Инвестиционная политика Республики Узбекистан

За годы независимости в Республике Узбекистан создан благоприятный инвестиционный климат, широкая система правовых гарантий и льгот для иностранных инвесторов, разработана целостная система мер по стимулированию деятельности предприятий с иностранными инвестициями.

Инвестиционное законодательство Республики Узбекистан является одним из передовых в системе законодательства стран СНГ, вобрав в себя основные положения международного инвестиционного права, в частности, положения о гарантиях прав иностранных инвесторов, предоставлении определенных преференций для инвесторов и другие.

Основой правового регулирования в области привлечения иностранных инвестиций в Республики Узбекистан являются:

· Закон «Об иностранных инвестициях»;

· Закон «Об инвестиционной деятельности»;

· Закон «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов»;

· Закон «О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг»,

а также ряд нормативно-правовых актов, принимаемых в форме решений Президента Республики Узбекистан и постановлений правительства.

В соответствии с действующим законодательством понятие прямых иностранных инвестиций включает в себя:

· вложение иностранными инвесторами материальных и нематериальных благ и прав на них, в том числе права на интеллектуальную собственность;

· любой доход от иностранных инвестиций, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности.

Иностранные инвестиции на территории Республики Узбекистан могут быть осуществлены и различных формах. В частности:

· долевое участие в уставных фондах и ином имуществе хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, созданных совместно с юридическими и (или) физическими лицами Республики Узбекистан;

· создание и развитие хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

· приобретение имущества, акций и других ценных бумаг, включая долговые обязательства, эмитированные резидентами Республики Узбекистан;

· вложение прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты, товарные знаки, полезные модели, промышленные образцы, фирменные наименования и ноу-хау, а также деловую репутацию (гудвилл);

· приобретение концессий, включая концессии на разведку, разработку, добычу либо использование природных ресурсов;

· приобретение права собственности на объекты торговли и сферы обслуживания, на жилые помещения вместе с земельными участками, на которых они размещены, а также права владения и пользования землей (в том числе на основе аренды) и природными ресурсами.

В Республике Узбекистан отсутствуют какие-либо ограничения относительно формы вложения инвестиций. Иностранные инвесторы могут создавать на территории республики предприятия в любой, допускаемой законодательством, организационно-правовой форме.

На сегодняшний день потенциальным иностранным инвесторам предлагаются самые разные формы вложения инвестиций:

· создание совместного предприятия;

· создание предприятия со 100 процентным иностранным капиталом;

· приобретение части либо полного пакета акций приватизируемых предприятий.

Предприятиями с иностранными инвестициями признаются вновь создаваемые предприятия, отвечающие следующим условиям:

· размер уставного фонда предприятия не менее суммы, эквивалентной 150 тыс. долларов США;

· одним из участников предприятия является иностранное юридическое лицо;

· доля иностранных инвестиций составляет не менее 30 процентов уставного фонда предприятия.

Кроме того, если предприятия с иностранными инвестициями получают свыше 60% доходов от продажи произведенной продукции или услуг, оно считается производственным предприятием с иностранными инвестициями. Таким предприятиям предоставляются дополнительные налоговые, таможенные и иные льготы и стимулы.

Инвестиционный потенциал отраслей экономики — [1 апреля 2009 г.]

Инвестиционный потенциал отраслей экономики

Инвестиционный потенциал отраслей экономики

Узбекистан обладает огромным инвестиционным потенциалом. За годы независимости получили новое развитие такие отрасли как автомобилестроение, сельхозмашиностроение, биотехнологии, фармацевтическая промышленность, информационные технологии.

Узбекистан богат различными видами полезных ископаемых. В недрах республики выявлено более 100 видов минерального сырья. По запасам золота, урана, меди, серебра, свинца, цинка, вольфрама, природного газа и некоторых других полезных ископаемых наша страна занимает одно из ведущих мест в мире. Только разведанные запасы минеральных ресурсов оцениваются примерно в 3,3 триллиона долларов.

Для проведения модернизации и технического перевооружения предприятий перерабатывающих отраслей только в ближайшие три года необходимо привлечь 3,7 миллиардов долларов инвестиций.

В целом, инвестиционная привлекательность отраслей промышленности обуславливается относительно низкими затратами на факторы производства (электроэнергия, природный газ, рабочая сила), значительным внутренним рынком сбыта (более 26,3 млн. человек постоянного населения), беспошлинным выходом на рынки стран СНГ (280 млн. человек населения). Так, стоимость тысячи кубометров природного газа составляет 45 500 сум (36 долл.), а одного мегаватта электроэнергии - 43 700 сум (34,8 долл.). Средняя реальная заработная плата в республике составляет 185 000 сум (150 долл.).

Нефтегазовая промышленность

Предприятия нефтегазовой промышленности объединены в национальную холдинговую компанию "Узбекнефтегаз". В состав компании "Узбекнефтегаз" входят 6 акционерных компаний: АК "Узгеобурнефтегаздобыча" (добыча нефти и газа), АК "Узтрансгаз" (транспортировка), "Узнефтепродукт" (переработка), "Узнефтегазмаш" (производство технологического оборудования для отрасли), Шуртанский газохимический комплекс (производство полиэтилена, сжиженного газа, серы и товарного газа).

Нефтегазовая промышленность Узбекистана на 93% обеспечивает энергетику республики первичными топливными ресурсами. Ежегодно в республике добывается около 65 млрд. м3 газа (восьмое место в мире), 5,9 млн. тонн жидких углеводородов. Переработке подвергается только 5% добываемых сырьевых ресурсов, производится 197 тыс. тонн сжиженного газа, 125 тыс. тонн полиэтилена.

