Возрождение многовековых традиций нашего народа, глубокое изучение богатого духовного наследия предков в годы независимости стали одними из приоритетных направлений социальной политики Узбекистана. Ведь в воспитании всесторонне развитого поколения - будущего страны - важно наметить им правильный жизненный путь, ориентирами в котором должны стать истинные авторитеты.

Наряду с такими учеными-энциклопедистами, величайшими мыслителями, выдающимися представителями различных направлений науки, жившими в средних веках, как Абу Райхан Беруни, Абу Али ибн Сино, Абу Наср Фараби, Ахмад Фаргони, Имам Бухари, Мирзо Улугбек и другими, в повестку дня общественной жизни, школьные и вузовские программы обучения вернулись деятели национального возрождения конца XIX - начала XX века. Благодаря независимости восторжествовала историческая справедливость: имена десятков великих сыновей нашего народа, посвятивших себя развитию Родины, созданию совершенно новой системы образования, повышению духовности туркестанцев, ратовавших за демократический путь развития, сохранение национальной самобытности соотечественников и поплатившихся за это своими жизнями, были реабилитированы, память их увековечена.

Однако, помимо широко известных Мунаввара Кары Абдурашидханова, Абдурауфа Фитрата, Махмуда Ходжа Бехбуди, Абдуллы Кадыри и других, есть и те, вклад в просветительство которых недостаточно изучен, а имя не столь узнаваемо. Среди них - знаток многих восточных и европейских языков, один из пионеров современного книгоиздательства в нашей стране, писатель и переводчик Исхокхон Ибрат.

Исхокхон Ибрат родился в 1862 году в кишлаке Туракургон недалеко от Намангана. Начальное образование получил дома, а затем - в местном медресе. Позднее продолжил обучение в Коканде, где ознакомился с произведениями великих мыслителей Востока, глубоко изучил фарси, арабский и русский языки. Как отмечает известный литературовед Улугбек Долимов, пребывание Ибрата в древнем городе совпало с подъемом в культурной, литературной и духовной жизни, большими преобразованиями в сфере образования. Он был в близких отношениях с такими крупными представителями литературной жизни Коканда, как Мукими, Фуркат, Завкий, Нодим, Хазини.

В 1886 году Ибрат вернулся в родной кишлак и открыл новометодную школу. Система обучения в ней значительно отличалась от остальных: вместо нудной зубрежки использовался фонетический метод. Однако школа вскоре закрылась под натиском местных ретроградов.

Около девяти лет своей жизни Ибрат провел в путешествиях. Начав свой путь с паломничества в Мекку, некоторое время жил в Джидде, затем начал свое путешествие по странам и городам Европы и Азии. Побывал в Иерусалиме, Дамаске, Стамбуле, Софии, Афинах и Риме. Возвращаясь из Европы, посетил Багдад, Тегеран, Исфахан, Шираз и Карачи. Объездив Иран и Афганистан, Исхокхон Ибрат отправился в Индию и некоторое время жил в Бомбее и Калькутте. Следующим пунктом назначения становится Кашгар. Во время путешествий Ибрат овладел греческим, английским, турецким языками, а также хинди и урду.

Вернувшись в родной Наманган, Ибрат начинает работу над книгой "Лугати ситта алсина" ("Словарь шести языков"), которую с большим трудом напечатал в издательстве Ильина в 1901 году. В ней был дан перевод узбекских слов на русском, арабском, турецком языках, а также фарси и хинди. Также создал такие произведения, как "Жомеъул-хутут" ("Сборник письменностей"), исторические труды "Тарихи Фаргона" ("История Ферганы"), "Тарихи маданият" ("История культуры"), "Мезон уз-замон" ("Периоды в подробностях"). Малую часть своего поэтического наследия публикует в сборнике "Илми Ибрат".

