До Нового года осталась несколько дней, и мы продолжаем подводить итоги уходящего в цикле публикаций "2015-й: каким он был", вспоминая наиболее значимые интересные события в сфере экономики. Сегодня в номере - ретроспектива июля, августа и сентября.

О моторах, и не только…

Несмотря на отпускную пору, лето и начало осени выдались богатыми на экономические события. В первую очередь это касается автомобильной и железнодорожной сферы.

В конце июля на экономической карте республики появился очередной сателлит автопрома. Им стало совместное узбекско-южнокорейское предприятие по производству алюминиевых деталей для автомобильных двигателей "UZAUTO-INZI" с уставным капиталом в размере десяти миллионов долларов в сумовом эквиваленте. К производству, основанному на технологии высокоточного литья под давлением, предприятие приступит с начала 2017 года. Строительство нового СП развернулось на земельном участке площадью 6,9 гектара. Большая часть производства будет сосредоточена на свободной от застройки части территории АО "GM Powertrain Uzbekistan".

С учетом того, что алюминиевые детали формируют львиную долю двигателя, локализация их производства обеспечит колоссальную экономическую отдачу в плане оптимизации себестоимости готовых агрегатов, и соответственно дополнительное преимущество в конкурентной борьбе на мировом рынке.

В то же время на севере страны на заводе "Хорезм Авто" запустили серийное производство "Chevrolet Labo" - небольшого мини-грузовика, способного перевозить до 550 килограммов. Реализация инвестпроекта обошлась в 5,9 млн долларов. Проектная годовая мощность - пять тысяч машин. Эта модель стала третьим автомобилем в послужном списке "Хорезм Авто", где уже налажено производство автомобилей "Damas" и "Orlando".

Под занавес июля в ходе визита в нашу страну японской делегации во главе с председателем компании "Isuzu Motors Ltd." Самаркандский автомобильный завод представил первый опытный образец автобуса с двигателем, работающим на сжатом природном газе (CNG). Учитывая экологичность, а также экономическую выгоду автомобилей с таким двигателем, спрос на них, по прогнозам, будет довольно высокий. Гости встретили образец бурными овациями и положительными откликами. Соответствующие высокому экологическому стандарту Евро-4 модели автобусов с двигателем CNG позволят выйти пассажирскому транспорту отечественного производства на качественно новый уровень.

Новые поезда и маршруты

Самое жаркое время года запомнилось не только запуском новых производств в сфере автопрома, но и существенными положительными изменениями в железнодорожной отрасли. Дополнительный поезд Ташкент - Кунград - Ташкент, еще один скоростной рейс до Самарканда, а также первый рейс поезда Afrosiyob из столицы в Карши - все эти августовские события произошли менее чем за полмесяца.

Регулярные рейсы в Карши электропоезд Afrosiyob начал уже 5 сентября. Теперь расстояние в 511 километров пассажиры преодолевают не за шесть часов, а в два раза быстрее и с повышенным комфортом. Завершение строительства и электрификации железнодорожного участка "Мараканд - Карши" позволило скоростному поезду разгоняться до 160 км/ч.

Во второй половине сентября хорошие новости в сфере железнодорожных перевозок пришли и в Ферганскую долину. Кабинет Министров принял решение о начале электрификации железнодорожной ветки "Пап - Коканд - Андижан" протяженностью 186 километров. Эта работа вошла в состав проекта по строительству уникальной электрифицированной линии "Ангрен - Пап" через перевал Камчик. Какой в первую очередь социальный эффект обеспечивает электрификация железнодорожных путей, сегодня наглядно видно на примере упомянутого выше участка "Мараканд - Карши".

Незадолго до этого, накануне 24-й годовщины независимости объем проделанных работ по строительству и электрификации железнодорожной линии "Ангрен - Пап" преодолел отметку в сто километров. Напомним, что общая протяженность ветки 123,1 километра. Объем земельных работ к этому моменту достиг 43 млн кубометров, бурильных и взрывных - 16,3 млн кубометров. Вдоль железнодорожной линии построили 285 искусственных и водопроводных сооружений, шесть путепроводов, 13 железнодорожных мостов общей протяженностью 2,1 километра, по четыре станции и разъезда, а также два вокзала.