Экспортный потенциал всего добываемого газа сегодня составляет 1,4 млрд. долл., организация же его переработки в готовую продукцию (полиэтилен, полипропилен и другие продукты нефтехимии) позволит увеличить стоимость производимой готовой продукции в 10 раз.

В отрасли действуют такие известные иностранные компании, как «Лукойл», «Газпром» (Российская Федерация), CNPC (КНР), Корейская национальная нефтегазовая корпорация КОГАЗ (Корея), «Петронас Чаригали» (Малайзия) и др.

Химическая промышленность

Первые предприятия химической промышленности в Узбекистане были созданы в начале 30-х годов XX века, которые в последствии стали прочным фундаментом создания одного из самых мощных химических комплексов в Центральной Азии.

Предприятия химической промышленности объединены в государственную акционерную компанию «Узхимпром». По итогам 2008 года прирост производства продукции отрасли составил 14,8%, а её экспорт увеличился на 29%.

Предприятия отрасли производят минеральные удобрения, органические и неорганические вещества, искусственные волокна, полимерные материалы, химические реагенты для энергетической, золотодобывающей, химической промышленности, химические средства защиты растений. В качестве сырья для этой отрасли служат газ, нефть, уголь, сера, озокерит, поваренная соль, различные отходы цветной металлургии, переработки хлопка-сырца и кенафа.

В отрасли действуют предприятия, созданные с участием инвесторов из таких стан как Австрия, Российская Федерация, Турция, Индия, Китай и др.

В отрасли планируется организация производства калийных удобрений, ПВХ, винилхлорида, увеличения объемов производства азотных и фосфорных удобрений, метанола, карбамида, аммиачной селитры, хлората натрия, меламина и другой продукции, для чего необходимо порядка 800 млн. долл. инвестиций.

Электроэнергетика

На сегодняшний день в Узбекистане сконцентрировано порядка 50% генерирующих мощностей Объединенной энергетической системы Центральной Азии. В эту систему входят также энергосистемы Туркменистана, Таджикистана, Кыргызстана и Юга Казахстана.

Электроэнергетика Узбекистана функционирует в рамках Государственно-акционерной компании «Узбекэнерго», образованной в форме открытого акционерного общества и включающей также предприятия угольной промышленности.

В настоящее время в состав компании входят 53 предприятия и организации, в том числе 39 открытых акционерных обществ, 11 унитарных предприятий, 2 общества с ограниченной ответственностью и филиал компании - «Энергосотиш».

Основой энергетической системы Узбекистана являются тепловые электростанции общей мощностью 10,6 млн. кВт. В пяти крупных ТЭС установлены энергоблоки мощностью от 150 до 800 МВт.

Протяженность линий электропередачи компании превышает более 235 тыс. км. Конфигурация линий электропередачи напряжением 220-500 кВ и протяженностью 7,5 тыс. км обеспечивает стабильную работу системы электроэнергетики.

Основными направлениями развития отрасли являются строительство новых источников генерирующих мощностей, замена отработавшего расчетный энергоресурс оборудования генерирующих мощностей, удовлетворение потребности прогнозного роста энергопотребления, внедрение современных технологий энергопроизводства, снижение негативного воздействия объектов энергетики на окружающую среду.

В отрасли намечена реализация ряда крупных инвестиционных проектов по производству и распределению электроэнергии: модернизация Ташкентской ТЭС с привлечением кредитных средств Японского банка международного сотрудничества, строительство объектов внешнего энергоснабжения г.Ташкента (прорабатывается с Эксимбанком КНР), строительство высоковольтных линий электропередач (прорабатывается с ИБР).

В целом, для развития отрасли в ближайшие 3 года планируется привлечь около 300 млн. долл. инвестиций.

Механизм Чистого Развития

В 1993 году Узбекистан подписал Рамочную Конвенцию ООН об изменении климата и в 1999 году ратифицировал Киотский протокол, инструментом осуществления которого является Механизм Чистого Развития (МЧР). МЧР предоставляет возможность привлечения иностранных инвестиций и современных экологически чистых технологий развитых стран для осуществления технологических проектов, направленных на сокращение эмиссии парниковых газов. Интерес к реализации проектов МЧР в Узбекистане проявляют многие развитые страны, в том числе Япония, Англия, Дания и другие.

Наиболее приоритетными секторами экономики для проведения мер по сокращению выбросов является производство электрической и тепловой энергии, нефтегазовый сектор, жилищно-коммунальный сектор, транспорт, сельское хозяйство, химическая промышленность.

Инвестиционный потенциал реализации проектов МЧР на предприятиях химической и нефтегазовой и энергетической отраслей составляет около 300 млн. долл.

При реализации инвестиционных проектов в рамках МЧР иностранным партнерам, осуществляющим прямые инвестиции в указанные проекты, предоставляется дополнительная льгота в форме освобождения получаемой в рамках проектов прибыли от уплаты налога на доход (прибыль) на территории республики.

Легкая промышленность

Одним из приоритетных направлений является развитие текстильной отрасли. Предприятия отрасли производят и экспортируют такую продукцию, как хлопчатобумажная пряжа, хлопчатобумажные суровые ткани, трикотажное полотно, трикотажные и швейные изделия.

Отрасль имеет стабильную сырьевую базу - в республике ежегодно производится более 1 млн. тонн хлопкового волокна, из которого на данный момент перерабатывается около 25%.

