э.туляков

Одно из негативных последствий бедности для любой страны - сдерживание развития человеческого потенциала, когда недостаток средств на медицинские услуги и образование не дает значительному количеству граждан в полной мере раскрыть свои экономические и социальные возможности. Это тормозит качественное совершенствование производительных сил в стране и экономическую активность населения. В связи с этим с 2020 года в Узбекистане большое внимание стало уделяться борьбе с бедностью.

В частности, в Послании Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису от 24 января 2020 года борьба с бедностью была определена как приоритетная задача. Также отмечалось, что сокращение бедности будет осуществляться посредством комплексной экономической и социальной политики по пробуждению у населения предпринимательского духа, полной реализации внутренних сил и потенциала человека, созданию новых рабочих мест.

В Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения» в целях обеспечения последовательности мер, направленных на повышение уровня жизни населения и дальнейшего совершенствования механизмов по оказанию помощи семьям, нуждающимся в социальной защите, определен ряд задач по борьбе с бедностью.

Институциональный и системный подход

Проводимая в нашей стране в течение последних пяти лет работа, в том числе реформы в социально- экономической сфере, сегодня служат важным фундаментом в борьбе с бедностью.

В частности, в правительстве введена должность заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан по финансово- экономическим вопросам и сокращению бедности. А для последовательного и целенаправленного решения данной проблемы создано Министерство по поддержке махалли и семьи.

В целях внедрения в нашей стране системы реализации оптимальной государственной политики по сокращению бедности Министерство экономики и промышленности преобразовано в Министерство экономического развития и сокращения бедности.

Для повышения качества и количества научных исследований в сфере сокращения бедности на базе Научно-исследовательского института прогнозирования и макроэкономических исследований создан Научный центр по сокращению бедности и изучению благосостояния населения.

Кроме того, принято постановление Кабинета Министров «О мерах по практическому внедрению системы работы «махаллабай» и дальнейшей поддержки предпринимательских инициатив населения» от 19 марта 2021 года. В частности, в документе определены такие критерии, как система работы «махаллабай» и «хонадонбай», а также реализация новых предпринимательских проектов.

Следует отметить, что в текущем году принят и введен в действие ряд нормативно-правовых актов по борьбе с бедностью. В частности, постановлением Президента «О Государственной программе создания новых рабочих мест и содействия занятости населения на 2021 год» от 28 апреля 2021-го принята Государственная программа по созданию 457 127 постоянных рабочих мест и оказанию органами по труду содействия в занятости 513 575 граждан.

В целях дальнейшего углубления реформ 3 декабря 2021 года были приняты Указ Президента «О приоритетных направлениях государственной политики по развитию предпринимательства, обеспечению занятости населения и сокращению бедности в махалле» и постановление главы государства «О мерах по организации деятельности помощников хокимов по вопросам развития предпринимательства, обеспечения занятости населения и сокращения бедности в махалле». Согласно этим документам в махалле налажена деятельность помощников хокимов районов (городов) по вопросам развития предпринимательства, обеспечения занятости населения и сокращения бедности. Созданы Агентство по работе махаллабай и развитию предпринимательства, его региональные управления и центры по работе махаллабай и развитию предпринимательства в составе хокимиятов районов (городов). Важность этих действий обусловлена тем, что они направлены на устранение социальных проблем населения и системную борьбу с бедностью.

В целях социальной поддержки населения и организации адресной деятельности глава государства инициировал создание «женской» и «молодежной» тетрадей.

За прошедший период установлены прочные связи с международными организациями (Программа развития ООН, Шанхайская организация сотрудничества, ЮНИСЕФ и не только), финансовыми институтами (Всемирный банк, Азиатский банк развития) по сокращению бедности в Узбекистане. Также установлены контакты с научными центрами стран, имеющими передовой опыт в данном направлении (Китайский международный центр по сокращению бедности).

В условиях пандемии совместно с представителями четырех секторов, махаллинских органов, широкой общественности и депутатами на местах организована система «железная тетрадь» - список малоимущих граждан и нуждающихся в материальной помощи семей.

Итоги 2021 года

В течение года проведена плодотворная практическая работа по трудоустройству и профессиональной подготовке малообеспеченного и безработного населения. В частности, в целях обеспечения постоянной занятости этой категории граждан путем обучения (на выбор из 30 видов профессиональной деятельности, востребованной на рынке труда) в республике созданы 68 учреждений, 15 моноцентров «Ишга мархамат», 53 центра профессионального обучения, способные охватить в общей сложности 70 тысяч безработных.

