а.саидов

Сегодня открывается международная конференция «Современный конституционализм: национальный и зарубежный опыт». Мероприятие организовано Национальным центром по правам человека, Центром устойчивого развития и Институтом государства и права при поддержке делегации Европейского союза.

Реформа Основного закона — веление времени

В ходе выборов Президента Узбекистана на встречах всех кандидатов представителями электората было выдвинуто важное предложение, вос­требованное самой жизнью и продиктованное логикой демократических преобразований в нашей стране. Это — проведение конституционной реформы. В этой связи Президентом Узбекистана было предложено тщательно и глубоко изучить национальный и мировой опыт конституционного строительства:

«Как показывает мировая практика, во многих государствах в период кардинальных перемен были осуществлены конституционные реформы. Поэтому, еще раз посоветовавшись с сенаторами и депутатами, широкой общественностью, народом, изучив мировой опыт конституционного строительства, мы должны тщательно продумать вопрос о совершенствовании Основного закона, определяющего нынешнее и будущее развитие страны».

Конституция служит прочным правовым фундаментом всех успехов и достижений в годы независимости. С учетом требований самого времени, в котором мы живем, потребностей народа и осуществляемых реформ она постоянно совершенствуется. Любые демократические реформы будут необратимы, стабильны и эффективны только в случае, если они опираются на прочную конституционно-правовую основу.

Так, в рамках Стратегии действий внесены 32 поправки и дополнения в 21 статью Конституции. Обобщая предложения электората в праздничном поздравлении народу Узбекистана в связи с 29-й годовщиной принятия Конституции, Президент определил девять направлений дальнейшего совершенствования Основного закона страны.

Международный форум предоставил площадку для обмена мнениями по этим вопросам.

Семь направлений модернизации общества

За последние годы в Узбекистане осуществляются коренные взаимосвязанные и взаимообусловленные демократические политические, экономические, социальные и правовые реформы, направленные на построе­ние нового Узбекистана, формирование свободного и справедливого гражданского общества. Отмечается кардинальное изменение государственного и конституционного устройства, политико-правовой, социально-экономической, культурно-духовной сферы жизни общества.

Вместе с тем эпоха глобализации, цифровизации, изменения климата и стремительно меняющаяся жизнь ставят все новые безотлагательные, чрезвычайно важные и актуальные задачи по дальнейшей модернизации страны, укреплению мира, стабильности и национальной независимости.

В этой связи в Стратегии развития нового Узбекистана поставлены еще более серьезные задачи. Предусматривается принятие более 50 кодексов, законов, стратегий, концепций и программ, выдвинуто свыше ста других инициатив по семи направлениям модернизации страны. Стратегия ориентирует систему законодательства, правопонимания и правоприменения, политико-правовое сознание общества на общечеловеческие ценности и принципы устойчивого развития.

Конституционализм: мировой опыт XXI века

Как показывает мировая практика, ключевое значение в проведении динамичных реформ имеет именно развитие конституционно-правовых основ модернизации общества и государства. В мире практически не осталось конституций в первоначальной редакции. Только в XXI веке около 90 стран мира успешно осуществило конституционные реформы, 57 — приняли новые конституции. Причем в число десяти стран, наиболее часто принимавших дополнения и изменения по конституции, входят Мексика, Новая Зеландия, Бразилия, Швейцария, Австрия, Израиль, Чили, Колумбия, Грузия и Индия.

При этом конституционные изменения во всех странах объединяет то, что они являются ответом на внеш­ние и внутренние вызовы и угрозы для государства. Более современные конституции охватывают больше тем, включая в себя новые повестки, которые не были актуальны столетие назад, такие как экология, гендерное равенство, защита прав, свобод и законных интересов человека, особенно лиц с инвалидностью, подрастающего поколения, а также формирование информационного общества, безопасность цифровых данных, научно-технологическое и инновационное развитие, внедрение элементов прямой электронной демократии и народной законодательной инициативы и т. д.

Конституционные преобразования: сущность и направления

Конституционная реформа является необходимой юридической предпосылкой нынешнего и будущего успешного и устойчивого развития. В частности, она может стать жизненно важным инструментом содействия «лучшему управлению» путем изменения конституционных «правил», способствующих укреплению системы сдержек и противовесов между ветвями власти, большей подотчетности, прозрачности, участию и предсказуемости. Изменения, направленные на повышение качества и эффективности управления, способствуют стабильности политической системы, что в свою очередь идет на пользу экономике, созданию стабильных условий для инвестиций и развития.

Внедрение в жизнь в Узбекистане положений Стратегии развития выводит демократические реформы на новый качественный уровень. В первую очередь это касается полного воплощения в жизнь приоритетного принципа «Во имя чести и достоинства человека». При этом достоинство человека — это обеспечение мирной и безопасной жизни, фундаментальных прав и свобод граждан, поэтапное создание достойных условий жизни и современной инфраструктуры, квалифицированное медицинское обслуживание, качественное образование, социальная защита и здоровая экологическая среда для каждого жителя страны.

