.

Суть духовности нашего народа состоит далеко не в абстрактных, философско-мистических понятиях, а в простых, понятных каждому человеку истинах. Любовь к земле, семье, народу, верность нашему независимому государству, уважение к людям, вера, память, совесть, красота - все это определяющие и многозначные аспекты понятия духовности. И, скорее всего, в этой простоте кроется та сила, которая смогла консолидировать наше общество в самый ответственный исторический момент. Духовное оздоровление общества стало своеобразным экзаменом на жизненную зрелость и стойкость, сформировавшим у людей новое мышление, укрепившим веру в будущее. Оглядываясь назад, с полной уверенностью можно сказать, что идея духовно-нравственного возрождения нации, выдвинутая Президентом Исламом Каримовым, не только объединила, но и спасла страну от беспредела и хаоса, воцарившегося на долгие годы в ряде регионов бывшего Союза. Более того, уберегла от ощущения пустоты и "потерянности" последующие поколения граждан Узбекистана. Стала мощной опорой и движущей силой для масштабных успехов и перемен, секрет которых сегодня пытаются объяснить многие зарубежные эксперты и аналитики.

Руководитель нашей страны, говоря о будущем Узбекистана, связывает его прежде всего с молодежью, которая должна быть лучше, умнее, мудрее и, конечно, счастливее нас. Поэтому как раз задачам обогащения духовного мира молодежи, воспитания ее в духе национальных и общечеловеческих ценностей Президент всегда уделяет особо прис­тальное внимание, подчеркивая, что особую актуальность эти вопросы приобретают в нынешнее сложное и неспокойное время, когда все более усиливаются различные нападки, направленные против национальной самобытности, вековых ценностей нашего народа, проявляются корыстные устремления, нацеленные на овладевание сознанием наших молодых людей.

Мы живем в непростое время, которое изменяется с небывалой до этого скоростью. О событии, произошедшем в одной точке Земли, чуть ли не в то же мгновение становится известно по всей планете. Развитие новых технологий, все более активизирующийся процесс глобализации, определяют изменения старых представлений, влекут непомерное ускорение жизненного темпа.

Однако наряду с такими положительными сторонами глобализации, как укрепление сотрудничества и интеграции между государствами и народами, создание благоприятных условий для иностранных инвестиций, свободного обращения капитала, распространение достижений науки и т.д., существует и негативный фактор, а именно - всевозможные идейные влияния и интересы различных сил. И если военное, экономическое или политическое давление можно видеть, чувствовать и предотвратить, то почувствовать и предугадать идеологическую угрозу, ее влияние и последствия намного сложнее. Избежать же такого рода опасность помогает прежде всего непрерывное духовное воспитание.

Сегодня наша молодежь получает информацию не только в учебных заведениях, но и через радио, телевидение, печать, интернет. И в нынешних условиях дальнейшего расширения мирового информационного поля никто не собирается ограничивать соз­нание молодых граждан Узбекистана железными рамками, запрещая им читать или смотреть те или иные новостные сообщения, получать ту или иную информацию. Это не отвечает ни требованиям современности, ни нашим намерениям - создать открытое демократическое общество.

Кроме образовательной области, пристальное внимание государства направлено и на воспитательную. И, конечно, особое место в этом ряду занимает институт семьи, где закладывается фундамент таких качеств, как доброта, благородство, любовь, нравственность, благоразумие и тактичность, определяющих духовные критерии каждого человека. Здоровая семья гарантирует крепкое общество, а когда сильно общество, то стабильна вся страна. Между тем в национальных традициях нашего народа не принято замыкаться в рамках только семьи. Узбекская махалля всегда была местом сохранения и развития национальных и духовных ценностей, направляла и контролировала нравы и порядки любой семьи и потому не просто являлась своеобразным зеркалом духовного климата и обстановки в стране, но способствовала повышению уровня духовности. Мы видим, что такие общечеловеческие ценности, как милосердие, великодушие, взаимопонимание и взаимопомощь пестуются в нашем обществе самыми разными методами. Достижение духовного совершенства - дело не одного года и даже не десяти лет. Узбекский народ развивает и обогащает свою национальную духовность на протяжении веков, потому что духовность - это процесс, развивающийся и преобразующийся до тех пор, пока живет и развивается весь мир.

Таким образом, сегодня мы можем с полной уверенностью говорить, что Узбекистан стал инициатором создания новых правил, стандартов построения и развития современного государства и демократии. В их основе лежат отнюдь не только впечатляющие победы в экономике и политике, а в первую очередь национальные и общечеловеческие нравственные ценности, без обладания которыми столь масштабные успехи были бы просто немыслимы.

Продолжатель идей великих предков - современный Узбекистан сегодня является базисом мира и стабильности в Цент­ральной Азии, примером для многих стран региона и даже мира. Всеми своими достижениями наша страна доказывает, что без духовного роста людей невозможен прогресс общества, государства, всей человеческой цивилизации.

В этом и заключается главный феномен "узбекской модели" развития - построение в Узбекистане общества с высокой духовностью. Общества, идущего по пути созидания.

***

Сегодня в республике зарегистрировано 7570 объектов культурного наследия.

Построены и отреставрированы сотни мечетей, церквей и молельных домов, в том числе православные храмы в Ташкенте, Самарканде и Навои, католический костел в Ташкенте, Армянская церковь в Самарканде. По постановлению Кабинета Министров от 22 августа 2003 года 15 объектов - религиозные комплексы, места паломничества и усыпальницы - переданы в ведение Управления мусульман Узбекистана.

В годы независимости в Узбекистане открыто более 15 православных приходов, несколько монастырей.

По инициативе главы государства в 2007 году вместе с окружающей территорией реконструирован культово-мемориальный комплекс Хазрати Имам, вновь обретший свой высокий статус.  Здесь же в библиотеке Управления мусульман Узбекистана хранится уникальная реликвия - Коран Османа. Вклад Узбекистана в развитие исламской культуры высоко оценен Исламской организацией по вопросам образования, науки и культуры АЙСЕСКО - город Ташкент в 2007 году был провозглашен столицей исламской культуры.

В 1991 году в Узбекистане действовало 68 музеев, в настоящее время -  более ста. В их фондах хранятся свыше 217 тысяч экспонатов, найденных при археологических раскопках, 60 тысяч - в фондах Государственного музея истории Узбекистана, несколько тысяч свидетельств старины находятся в хранилищах научно-исследовательских институтов. Важнейшим фактором активизации музейного дела стал Указ Президента страны Ислама Каримова от 12 января 1998 года "О коренном улучшении и совершенствовании деятельности музеев". Создан Республиканский фонд по поддержке музеев - "Узбекмузей". Высоким показателем заботы государства о сохранении национального культурно-исторического достояния, сосредоточенного в музеях страны, стал Закон Республики Узбекистан "О музеях", принятый в 2008 году.

В годы независимости под руководством главы государства созданы Государственный музей истории Темуридов, Музей памяти жертв репрессий и мемориальный парк-музей имени Камолиддина Бехзода в Ташкенте, Архео­логический музей в Термезе и другие.

В рамках реализации постановления Президента "О дополнительных мерах, направленных на реализацию государственной молодежной политики в Республике Узбекистан " от 6 февраля 2014 года принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан "О мерах по обеспечению доступности государственных музеев детям и их родителям" от 11 июля 2014 года. В соответствии с этим документом вторник и пятница каждой недели во всех государственных музеях независимо от ведомственного подчинения являются днями бесплатного посещения для детей и их родителей.

(Источник: газета «Правда Востока»)