Принятие уникального для истории нашей страны программного документа - Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах ознаменовало начало новой эпохи в жизни гражданского общества в Узбекистане. Перспективные задачи, которые нашли отражение в этом документе, базируются на результатах пройденного страной пути и предполагают дальнейшее укрепление роли институтов гражданского общества, расширение их участия в решении актуальных социально-экономических, общественно-политических задач. Вместе с тем, Стратегия действий выводит на новый уровень проводимые в сфере реформы.

Приоритетные направления в Стратегии занимают меры по развитию гражданского общества, обеспечению широкого общественного участия в принятии важнейших для государства решений, открытости деятельности госорганов, совершенствования механизмов общественного контроля, повышению качества государственных услуг населению, что, по сути, позволяет использовать документ в качестве "дорожной карты" на ближайшие годы.

Воплощение в жизнь Стратегии действий созвучно с целями Государственной программы "Год диалога с народом и интересов человека", объявленного в нашей стране. Как отметил Президент Шавкат Мирзиёев на конференции, посвященной вопросам обеспечения социальной стабильности, сохранения истинных сути и содержания нашей священной религии ислам, "диалог с народом - это не временная кампания, как думают некоторые, а неизменный приоритет государственный политики, вопрос, находящийся в центре постоянного внимания". Инициатива создания во всех регионах страны народных приемных главы государства стала одним из первых шагов в установлении открытого диалога с народом, непосредственного повышения ответственности органов государственной власти и управления за принимаемые ими решения, обеспечения социальной справедливости, отвечающей традициям национальной государственности.

За короткий период функционирования этот механизм работы с обращениями граждан позволил наладить эффективное взаимодействие органов государственной власти и управления, хокимиятов всех уровней с народом, качественно решать самые актуальные и наболевшие проблемы населения. Народные приемные создают необходимые условия для реализации конституционных прав граждан на обращение к Президенту страны, в Олий Мажлис, аппарат главы государства, правительство, органы государственного управления, судебные, правоохранительные и контролирующие органы, органы государственной власти на местах, иные государственные организации и органы хозяйственного управления.

Однако создание и функционирование народных приемных нисколько не умаляет значимости гражданских образований в жизни общества. Так, в Стратегии действий институтам гражданского общества отводится важная роль в повышении эффективности социального партнерства, осуществлении общественного контроля за неукоснительным соблюдением гражданских прав и законных интересов людей.

Аккумулируя базовые интересы и жизненные потребности объединяемых ими различных социальных слоев и групп, гражданские институты становятся важной стороной диалога, своего рода "связующим мостом" между государством и обществом, обращая внимание государства на имеющиеся резервы и возможности для решения общественно значимых задач. При этом они также играют важную роль в повышении правовой культуры населения, формировании активной гражданской позиции людей. Поэтому в стратегии ставятся задачи дальнейшего развития институтов гражданского общества, усиления их общественной и политической активности, повышения значения и эффективности деятельности махалли в общественном управлении.

Вместе с тем не теряет актуальности осуществляемое независимыми институтами гражданское наблюдение, обретшее в нашей стране законченную форму современного механизма и ставшее действенной мерой по обеспечению прав и свобод граждан. Это обстоятельство становится более понятным, если посмотреть на реализуемые в нашей стране реформы сквозь призму передового опыта развитых демократических стран, где мониторинг формирования гражданского общества и открытости деятельности государственных органов осуществляется независимыми научно-исследовательскими центрами.

В этом контексте Независимый институт по мониторингу формирования гражданского общества (НИМФОГО) в своей разносторонней деятельности, охватывающей все стороны гражданского общества и отвечающий его интересам, активно осуществляет мониторинг проводимых в стране реформ и служит в значительной мере гарантом их прозрачности и открытости.

Учитывая последние преобразования в стране и принимая во внимание значимость деятельности института в мониторинге процессов становления гражданского общества, глава государства поддержал инициативу учредителей НИМФОГО о совершенствовании его деятельности, оптимизации структуры. Результатом этого стало принятие 27 марта этого года постановление Президента "О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности Независимого института по мониторингу формирования граждан­ского общества".

Сегодня деятельность института направлена на решение двух взаимодополняющих задач, первой из которых является изучение состояния развития открытого диалога с народом, открытости деятельности государственных органов и выявление факторов, влияющих на социальное самочувствие населения. Другим же не менее важным направлением работы определено осуществление анализа участия ННО, органов самоуправления граждан, политических партий и других институтов гражданского общества в решении социально-экономических, общественно-политических задач.

Для эффективной реализации поставленных перед собой задач оптимизирована штатная численность института, приняты и успешно реализуются планы работ, предусматривающие конкретные меры по дальнейшему развитию в стране механизмов общественного управления и диалога государственных органов с народом.

Сегодня специалисты института принимают активное участие в проводимых в стране выездных приемах, выявляют наболевшие проблемы населения, вырабатывают предложения по повышению качества предоставляемых социальных услуг, в том числе путем привлечения к решению задач социально-экономического развития профильных общественных организаций. С соблюдением принципов независимости негосударственных некоммерческих организаций и невмешательства в их деятельность установлено тесное и конструктивное взаимодействие с государственными органами. На системной основе совместно c Национальной телерадиокомпанией Узбекистана, другими республиканскими и региональными средствами массовой информации подготавливаются и передаются в эфир теле- и радиопередачи, в ходе которых обсуждаются актуальные проблемы дальнейшего развития гражданского общества, реальное состояние дел в сфере установления открытого диалога с народом.

Можно с уверенностью утверждать, что осуществляемая институтом работа уже сегодня дает свои результаты, способствуя развитию конструктивного диалога государственных органов с народом, обеспечивая открытость реализуемых в стране реформ и обеспечивая всемерное участие ННО, органов самоуправления граждан и других институтов гражданского общества в процессах принятия социально значимых решений.

Работа народных приемных остается в центре внимания НИМФОГО, так как институт стремится внести свой достойный вклад в дело дальнейшего совершенствования этой структуры, на деле доказавшей свою востребованность среди населения страны как механизм обратной связи с государственными органами власти и управления.

Коллектив же института, сформированный из числа компетентных в этой сфере специалистов, ставит перед собой конкретные задачи, выполнение которых будет способствовать обеспечению в Узбекистане прав, свобод и законных интересов личности, создаст достойные условия для реализации гражданами своего потенциала.

(Источник: газета «Правда Востока»)