В Узбекистане основной объём производственных мощностей сконцентрирован в прядильном производстве, и существует отличная возможность инвестирования в создание ткацких и швейных производств.

В отрасли действует Программа модернизации и технического перевооружения предприятий. Целевым ориентиром дальнейшего развития отрасли является доведение объёма перерабатываемого хлопкового волокна до 50%, а также организации производства хлопчатобумажной ткани и готовых изделий для чего необходимо привлечение более 700 млн. долл. инвестиций.

В отрасли действуют предприятия, созданные с участием инвесторов из таких стран как Германия, Италия, Южная Корея, Турция, США, Индия, Великобритания, Австрия и др.

В целях стимулирования инвестиционной деятельности в легкой промышленности законодательством Узбекистана предусмотрен ряд льгот и преференций, в том числе:

· предприятия, специализирующиеся на производстве готовой одежды (швейных, трикотажных и кожаных изделий), чулочно-носочных изделий и обуви, освобождаются от уплаты в бюджет всех видов налогов и сборов, кроме налога на добавленную стоимость;

· предприятия освобождаются от уплаты таможенных платежей (за исключением сборов на таможенное оформление) на технологическое и вспомогательное оборудование, технологическую оснастку и запасные части, завозимые для собственных нужд.

Производство и переработка плодоовощной продукции

Сельское хозяйство, в том числе плодоовощной сектор, развивается благодаря происходящим структурным преобразованиям, росту численности и активизации деятельности фермерских хозяйств, реализации механизмов их льготного кредитования, своевременной финансовой поддержки, а также повышения эффективности использования материально-технических ресурсов.

Узбекистан обладает значительным сельскохозяйственным ресурсным потенциалом и имеет возможность производить свыше 10 млн. тонн плодоовощной продукции в год. Ныне в республике ежегодно производится более 1,7 млн. тонн продукции садоводства и виноградарства, около 5 млн. тонн овощебахчевых культур и картофеля. Плодоовощная продукция, производимая в республике, имеет непревзойденные вкусовые качества. Узбекистан издавна славится на внешних рынках своим виноградом и яблоками, персиками и грушами, черешней и сливой, айвой, арбузом и дыней. В республике выращиваются такие субтропические культуры как инжир, гранат, хурма и др.

В отрасли действуют предприятия, созданные с участием инвесторов из таких стан как Германия, Голландия, Австрия, США, Турция, Россия, Швейцария, Италия, Испания и др.

Потенциал плодоовощной отрасли республики намного превышает нынешние показатели. В этой связи необходима организация глубокой переработки выращиваемой плодоовощной продукции, с производством конкурентоспособных на внешних рынках видов товаров, например, таких как соки, джемы, свежезамороженные, сублимированные и другие сухофрукты.

Пищевая промышленность

Пищевая промышленность Узбекистана базируется, главным образом, на переработке местного сельскохозяйственного сырья и представлена предприятиями масложировой, кондитерской, перерабатывающей отраслей.

Предприятия отрасли объединены в Ассоциацию масложировой и пищевой промышленности, объединяющую в своём составе 87 предприятий, в частности 20 акционерных, 36 совместных предприятий, 28 предприятий частного бизнеса, 3 унитарных предприятия.

В отрасли успешно действуют СП с участием таких известных компаний как «Нестле» (Швейцария), «Вимм-Биль-Дан - Продукты питания» (Российская Федерация), «Бритиш Американ Табако» (Великобритания), а также предприятия, учреждённые компаниями из Великобритании, Китая, Турции и др.

Большие перспективы заложены в организации производства специй, ароматизаторов, детского питания, сухих завтраков, сыров, кондитерских и колбасных изделий. Инвестиционный потенциал отрасли составляет порядка 200 млн. долл.

Электротехническая промышленность

В Узбекистане основными видами производимой электротехнической продукции является кабельно-проводниковая продукция, электролампы, электронная техника, силовые трансформаторы, различные электроаппараты и электродвигатели.

Предприятия отрасли объединены в ассоциацию "Узэлтехсаноат", преобразованную в 1994 году из Узбекского государственного концерна радиоэлектронной, электротехнической промышленности и приборостроения "Радиоэлектронтехприбор".

В настоящее время в состав ассоциации входит 31 предприятие различной формы собственности, в том числе 14 открытых акционерных обществ и 11 предприятий с иностранными инвестициями, учредителями в которых являются компании из Германии, США, России, Великобритании, Турции, Швейцарии и Италии.

В Узбекистане налажено производство меди, серебра, золота, цинка, вторичного алюминия, которые являются сырьём для электротехнической промышленности.

Перспективными направлениями является производство полупроводников, сухих литых трансформаторов, осветительных галогенных электроламп и интегральных микросхем. Стабильно растущим спросом характеризуется рынок сотовых телефонов. В целом, инвестиционная ёмкость отрасли оценивается в 120 млн. долл.

Производство строительных материалов

Узбекистан обладает значительными запасами строительных материалов: 49 месторождений строительного камня, 76 - песчано-гравийных материалов, 198 - кирпичного и черепичного сырья, а также известняка, строительного песка, гипса, керамзита, мела, талька и др.

Предприятия промышленности строительных материалов, объединенные в акционерную компанию «Узстройматериалы», обеспечивают строительство объектов всеми видами строительных материалов: цементом, известью, гипсом, стеновыми, кровельными, отделочными материалами (стекло, мраморные и гранитные плиты), сантехкерамикой, гидроизоляционными материалами - всего более 100 видов основной строительной продукции.