Кроме того, в 11 негосударственных образовательных учреждениях налажено обучение в среднем 800 незанятых граждан в год по 21 виду профессий, пользующихся высоким спросом на рынке труда.

Если в 2018-м обучено 20,5 тысячи неработающих граждан, то к 2021 году этот показатель (за первые 9 месяцев) составил 98 тысяч, то есть увеличился почти в пять раз.

На основе системы работы «махаллабай» осуществлен целый ряд эффективных мероприятий. В частности, обеспечена занятость 658 тысяч человек (или 76,5 процента) из 1,6 млн трудоспособного безработного населения. Из 197,3 тысячи человек, изъявивших желание обучаться профессиям и предпринимательству, обучены 170,2 тысячи (86,3 процента).

Выявлено 346,9 тысячи субъектов, имеющих желание осуществлять и расширять предпринимательскую деятельность. В настоящее время 304,4 тысячи из них выделено в общей сложности 7280,6 млрд сумов кредитных средств и создано 343,3 тысячи рабочих мест.

В результате проведенных в махаллях проверок определено: в состоянии ремонта в общей сложности находятся 5,8 тысячи объектов социальной сферы. В частности, из них отремонтировано 2,5 тысячи на общую сумму 2,6 трлн сумов. Приведены в должное состояние также 832 учреждения дошкольного образования, 1241 общеобразовательная школа, 325 учреждений здравоохранения, 76 спортивных и 219 других социальных объектов.

В целях вывода системы работы «махаллабай» на новый уровень введена должность помощника хокима района (города) по вопросам развития предпринимательства, обеспечения занятости населения и сокращения бедности.

В результате этой деятельности более чем для 1 млн 802 тысяч жителей разных регионов республики проведена питьевая вода, а также улучшено обеспечение ею более чем 4 млн 780 тысяч жителей в 1738 населенных пунктах.

Обеспеченность населения республики питьевой водой выросла с 61,5 до 70 процентов.

С 1 января 2021 года запущена новая система оценки профессиональной квалификации выпускников моноцентров «Ишга мархамат» и центров профессионального обучения на основе стандартов WorldSkills, а также осуществляется выдача успешно прошедшим обучение выпускникам паспортов Skills, признанных в республике и за рубежом. А это в свою очередь будет способствовать не только подготовке кадров, обладающих навыками, соответствующими требованиям высококонкурентного рынка труда, но и росту профессионализма наших граждан и соответственно уровня их заработной платы.

Меры, предусмотренные в 2022-м

В расходной части проекта бюджета на следующий год определены приоритетные меры по развитию человеческого капитала, дальнейшему усилению социальной защиты, сокращению бедности, созданию рабочих мест, улучшению условий жизни населения в регионах.

Исходя из приоритетности 45 процентов средств согласно проекту Государственного бюджета направляются в сферу образования. В частности, с учетом увеличения количества мероприятий и числа воспитанников в дошкольных образовательных организациях объем выделяемых средств увеличен на 2,2 трлн сумов по сравнению с текущим годом и составляет 8,7 трлн сумов, на народное образование - 30,3 трлн сумов (на 6,5 трлн сумов больше), на среднее специальное и высшее - 7,5 трлн сумов (на 3,1 трлн сумов больше).

В 2022 году на здравоохранение запланировано выделить 22,6 трлн сумов, или 11 процентов от общих расходов.

Число нуждающихся семей, получающих социальные пособия, увеличится до 1 миллиона 440 тысяч (в 2021-м - около 1,2 млн), охватив 16,5 процента от общего числа. Пять процентов бюджетов районов и городов (то есть 1,4 трлн сумов) будут направлены через портал «Открытый бюджет» на финансирование предложений, выдвинутых непосредственно гражданами. Это обеспечит участие населения в решении проблем на местах, а также тесный мониторинг работы в данном направлении.

Следует отметить, что в нашей стране ускоренными темпами проводится политика цифровизации, направленная на повышение благосостояния населения. В результате сегодня можно пользоваться государственными услугами, не выходя из дома. Это позволяет эффективно, без затрат использовать имеющиеся ресурсы.

* * *

Сокращение бедности - важная задача каждого государства. Узбекистан также разрабатывает и реализует стратегические планы в важном сегменте социальной политики. Поэтому помощь, оказываемая населению, охваты[1]вала всех нуждающихся, активно вовлекая в трудовую деятельность большую часть малообеспеченных граждан и социально уязвимых категорий.

Элдор Туляков,

Исполнительный директор

Центра “Стратегия развития”