В 1907 году Ибрат возобновил работу своей школы, где обучал местных ребятишек по собственной программе, используя при этом свыше 50 современных учебников. Она разместилась в просторной светлой комнате, оборудованной партами, черной доской. Эти атрибуты привычны для нынешних школьников, но для той поры это было большим прорывом.

В 1907 году Исхокхон Ибрат с трудом привез из Оренбурга в Туракурган лито­графическую машину, купленную в кредит. Типографию, названную "Матбааи Исхокия", разместил в здании, построенном на собственные средства. Первым изданием, напечатанным здесь в 1908 году, стал учебник грамоты и правописания "Санъати Ибрат, калами Мирражаб Бандий". По свидетельству современников, он стал распространенным пособием в регионе, спрос на него был довольно высоким. В 1910 году было решено переместить издательство в Наманган и переоборудовать его в типолитографию.

Исхокхон Ибрат, глубоко осознавая неоценимую роль периодической печати в развитии образования и культуры, формировании самосознания народа, решил открыть собственную газету. В 1913 году он обратился за разрешением на издание газеты "Ал-тижор ал-Наманган", однако так и не достиг своей цели. Не опуская рук, тотчас принялся за другой проект - открытие библиотеки. По свидетельству современников, в ней было множество книг на узбекском, турецком, татарском, русском, персидско-таджикском языках, которыми бесплатно пользовались его земляки.

В 1897-1924 годах Исхокхон Ибрат работал казием Туракургана. Как отмечает У. Долимов, регулярно выступал в прессе с публицистическими статьями и стихами, обличающими преступления представителей колониального режима и местных власть имущих. После Октябрьского переворота, не оставляя надежд о достойной жизни для своего народа, все свои силы направил на облагораживание родного кишлака, улучшение качества образования, открытие новых школ, подготовку учителей, повышение грамотности людей. В 1935 году его сместили со всех должностей, а через два года, в кровавом 1937-м, полном террора и репрессий, арестовали. 75-летний старец с пошатнувшимся здоровьем не пережил физические и моральные мучения тюремного заключения и скончался, так и не дожив до суда. Место захоронения Исхокхона Ибрата не известно.

Выдающийся сын Туракургана старался приобщить своих соотечественников ко всем возможным благам цивилизации того времени. В 1908 году открыл фотостудию, в 1910-м - парк культуры и отдыха. В саду своего отца разбил цветник, построил фонтан, высадил аллею из 150 декоративных деревьев. Местные жители до сих пор именуют эту местность парком Исхокия. 13 апреля этого года принято постановление Кабинета Министров о возведении мемориального комплекса имени выдающегося просветителя Исхокхона Ибрата в Туракурганском районе Наманганской области. Он будет соз­дан на базе медресе Гойибназара Кози, в него войдут парк имени Ибрата с памятником, одноименный музей. Особо важная часть комплекса - школа на 400 мест, специализированная на изучении английского, немецкого, французского и русского языков.

- Строительные работы идут полным ходом, планируем сдать объекты к празднованию 26-й годовщины независимости нашей страны, - говорит специалист отдела по архитектуре и строительству Туракурганского района Окилжон Каюмов. - Задействованы современная техника и компетентные специалисты. При проектировании школы и других объектов учли все нюансы, чтобы молодое поколение могло учиться, знакомиться с наследием нашего выдающегося соотечественника, отдыхать в свободное от занятий время с комфортом.

Увековечение памяти Ибрата и других выдающихся сынов нашей Родины служит повышению национального самосознания народа, изучение их наследия вселяет гордость в сердце каждого узбекистанца. Однако молодежь должна помнить, что гордость за великих предков лучше всего смотрится на фоне собственных достижений, а выдающиеся заслуги отцов и дедов в первую очередь нужно рассматривать как пример для подражания. Поэтому строительство при комплексе школы не случайно - это своеобразный призыв к получению знаний, постоянному самосовершенствованию, становлению достойными преемниками Исхокхона Ибрата.

(Источник: газета «Правда Востока»)