Предприятия и организации, специализирующиеся на производстве строительных материалов, изделий и конструкций освобождаются от уплаты таможенных платежей, за исключением сборов за таможенное оформление, при ввозе оборудования и комплектующих изделий к нему для их производства.

Дополнительным фактором, способствующим увеличению потребления строительных материалов, особенно строительного кирпича, цемента, отделочных материалов является бурный рост капитального строительства в Узбекистане и пограничных странах. Эта тенденция сохранится и на ближайшую перспективу.

В республике осуществляет свою деятельность всемирно известная компания «Кнауфф» (Германия), компании из Испании, США, Австрии и других стран.

В развитие производства строительных материалов необходимо привлечение порядка 430 млн. долл. инвестиций для расширения производства цемента, санитарно-технической керамики, керамической плитки, теплоизоляционных материалов, клея, лаков и красок.

Автомобилестроение

Предприятия автомобилестроительной индустрии в республике объединены в акционерную компанию "Узавтосаноат", в состав которой входят 20 предприятий. Компания сотрудничает с рядом предприятий, не входящих в её состав.

За весь период деятельности акционерной компании было выпущено свыше 1 миллиона автомобилей.

На СП «GM Uzbekistan» и предприятиях локализации планируется освоение 253 новых деталей и частей для производимой продукции. Осуществление данных мероприятий позволит достичь локализации по всем моделям автомобилей на уровне не менее 60%.

Металлургия и машиностроение

Профессиональной отраслевой организацией в сфере машиностроения является ассоциация «Узсельхозмашхолдинг». В отрасли работают десятки промышленных предприятий, производящих экскаваторы, трактора, прицепную и навесную сельскохозяйственную технику. К реализации с привлечением иностранных инвестиций предлагаются проекты организации производства трансмиссии для тракторов мощностью до 120 л.с. и выше, хлопковых сеялок точного высева, а также реализация пакета акций ОАО «Компрессор», ОАО «Сувмаш» и другие.

Узбекистан является одной из немногих стран мира, имеющих собственное самолётостроение. Освоено производство более 10 модификаций грузового лайнера ИЛ-76, по заказам корпорации Boeing производятся части приборной панели самолётов. Освоено производство новой перспективной модели пассажирского самолёта средней дальности - турбовинтового ИЛ-114-100.

Одной из ведущих отраслей промышленности Узбекистана является цветная и чёрная металлургия, включающая производство меди, тугоплавких и жаропрочных металлов, золота. Крупнейшие предприятия отрасли - Навоийский и Алмалыкский горнометаллургические комбинаты. На базе вольфрамовых руд и молибдена, обнаруженных в республике, работает Узбекский комбинат тугоплавких и жаропрочных металлов (город Чирчик). Выпускает сталь и прокат на основе переработки металлолома металлургический комбинат в городе Бекабаде Ташкентской области.

Финансовая система Финансовая система Финансовая система

В Узбекистане внедрена традиционная двухуровневая банковская система, возглавляемая Центральным Банком Республики Узбекистан (ЦБ). Основные функции и задачи Центрального банка определены Законом «О Центральном банке Республики Узбекистан», принятым в декабре 1995 года. На сегодняшний день, Центральный банк выполняет функции центрального денежно-кредитного органа. Главной целью деятельности Центрального банка является обеспечение стабильности национальной валюты. Основными задачами Центрального банка являются:

· формирование, принятие и реализация монетарной, кредитной и валютной политики страны;

· организация в Узбекистане эффективной системы расчетов;

· лицензирование и регулирование банковской и финансовой деятельности;

· организация совместно с Министерством финансов кассового исполнения государственного бюджета;

· управление официальными резервами Республики Узбекистан (валюта, драгоценные металлы и пр.).

Система коммерческих банков, являющаяся составной частью банковской системы Республики Узбекистан, включает 32 лицензированных банка. Общее их количество сравнительно не велико: а) по сравнению с объемом экономики и численностью населения Узбекистана, и б) в сравнении с соседними государствами, такими как Казахстан и Российская Федерация. Вместе с тем, такая ситуация является намеренной. Политическое руководство Узбекистана определило стратегию развития финансового и банковского секторов. Исходя из этого, политика лицензирования со стороны Центрального банка имеет три основные цели:

· Создание основной группы из сильных, хорошо обеспеченных капиталом банков, каждый из которых основан на базе крупных специализированных государственных банков бывшего СССР или вновь созданных банков;

· Предотвращение создания множества маленьких, слабых банков преследующих собственные цели или банков с единственным единоличным держателем акций

· Привлечение иностранных финансовых институтов, обладающих высокой квалификацией и репутацией, к участию в национальных финансовых учреждениях (совместные банки).

Одним из коммерческих банков Узбекистана является Национальный банк внешнеэкономической деятельности, являющийся единственным банком такого класса в Средней Азии и ведущим финансовым институтом Узбекистана. Национальный банк первым в Узбекистане перешел на новый план счетов, соответствующий международным стандартам учета (IAS). Банк обладает хорошо развитой сетью из 96 филиалов и отделений, обеспечивающих широкий спектр услуг как для корпоративных, так и для частных клиентов. Национальный банк находится в престижной первой тысяче крупнейших банковских институтов мира и занимает сегодня 562 место по рейтингам журнала "The Banker".

Сегодня корреспондентская сеть Национального банка включает свыше 628 ведущих международных банков.