Все силы на восстановление Арала

На протяжении многих лет в нашей стране предпринимают активные меры по смягчению последствий катастрофы Аральского моря. Сложившаяся экологическая ситуация в этом регионе стала глобальной проблемой, затронувшей не только Узбекистан, но и всю территорию Центральной Азии.

Очередным большим шагом в этом направлении, включающем своевременную и эффективную реализацию профильных инвестиционных проектов, стало постановление Кабинета Министров "О комплексной программе мер по смягчению последствий Аральской катастрофы, восстановлению и социально-экономическому развитию региона Приаралья на 2015-2018 годы", принятое 29 августа.

Документ предусматривает формирование новой и реабилитацию действующей промышленной инфраструктуры, позволяющей решить целый ряд проблем в демографической и экономической ситуации региона. Особый акцент сделан на решении проблем, связанных с трудоустройством и повышением уровня доходов населения Приаралья за счет интенсивного развития и адресной поддержки малого бизнеса и частного предпринимательства.

Для этого запланирована реализация в регионе различных пилотных проектов с привлечением грантов международных организаций и фондов, а также кредитов коммерческих банков. Особое значение придается эффективному и полному использованию возможностей действующих крупных предприятий по вовлечению в производственный процесс субъектов малого бизнеса. Это станет возможным за счет размещения для них заказов на производство комплектующих, оказание ремонтных работ и других аутсорсинговых услуг. Например, в экологически сложных районах Приаралья намечено создание предприятий в сфере услуг и сервиса, производства готовых швейных изделий, а также хлебобулочной продукции.

Наряду с этим запланирована работа по обучению основам бизнеса и ведению предпринимательской деятельности молодежи и женщин в специальных бизнес-инкубаторах Приаралья. В Нукусе, Ургенче, Кунграде и Турткуле построят учебно-производственные центры подготовки женщин-предпринимателей.

В Ургенче намечено создание Центра профессионального обучения для организации краткосрочного обучения и переподготовки 250 человек в год по востребованным на рынке труда специальностям. Незанятое население Приаралья будут привлекать к выполнению оплачиваемых общественных работ по благоустройству и созданию защитных "зеленых поясов" в зонах опустынивания.

Чтобы обеспечить потребности населения в продовольственных и непродовольственных товарах местного производства, а также повысить экономический потенциал территорий, здесь создадут новые производственные мощности, ориентированные на использование незадействованных местных ресурсов и возможностей. Например, в процесс глубокой переработки плодоовощной (томатная паста, полуфабрикаты в виде плодоовощных порошков, соки и концентраты фруктов) и мясо-молочной (переработка рыбы и производство рыбной продукции) продукции будут внедрять современные ресурсосберегающие технологии. В сельской местности ставку делают на формирование трудоемких производств по глубокой переработке хлопка-волокна, шерсти и кожи (изготовление пряжи, чулочно-носочных и швейных изделий, джинсовой ткани, обуви и другой продукции).

Богатые запасы месторождений полезных ископаемых в Республике Каракалпакстан обеспечат интенсивное развитие отрасли строительных материалов, потребность в которых в условиях массовой индустриализации и повсеместного благоустройства территорий возрастет в геометрической прогрессии. Фактически принятие этого документа говорит о том, что решение многолетней проблемы найдено. Это не означает мгновенного эффекта, но то, что восстановление экологии и стабилизация демографической ситуации за счет массированного территориального развития индустрии и сферы услуг возымеет колоссальный успех, - факт очевидный.

* * *

Третий квартал привнес множество других новшеств в социально-экономических вопросах. В их числе принятие постановления Кабинета Министров "О мерах по дальнейшему усилению адресной социальной защиты и поддержки престарелых и инвалидов" и старт проекта Министерства труда и социальной защиты населения по вовлечению выпускников в предпринимательскую деятельность. Первое определило новые меры социальной защиты представителей старшего поколения и людей с инвалидностью, в частности, расширило перечень государственных социальных услуг и помощи, а также категорий лиц, имеющих право на их получение. Второе сократило процесс оформления разрешительных документов и кредитных договоров для открытия собственного дела до одного часа.

(Источник: газета «Правда Востока»)