Это достигается прежде всего путем реализации идеи «Новый Узбекистан — народное и гуманное государство» и принципа «человек — общество — государство», чет­кого распределения полномочий между Президентом, парламентом и правительством, формирования должного баланса в системе разделения властей, укрепления сдержек и противовесов, развития свободного и справедливого гражданского общества, нахождения своего достойного места в современном международном сообществе.

Формирование и развитие институтов гражданского общества, парламентаризма, многопартийной системы являются олицетворением подлинного народовластия. В Стратегии развития запланированы комплексные меры по дальнейшему повышению роли и ответственности местных органов управления в решении проблем на местах, передаче большей части функций государства из центра в регионы.

В частности, в центре внимания будут повышение роли местных Кенгашей в развитии регионов, создание необходимых условий для эффективной деятельности институтов гражданского общества. Если учесть, что только в 2021 году местными Кенгашами положительно решено более 29 тысяч проблем граждан, то укрепление конституционно-правовых основ их деятельности приведет к еще большей реализации идеи «народолюбивого государства».

Институт самоуправления составляет одну из основ, столпов любого конституционного строя и гражданского общества, семья — важнейшая ячейка общества. В данном плане дальнейшее укрепление конституционных основ институтов самоуправления и семьи имеет важное значение для развития человека, общества и государства, духовной и социальной сфер, достижения Целей устойчивого развития, повышения благосостояния граждан.

Концепция социального государства

В Стратегии развития особое внимание уделяется вопросам закрепления конституционной нормы о реализации принципа «Новый Узбекистан — социальное государство».

При этом мировой опыт свидетельствует, что «социальное государство» не сводится к «социальному обеспечению» и требует значительно более широкого толкования, включая минимизацию социальных контрастов (имущественное неравенство, доступ к публичным благам — образованию, здравоохранению) и конфликтов (между трудом и капиталом, др.).

Социальным государство становится лишь тогда, когда проблема воспроизводства человека как субъекта общественных отношений является приоритетной задачей государства и его институтов, создана и действует нормативная база для защиты социальных потребностей личности, а в решении социальных проблем задействована вся политико-экономическая система общества. Государство обязано заботиться о своих гражданах. В этом суть социального государства. Государству как институту власти, регулирующему систему общественных отношений, изначально присуще проведение социальной политики, сутью которой является социальная забота о своих подданных. Когда эта функция приобретает качество обязанности, государство становится социальным.

Социальное государство — это государство, которое гарантирует своим гражданам определенный минимум благосостояния в условиях жесткой рыночной экономики, разных пандемий и эпидемий. Это — определенная форма организации общественного устройства, целью которого становится человек как личность, высоко развиты социально-экономические и политические отношения, что обеспечивает правовую гарантию прав и свобод граждан и совершенствование государственного строительства. То есть государство признает свою ответственность перед гражданами за предоставленные им социальные гарантии, в том числе в условиях пандемии.

В мировой политико-правовой мысли идея социального государства находит выражение в двух основных концепциях — «государство всеобщего благосостояния и благоденствия» (Великобритания) и «социальное правовое государство» (закреплено в Основном законе Германии в 1949 году). Позже оно вошло в Конституцию Франции 1958 года. Конституционное право Франции также закрепляет социальное государство, например, в статье 1 Конституции Французской Республики говорится о том, что «Франция является неделимой, свет­ской, демократической и социальной Республикой…». Термин «социальное государство» присутствует во многих конституциях государств Европы, Азии, Африки, Латинской Америки. В большинстве из них есть термин «социальное государство», однако его содержание и цели в таких статьях не раскрываются, хотя о некоторых мерах социального государства говорится в последующих статьях.

В отличие от многих стран, где в основных законах присутствует лишь словосочетание «социальное государство», в Конституции РФ его содержание определено: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». С одной стороны, такое определение дается через целеполагание (цель политики), а с другой — в нем указаны базовые основы социального государства: достойная жизнь и свободное развитие человека.

В данном плане в ходе конституционных реформ особое внимание уделяется обеспечению устойчивого развития общества и государства, в том числе на основе принципов «солидаризма», императив правового, социального государства, реализации справедливой социальной политики, развития человеческого капитала.

Конституция и сильный класс собственников

Справедливое гражданское общество — это сообщество свободных индивидов, где имеется сильный средний класс собственников, где созданы необходимые материальные и прочие условия для всемерного развития человека, воспитания граждан как свободных, культурных, социально активных и ответственных перед законом членов общества. В этом смысле приоритетное внимание в ходе конституционных реформ уделяется вопросам:

во-первых, реализации принципов неприкосновенности и защиты частной собственности, в том числе на землю и полезные ископаемые как важнейших и необходимых условий обеспечения благосостояния населения, развития национальной экономики и экономических прав человека. Исходя из приоритета частной собственности особое внимание уделяется развитию конституционно-правовых основ и созданию условий, при которых станет невозможным нарушение прав лиц, приобретающих собственность, доверяя сведениям государственных ведомств;

во-вторых, создания такой системы, при которой суд, восстанавливая права граждан и предпринимателей, стоит на защите частной собственности, обязывает исполнительные органы действовать в рамках закона, что способствует развитию общества, в первую очередь его экономическому прогрессу. Так, судебная система имеет важное значение в защите прав человека. Только в 2021 году в Узбекистане восстановлены права более 6,5 тысячи граждан и предпринимателей;