Банк обладает высокой репутацией на международном финансовом рынке. С капиталом 485 млн.долларов США, Национальный банк входит в число в наиболее капитализированных финансовых институтов, созданных на территории бывшего СССР.

Национальный банк предоставляет все виды банковских и финансовых услуг местным и иностранным клиентам. В целях привлечения международного капитала в республику, Национальный банк осуществляет активное сотрудничество с иностранными партнерами - инвестиционными банками.

Другие действующие в республике коммерческие банки можно поделить на следующие три категории:

* акционерные банки с различными формами государственного участия (от полного, долгосрочного контроля до обладания неконтрольным пакетом акций).

* полностью частные акционерные банки.

* cовместные банки, учрежденные местными и иностранными финансовыми институтами.

На сегодняшний день в Узбекистане действуют более 30 банков и финансовых учреждений, 18 из которых получили лицензию на осуществление операций в свободно конвертируемой валюте, и 11 также имеют Генеральную Лицензию для всех категорий международных переводов и внутренних операций.

Перечень коммерческих банков, действующих в Республике Узбекистан

123
Наименование банка Официальный сайт банка
1.Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан http://www.nbu.com/
2.Государственно-коммерческий Народный банк Республики Узбекистанhttp://www.xalqbank.com/
3.Государственно-акционерный коммерческий банк "Асака"http://www.asakabank.com/
4.Акционерно-коммерческий ипотечный банк "Ипотека-банк" http://www.ipotekabank.uz/
5.Узбекский акционерный коммерческий промышленно-строительный банкhttp://www.uzpsb.uz/
6.Акционерный коммерческий "Пахта Банк" http://www.pakhtabank.com/
7.Республиканский акционерно-коммерческий банк "Галлабанк"http://www.gallabank.com/
8. Акционерный коммерческий банк "Турон" http://www.turonbank.uz/
9.Акционерно-коммерческий банк "Микрокредитбанк"
10.Акционерно-коммерческий "Алокабанк"http://www.alokabank.uz/
11. Акционерный инновационно-коммерческий банк "Ипак Йули"http://www.ipakyulibank.com/
12.Акционерно-коммерческий банк "Хамкорбанк"http://www.hamkorbank.uz/
13. Акционерно-коммерческий банк "Капиталбанк"http://www.kapitalbank.uz/
14.Частный акционерный биржевой банк "Трастбанк"http://www.trustbank.uz/
15.Частный закрытый акционерно-коммерческий банк "Парвина-банк"
16.Частный открытый акционерно-коммерческий банк "Алп Жамол Банк"http://www.alpjamolbank.com/
17.Частный открытый акционерный коммерческий инвестиционный банк "Туркестан"
18.Частный закрытый акционерный коммерческий банк "Давр-банк"
19.Частный открытый акционерный коммерческий банк "Уктамбанк"
20.Частный закрытый акционерно-коммерческий банк "Самарканд"
21.Частный открытый акционерно-коммерческий банк "Универсал Банк"
22.Дочерний банк Банка "Садерат", Иран, в Ташкенте, Республика Узбекистанhttp://www.credit-standard.uz/
23.Частный открытый акционерно-коммерческий банк "Равнак-Банк"http://www.ravnakbank.uz/
24. Акционерное общество закрытого типа "УзКДБ Банк"http://www.utbank.uz/
25.Закрытое акционерное общество "Узбекско-Турецкий банк"http://www.abnamro.com/
26."АБН АМРО Банк НБ Узбекистана"http://www.savdogarbank.uz/
27. Узбекско-немецкий акционерно-коммерческий банк "Савдогар"
28.Дочерний банк Банка "Садерат", Иран, в Ташкенте, Республика Узбекистан

Льготы и преференции для прямых иностранных инвестиций в Республике Узбекистан

Иностранным инвесторам и иностранным инвестициям предоставляется справедливый и равноправный режим, полная и постоянная их защита и безопасность.

Для иностранных инвестиций в Республике Узбекистан установлен национальный режим, предусматривающий предоставление иностранным инвестициям условий не менее благоприятных, чем соответствующие условия для инвестиций, осуществляемых юридическими и физическими лицами Республики Узбекистан.

Законодательством, наряду с общими гарантиями и мерами защиты иностранных инвесторов, могут быть предоставлены дополнительные гарантии и меры защиты, в том числе обеспечивающие безусловное выполнение партнерами своих обязательств перед иностранными инвесторами.

Дополнительные гарантии и меры защиты могут предоставляться иностранным инвесторам в каждом конкретном случае при инвестировании:

- в приоритетные отрасли, обеспечивающие устойчивый экономический рост, прогрессивные структурные изменения экономики страны;

- в приоритетные проекты, обеспечивающие укрепление и расширение экспортного потенциала республики, ее интеграцию в мирохозяйственные связи;

- в проекты в сфере малого предпринимательства, реализация которых направлена на переработку сырья и материалов, производство потребительских товаров и услуг, обеспечение занятости населения.

В случае предоставления Правительством Республики Узбекистан иностранному инвестору дополнительных к установленным законодательством гарантий и мер защиты (льгот и преференций) в обязательном порядке заключается инвестиционный договор.

Инвестиционный договор заключается между Правительством Республики Узбекистан в лице Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан (МВЭСИТ) и иностранным инвестором (инвесторами).

Также, государство гарантирует и защищает права иностранных инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Узбекистан.

В случае, если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвесторам в течение десяти лет с момента инвестирования применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования. Иностранный инвестор имеет право по своему усмотрению применять те положения нового законодательства, которые улучшают условия его инвестирования.

