Это один из выдающихся хадисоведов и исламских правоведов. Его полное имя Мухаммад ибн Иса ибн Савра ибн Муса ибн аль-Заххах абу Иса аль-Суллами аль-Зарир аль-Бугий аль-Термизи. Родился он в семье со средним достатком в селении Буг (ныне расположено на территории Шерабадского района Сурхандарьинского вилаята) недалеко от города Термез. Здесь же он и был похоронен. Информацию о его семье и родителях источники практически не приводят.

С юных лет аль-Термизи был исключительно одаренным, талантливым, целеустремленным и усердным. Эти качества отличали его на протяжении всей его жизни и проявлялись во всей последующей деятельности. В частности, он глубоко изучил науку о хадисах (достоверные предания из жизни пророка Мухаммада) и мусульманское право. Особое внимание он уделил трудам ученых и хадисоведов, проживавших в Термезе, Самарканде, Мерве и других городах Средней Азии, установил с рядом из них научные контакты.

В 26 лет он отправляется в дальние края – города Хурасана и Ирака, а также Хиджаз, Мекку, Медину. Там он знакомится с видными учеными и богословами, участвует в научных встречах и обсуждениях, расширяет свои знания по различным аспектам мусульманского вероучения, истории и других наиболее распространенных, изучаемых и востребованных наук того времени, что в купе способствовало его становлению в качестве крупного ученого, получившего большую известность в мусульманском мире.

Важное значение в своих исследованиях он уделяет сбору пророческих преданий. С этой целью он многому учится у таких видных хадисоведов своей эпохи, как имам аль-Бухари, имам Муслим, Абу Давуд, Кутейба ибн Саъид, Исхак ибн Муса, Махмуд ибн Гийлан, Саид ибн Абдуррахман, Мухаммад ибн Башшар, Али ибн Хаджар аль-Марвази, Ахмад ибн Муниъ, Мухаммад ибн аль- Мусанна, Суфян ибн Вакиъ. Наряду с этим, в дальнейшем имам аль-Термизи подготовил и целую плеяду последователей и учеников, продолживших его дело.

Отмечая его незаурядную память, один из арабских историков Шамсуддин аль-Захаби (1274-1347) пишет в своем произведении «Тазкирату -л- хуффаз»(Памятка о хафизах) о том, что на пути в Мекку аль-Термизи встретил многих хадисоведов. К одному из них он обратился с просьбой пересказать известные ему пророческие предания. Путник согласился и потребовал взять бумагу и ручку. Однако, ручки у него, к сожалению, не оказалось. Тогда он сделал вид, что записывает все приведенные им хадисы. Но увидев, что аль-Термизи просто проводит рукой по бумаге, и на ней нет никаких записей, он рассердился и сказал: - Ты что, зря отнимаешь у меня время!? В ответ аль-Термизи вежливо и спокойно спросил: - Хотите, я перескажу наизусть все, что услышал от Вас? И начал по порядку пересказывать все заученные им в ходе беседы хадисы, чем и поразил его своей феноменальной памятью.

Путешествия и странствия аль-Термизи на чужбине в поисках достоверных преданий затянулись на долгие годы. В Нишапуре (город северо-восточной иранской провинции Хорасан-Резави) он встречается с известным хадисоведом имамом аль-Бухари. Вместе они классифицируют хадисы по именам их передатчиков и отбирают среди них те, что заслуживают их доверия или вызывают сомнение. Об этом аль-Термизи пишет в своей книге «Аль-Иляль» (Недостатки).

Вернувшись на родину в 863 году, он приступает к составлению своих произведений. Всего аль-Термизи является автором более 10 трудов. Это - «Аль-Джами» («Сборник»), «Ал-Шамаиль аль-Мухаммадия» («Книга о благородных чертах характера Пророка Мухаммада»), вышеупомянутая книга «аль-Иляль», «Китаб аль-Тарих» (Книга об истории), «Китаб аль-Зухд» (Книга о благочестии), «Китаб аль-асма ва аль-куна» (Книга об именах и прозвищах ), «Асма уль-сахаба» (Имена сподвижников Пророка) и другие.

Наибольшую популярность получила его первая книга - «Аль-Джами», являющаяся одним из самых авторитетных сборников хадисов и входящая в «Кутуб аль-ситта» (Шесть наиболее авторитетных собраний хадисов). В книге «Аль-Джами» содержатся 3962 хадиса, систематизированные по главам в соответствии с принципами исламского права. Среди них имеются как сахих (достоверные), хасан (хорошие), так и даиф (слабые). Поэтому для каждого из них аль-Термизи дал сообщение о степени их достоверности и возможности их практического применения в праве.

Книга известна также и под названиями «Аль-Джами аль-сахих» (Достоверный сборник), «Аль-Жами аль-кабир» (Большой сборник), «Сахих аль-Термизи» (Достоверные хадисы аль-Термизи), «Сунан аль-Термизи» (Сунны аль-Термизи). По свидетельству историка Ибн Хаджар аль-Аскалани, аль-Термизи создал это произведение в 884 году т.е. в возрасте 60 лет по итогам многолетних плодотворных поисков и исследований, которые позволили присвоить ему титул имама.

Продолжая дела своих учителей имама аль-Бухари, имама аль-Муслима и других, плодотворная деятельность которых оказала на него большое влияние, аль-Термизи внес значительный вклад в научное развитие хадисоведения и был признан, как один из наиболее авторитетных мухаддисов истории.

Труды аль-Термизи были изданы и переизданы в Египте, Ливане, Пакистане, Индии, Иране и многих других странах мира. В частности, книга «Аль-Шамаиль аль-Мухаммадия» («Книга о благородных чертах характера Пророка Мухаммада») была переведена нашим соотечественником в Саудовской Аравии Саидом Махмудом Тарази (скончался в 1992г.) на узбекский язык и неоднократно издана в Ташкенте арабским шрифтом и на кириллице. Особо следует отметить и тот факт, что рукописи книг ученого, в их числе и «Аль-Джами аль-сахих», хранятся и в Книжном фонде Института востоковедения имени Абу Райхана Бируни Академии наук Республики Узбекистан и являются важными научными источниками. Это позволяет нашим ученым-востоковедам, философам и религиоведам использовать их в процессе исследования и делиться с нами итогами своей творческой деятельности.

С первых дней независимости в нашей стране вопросам духовного обогащения общества уделяется важное значение. За прошедшие годы реабилитирована и восстановлена память многих наших предков, в числе которых имам аль-Бухари, имам аль-Термизи, Абдухалик Гиждувани, Бахауддин Накшбанд Ахмад Яссави, Наджмиддин Кубра, Ахмад аль-Фергани, Матуриди, Бурхануддин аль-Маргинани, Амир Тимур и другие. Отмечены их юбилейные даты. Возрождено их научное и культурное наследие, ставшее гордостью нации. Однако их труды все еще остаются не познанными в полном объеме. Это дает надежды на то, что в скором будущем мы сможем больше узнать о них и открыть новые грани их творчества и жизни.


ИА «Жахон»