в-третьих, касательно зарубежного опыта подчеркнуто, что главными аспектами конституционно-правового содержания частной собственности выступают признание большинством конституций права частной собственности в качестве одного из конституционных прав человека. Конституционный уровень права частной собственности объясняется тем, что оно важно не только само по себе как источник материального благосостояния и стабильности жизни человека и его семьи, но и служит основой для реализации многих других конституционных прав и свобод гражданина: на достоинство (достойный уровень жизни), на свободное занятие предпринимательской деятельностью, на жилище, охрану здоровья, образование, культурное развитие, свободу передвижения и др. При этом с учетом особой значимости права частной собственности зачастую в современных конституциях, помимо фиксации самого права, указываются механизмы, то есть объекты, субъекты права частной собственности, пределы его осуществления и возможности его ограничений, его гарантии и способы защиты;

в-четвертых, закрепление конституциями разных стран не только субъективного права частной собственности, но и важнейших характеристик частной собственности как института объективного права, прежде всего — ее соотношения с иными формами собственности, социальный характер частной собственности. Конституционная институционализация частной собственности обусловлена ее огромной ролью как чрезвычайно важного фактора общественной значимости, в частности, для установления баланса конституционных ценностей правового и демократического государства с одной стороны и социального государства — с другой.

При этом к числу важнейших современных тенденций развития права частной собственности и ее конституционно-правового регулирования следует отнести:

  • усиление социальной функции частной собственности;
  • ослабление конституционно-правовых гарантий частной собственности;
  • ослабление индивидуальной част­ной собственности и рост корпоративной частной собственности, оказывающей огромное влияние на общество и государственную власть;
  • расширение круга объектов конституционного права частной собственности, в том числе закрепление на конституционном уровне информации как объекта права частной собственности;
  • сочетание интеграции и дифференциации конституционно-правового регулирования частной собственности.

Так, первым в истории документом конституционного значения, закрепляющим гарантии частной собственности, является французская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 года. В ней частная собственность представлена естественным и неотъемлемым, священным и неприкосновенным правом. Вопросам собственности в декларации посвящается раздел «права человека и гражданина», статья 2 которого гласит: «целью всякого политического объединения является сохранение естественных и неотчуждаемых прав человека. Этими правами являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению».

Частная собственность и право на нее признаются высшей ценностью наравне со свободой и безопасностью и являются неотчуждаемым правом человека. При этом в статье 17 Декларации провозглашено, что «так как собственность является неприкосновенным и священным правом, то никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости и при условии справедливости и предварительного возмещения».

Данная декларация вошла в преамбулу конституций Франции 1946 года и 1958 года. Однако частная собственность во Франции имеет как бы дуальный смысл. Так, с одной стороны, она является конституционным понятием и неприкосновенна так же, как и любая другая форма собст­венности, а с другой стороны, общественная собственность имеет прио­ритет над частной.

В правовых актах Франции наблюдается несколько неоднозначное отношение к неприкосновенности частной собственности, которой противопоставляется идея социального государства. В Конституции «Франция является... социальной Республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всем гражданам». Социальное государство, руководствуясь своим трактованием пределов частной собственности, берет на себя обязательство перед обществом обеспечить равенство. В этом плане важно более подробное изучение французского и другого зарубежного конституционного опыта в этой сфере.

Конституция и глобальные экологические проблемы

В настоящее время многие развитые государства, учитывая глобальные климатические изменения, вводят в свои конституции специальные экологические разделы. В этом плане представляет интерес опыт Франции, России и других европейских стран в сфере принятия экологических хартий в качестве составных частей Конституции.

В частности, в конституциях закрепляются общепризнанные принципы экологического права, которые долж­ны соответствовать потребностям взаимодействия общества и природы. Это:

во-первых, объективная обусловленность (правовой принцип только тогда можно признать верным, когда он соответствует природе, истории и обществу);

во-вторых, историческая обусловленность (с изменением государственной политики и государственного строя меняются принципы правового регулирования. Если ранее земля и природные объекты находились в исключительной собственности государства, то в последующем они могут находиться в частной собственности граждан, т. е. принцип исключительной государственной монополии на природные объекты будет изменен);

в-третьих, системность (классификация всех принципов экологического права на общеправовые (конституционные) принципы, принципы общей части и принципы особенной части экологического права).

Конституция: на пути общества цифрового и информационного

Важнейшей характерной особенностью современного исторического этапа развития человеческой цивилизации выступает формирование цифрового и информационного общества. Информация и знания становятся стратегическими факторами развития, трансформации государственных структур в более экономичные и эффективные структуры власти.

При этом в целях обеспечения конкурентоспособности Узбекистана в условиях, когда многие страны входят в четвертую промышленную революцию, а также развития институтов информационного общества, необходимо рассмотреть вопрос об укреплении конституционно-правовых основ усиления государственной поддержки использования информационных технологий и институтов цифрового конституционализма.

Акмал САИДОВ,
директор Национального центра
Республики Узбекистан
по правам человека.