Законодательством предусмотрен уведомительный порядок использования десятилетней гарантии. Так, при наступлении ухудшения условий инвестирования иностранный инвестор уведомляет соответствующий уполномоченный орган о применении гарантии.

Уполномоченными органами, которые уведомляются о применении иностранным инвестором гарантии, являются государственные организации, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел, Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан и обслуживающие банки.

Уведомление иностранного инвестора является основанием для применения уполномоченным органом в отношении иностранного инвестора законодательства, действовавшего на дату инвестирования. Уведомление, независимо от даты направления его в уполномоченный орган, действует с момента вступления в силу акта.

Налоговые льготы и преференции, предоставляемые для предприятий Республики Узбекистан, в том числе с иностранными инвестициями:

· Налогооблагаемая прибыль юридических лиц уменьшается на сумму:

- средств, направляемых на расширение основного производства в форме нового строительства, реконструкцию зданий и сооружений, используемых для производственных нужд, а также на погашение кредитов, полученных на эти цели, за вычетом начисленной в соответствующем налоговом периоде амортизации, но не более 30 процентов налогооблагаемой прибыли;

- средств, направляемых на модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства, приобретение нового технологического оборудования, погашение кредитов, выданных на указанные цели, возмещение стоимости объекта лизинга, за вычетом начисленной в соответствующем налоговом периоде амортизации. Уменьшение налогооблагаемой базы производится в течение 3 (трех) лет начиная с налогового периода, в котором осуществлены вышеназванные расходы, а по технологическому оборудованию - с момента ввода его в эксплуатацию. В случае реализации или безвозмездной передачи нового технологического оборудования в течение трех лет с момента его приобретения (импорта) действие указанной льготы аннулируется, с восстановлением обязательств по уплате налога на прибыль за весь период применения льготы.

Также, для предприятий-экспортеров, у которых доля экспорта товаров, работ, услуг (независимо от места выполнения работ, оказания услуг) собственного производства за свободно конвертируемую валюту, за исключением сырьевых товаров, составляет:

- от 15% до 30% в общем объеме реализации - установленная ставка налога на доход (прибыль) снижается на 30%;

- от 30 и более процентов в общем объеме реализации - установленная ставка налога на доход (прибыль) снижается на 50%.

· От налога на добавленную стоимость освобождается:

- оборот по реализации имущества, реализуемого в порядке приватизации государственной собственности;

- оборот по реализации товаров (работ и услуг), приобретаемых юридическими лицами за счет займов (кредитов), предоставленных международными и зарубежными правительственными финансовыми организациями по международным договорам Республикой Узбекистан, а также полученных за счет грантов;

- оборот по реализации имущества, передаваемого в качестве инвестиционных обязательств согласно договору, заключенному между инвестором и уполномоченным государственным органом по управлению государственным имуществом;

- предоставление услуг по договору финансовой аренды (лизинга) в части процентного дохода арендодателя (лизингодателя);

- импорт технологического оборудования, ввозимого на территорию Республики Узбекистан по перечню, утверждаемому в соответствии с законодательством, а также комплектующих изделий и запасных частей, при условии, если их поставка предусмотрена условиями контракта на поставку технологического оборудования. В случае реализации или безвозмездной передачи импортируемого технологического оборудования на экспорт в течение трех лет с момента его ввоза действие данной льготы аннулируется с восстановлением обязательств по уплате налога на добавленную стоимость за весь период применения льготы;

- импорт имущества, ввозимого в качестве инвестиционных обязательств согласно договору, заключенному между инвестором и уполномоченным государственным органом по управлению государственным имуществом;

- импорт сырья, материалов и заготовок для использования в собственном производстве, ввозимых предприятиями с иностранными инвестициями, специализирующимися на производстве детской обуви.

· При исчислении налога на имущество юридических лиц налогооблагаемая база уменьшается на стоимость:

- оборудования, приобретенного за счет кредита, на пять лет с момента ввода его в эксплуатацию, но не более срока, установленного для погашения кредита;

- имущества, полученного в лизинг, на срок действия договора лизинга;

- вновь введенного в эксплуатацию нового технологического оборудования - сроком на пять лет. В случае реализации или безвозмездной передачи нового технологического оборудования в течение трех лет с момента его приобретения (импорта) действие указанной льготы аннулируется с восстановлением обязательств по уплате налога на имущество за весь период применения льготы.

Кроме того, для предприятий-экспортеров, у которых доля экспорта товаров, работ, услуг (независимо от места выполнения работ, оказания услуг) собственного производства за свободно конвертируемую валюту, за исключением сырьевых товаров, составляет:

- от 15% до 30% в общем объеме реализации - установленная ставка налога на имущество снижается на 30%;

- от 30 и более процентов в общем объеме реализации - установленная ставка налога на имущество снижается на 50%.

· От налога на имущество юридических лиц освобождаются:

- вновь созданные предприятия - в течение двух лет с момента государственной регистрации. Указанная льгота не распространяется на предприятия, созданные на базе производственных мощностей и основных фондов ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их обособленных и структурных подразделений, а также на юридические лица, созданные при предприятиях, при условии, если они работают на оборудовании, арендованном у этих предприятий.

· От обложения таможенной пошлиной освобождаются:

- имущество, ввозимое иностранными инвесторами и предприятиями с иностранными инвестициями в Республику Узбекистан для собственных производственных нужд;

- товары, ввозимые иностранными юридическими лицами, осуществившими прямые инвестиции в экономику Республики Узбекистан на общую сумму более 50 (пятидесяти) млн. долларов США, при условии, что ввозимые товары являются продукцией их собственного производства;

- товары, работы и услуги, предназначенные для проведения работ по соглашению о разделе продукции и ввозимые в Республику Узбекистан в соответствии с проектной документацией иностранным инвестором или иными лицами, участвующими в выполнении работ по соглашению о разделе продукции, а также вывозимая инвестором продукция, принадлежащая ему в соответствии с соглашением о разделе продукции;

- технологическое оборудование, ввозимое на территорию Республики Узбекистан, по перечню, утверждаемому в соответствии с законодательством, а также комплектующие изделия и запасные части, при условии, если их поставка предусмотрена условиями контракта на поставку технологического оборудования. В случае реализации или безвозмездной передачи импортируемого технологического оборудования на экспорт в течение трех лет с момента его ввоза действие данной льготы аннулируется с восстановлением обязательств по уплате таможенной пошлины за весь период применения льготы.

Наряду с таможенными и налоговыми льготами, установленными для всех предприятий Республики Узбекистан, имеется ряд льгот, предоставляемых предприятиям следующих отраслей экономики, привлекающим прямые частные иностранные инвестиции:

1. Изделия радиоэлектронной промышленности и производство комплектующих к компьютерной и вычислительной технике; 2. Легкая промышленность; 3. Шелковая промышленность; 4. Промышленность строительных материалов; 5. Промышленное производство мяса птицы и яиц; 6. Пищевая промышленность; 7. Мясо-молочная промышленность; 8. Химико-фармацевтическая промышленность.

Данные предприятия освобождаются от уплаты налога на прибыль юридических лиц, налога на имущество юридических лиц, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа, обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд.Указанные налоговые льготы предоставляются при объеме прямых частных иностранных инвестиций:

- от 300 тыс. долларов США до 3 млн. долларов США - сроком на 3 года; - свыше 3 млн. долларов США до 10 млн. долларов США - сроком на 5 лет; - свыше 10 млн. долларов США - сроком на 7 лет.

В Ташкенте 21-23 октября 2009 года проходила Международная конферен­ция, посвященная привлечению иностранных инве­стиций в свободную индустриально-экономическую зону "Навои". Организаторы - министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли и фи­нансов Республики Узбекистан совместно с Азиатским банком развития и Исламским банком развития.

В работе форума приняли участие представители круп­ных международных финан­совых институтов, междуна­родных организаций и инос­транных компаний, действу­ющего в нашей стране дипло­матического корпуса. Масш­табность форума, значитель­ное число его участников -свидетельство огромного ин­тереса международного дело­вого сообщества к проекту СИЭЗ "Навои".

Цель форума - налажива­ние тесного, взаимовыгодно­го сотрудничества и разра­ботка совместных проектов для реализации новых перс­пективных идей на террито­рии СИЭЗ "Навои".

СИЭЗ "Навои" - это пер­вый полноценный проект сво­бодной индустриально-эко­номической зоны на про­странствах СНГ, которой станет важнейшим фактором экономического развития и роста не только Республики Узбекистан, но и всего Центральноазиатского региона. Четыре блока составляют основу концепции свободной индустриально-экономической зоны: транспортно-логистический, индустриальный, инновационный, туристичес­кий и культурно-рекреацион­ный.

Как отмечалось на фору­ме, Узбекистан сегодня яв­ляется одной из немногих стран, демонстрирующих ус­тойчивость и рост экономи­ки. Реализация собственной стратегии экономических реформ, разработанная и реализуемая под руковод­ством Президента Узбекис­тана Ислама Каримова и по­лучившая известность в мире "узбекская модель" развития, позволила добиться высоких темпов роста ВВП. Основными факторами этого роста являются поли­тическая стабильность, вы­годное географическое поло­жение, богатая минерально-сырьевая база, низкий уровень внешнего долга.

Вместе с тем Узбекистан не может не испытывать негативного влияния глобаль­ного финансово-экономи­ческого кризиса. Руковод­ством страны была разрабо­тана и реализуется страте­гия дальнейшей модерниза­ции экономики страны, в том числе за счет реализации комплекса мероприятий, предусматривающих созда­ние благоприятных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций. Важнейшим шагом стало принятие Указа Президента страны от 2 декабря 2008 года "О создании свободной индустриально-экономичес­кой зоны в Навоийской обла­сти". В настоящее время осуществляется широкомас­штабная работа по выполне­нию данного указа. Доку­ментом предусмотрено, что на территории СИЭЗ будет действовать режим таможенных валютных и налого­вых льгот и преференций. Хозяйствующие субъекты, зарегистрированные в СИЭЗ "Навои", освобождаются от уплаты земельного налога, налога на имущество, при­быль, благоустройство и развитие социальной инфра­структуры, единого налого­вого платежа, обязательных отчислений в Республиканс­кий дорожный фонд и Рес­публиканский фонд школь­ного образования от 7 до 15 лет при соответствующем объеме прямых инвестиций. Освобождаются хозяйству­ющие субъекты и от уплаты таможенных платежей на за­возимые оборудование, сы­рье, материалы, комплекту­ющие изделия. При реализа­ции произведенной продук­ции на внутреннем рынке таможенные платежи за ввоз этих материалов взима­ются в размере 50 процентов от установленных ставок (за исключением сборов за та­моженное оформление) с предоставлением отсрочки их уплаты сроком до 180 дней, если законодательством не установлен более льготный режим.

Выступившие на конфе­ренции, в частности гене­ральный управляющий и ис­полнительный директор Ис­ламской корпорации частно­го бизнеса Халед Ал-Абуди (Исламский банк развития), финансовый директор и ди­ректор группы по финансам и управлению рисками Агент­ства по гарантиям многосто­ронних инвестиций Кевин Лу (Всемирный банк), управля­ющий директор компании "Erae Cs Limited", участник СИЭЗ "Навои" Ким Хонг Док (Республика Корея) и другие отмечали, что созданные в Узбекистане благоприятная инвестиционная среда, широ­кие возможности и префе­ренции для зарубежных партнеров служат важным фактором в стабильном раз­витии экономики страны.

Как отметил первый вице-президент Азиатского банка развития Шиао Джао, не­смотря на экономический спад в мире, Узбекистан де­монстрирует высокие дости­жения в экономике. Его пока­затели за последнее десятиле­тие одни из самых высоких в Центральной Азии. Усилия правительства по противодей­ствию влиянию мирового фи­нансово-экономического кри­зиса приносят хорошие пло­ды. Присутствие на данной конференции многочислен­ных представителей ведущих финансовых учреждений мира свидетельствует о ста­бильном развитии экономики Узбекистана и о создаваемых здесь больших возможностях для успешной деятельности инвесторов. В результате осуществляемых в стране широкомасштабных реформ, в частности в сфере образо­вания, повышается интел­лектуальный потенциал насе­ления. Азиатский банк разви­тия широко поддерживает реформы, осуществляемые в Узбекистане во всех сферах.

Генеральный управляю­щий и исполнительный ди­ректор исламской корпора­ции частного бизнеса Халеда Ал-Абуди, выступивший от имени Исламского банка раз­вития, подчеркнул, что разви­тие СИЭЗ "Навои" является серьезным подтверждением эффективности реформ, осуществляемых правитель­ством Узбекистана. В стране предоставляются беспреце­дентные льготы и преферен­ции, предусмотренные указом Президента Ислама Каримо­ва. Настало время вкладывать инвестиции в перспективный проект СИЭЗ "Навои".

Задача, поставленная Пре­зидентом страны, нацеливает на выход из экономического кризиса, не просто сохранив стабильность экономики, а качественно, технически и технологически обновлен­ной.

Навоийская область нахо­дится на важнейшем пере­крестке автомобильных, же­лезнодорожных и авиацион­ных маршрутов. Здесь со­средоточены крупные про­мышленные объекты - Навоийский горно-металлургический комбинат, «Навои-азот», «Кызылкумцемент» и много других предприятий. Поэтому сегодня это один из значимых центров развития экономики Узбекистана.

Одним из главных факто­ров для реализации проекта является создание и начало функционирования транс­континентального интермо­дального хаба на базе аэро­порта города Навои. Сегодня аэропорт соединяет страны Юго-Восточной, Централь­ной Азии, Ближнего Востока со странами Европейского континента. Аэропорт связан регулярными грузовыми пе­ревозками с такими города­ми, как Сеул, Брюссель, Ми­лан, Дели, Москва. В бли­жайшее время будут совер­шаться рейсы и в Дубай, Франкфурт и многие другие города.

Для создания и развития СИЭЗ "Навои" за короткое время проложена автомобиль­ная дорога длиной в 2,2 км, железная дорога протяжен­ностью 4,7 км, газопровод, линия электропередач, водо­провод, в том числе питьевой воды.

В настоящее время в СИЭЗ "Навои" подписано 19 соглашений на 187 милли­онов долларов США по созда­нию промышленных пред­приятий. Начали и успешно реализуют свои проекты ком­пании из Южной Кореи, Китая, Таиланда, Италии и дру­гих стран. При выходе пред­приятий, созданных в рамках проектов, на полную мощ­ность ежегодно ими будет производиться продукция на 375,5 млн долларов, из кото­рых почти половина пойдет на экспорт. В 2010 году коли­чество реализуемых в СИЭЗ "Навои" проектов достигнет 50. На территории СИЭЗ пла­нируется организация произ­водств широкой номенклату­ры электротехнической про­дукции, точного машино­строения, приборостроения, комплектующих для автомобильной промышленности, фармацевтической продук­ции и медицинского оборудо­вания.

На конференции было под­черкнуто, что все инвести­ции на территории СИЭЗ бу­дут под особым вниманием правительства Узбекистана.

Участники конференции были ознакомлены с основ­ными макроэкономическими аспектами развития Узбекис­тана, инвестиционным кли­матом и перспективами со­вместных инвестиций в СИЭЗ "Навои".

Можно привести слова турецкого бизнесмена Эрдала Сугая, который подчеркнул, что города Узбекистана исторически служили своего рода торгово-транзитными «хабами» на маршруте Великого шелкового пути. Они и сегодня не потеряли своего значения - в настоящее время имеются все предпосылки для восстановления регулярных коммерческих перевозок между Европой и Азией по древнему Шелковому пути.

В рамках конференции со­стоялась кооперационная биржа ряда компаний и пред­приятий Узбекистана с уча­стием представителей зарубежных деловых кругов. На ней состоялись переговоры об установлении связей между зарубежными бизнес­менами и узбекскими партне­рами, укреплении сотрудни­чества.

В завершение переговоров между узбекскими предприя­тиями и иностранными ком­паниями были подписаны до­кументы о сотрудничестве в нефтегазовой, топливно-энергетической отрасли, сфере фармацевтики, легкой, текстильной, пищевой, хи­мической и электротехничес­кой промышленности, ма­шиностроении и других обла­стях.