м.джалалов

Музаффар Джалалов,
и.о. ректора Университета Инха в Ташкенте

IT-образование в последние годы стало наиболее востребованным на рынке труда во всех странах мира. Это актуализирует проблему подготовки и привлечения высококвалифицированных специалистов, что является одной из сложных задач не только для работодателя, но и государства в целом.

В эпоху строительства Нового Узбекистана по инициативе Президента страны создаются необходимые условия по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства. Так, утвержденная в 2020 году Стратегия «Цифровой Узбекистан-2030» устанавливает приоритеты и определяет меры по осуществлению цифровой трансформации: привлекаются иностранные инвестиции, повышается качество национальной ИКТ-инфраструктуры, реализуется концепция «умного» города в регионах, совершенствуются навыки и компетенции специалистов в сфере цифровых технологий.

 

Создание благоприятных условий для ускоренного внедрения цифровых инноваций и предпринимательства регулируются Стратегией инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы и Стратегией развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы. Также разработана Стратегия развития искусственного интеллекта, которая предусматривает разработку онлайн-базы данных на государственном языке, предоставляя информацию в области ИИ населению, особенно молодежи.

Человеческий капитал - самый ценный ресурс современного общества. В республике проживает около 35 млн человек, из них 18 млн (более 60%) - молодые люди в возрасте до 30 лет. По предварительным прогнозам, к 2030 году население Узбеки­стана увеличится до 40 млн человек, из которых при сохранении тенденции 24 млн будет составлять молодежь. Кроме того, Президент поставил задачу превратить Узбекистан в региональный IT-центр. В связи с этим огромное внимание уделяется привлечению молодежи в сферу IT-образования.

Необходимо отметить, что в 2019 году создан Технологический парк программных продуктов и информационных технологий (IT Park) для стимулирования разработки конкурентоспособных на глобальном уровне программных продуктов и создания в Узбекистане кластера аутсорсинга бизнеса в сфере ИКТ.

В IT Park также находится и IT-Академия, которая предлагает обучение в области цифровых технологий. Одним из основных проектов является «Один миллион программистов», в рамках которого проводятся курсы программирования. На данный момент получили профессиональные компетенции свыше миллиона молодых людей.

Для распространения знаний и преодоления разрыва между городом и селом по всей стране создано 26 центров по подготовке специалистов в области информационных технологий. Совместно с частным сектором правительство запустило платформу RoboTech для преподавания робототехники в государственных школах.

За последние пять лет количество университетов достигло 160 и согласно Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года это число вырастет до 200. Также создана единая интегрированная электронная система (HEMIS), которая создана в рамках проекта Всемирного банка. Она включает базу данных всех студентов по республике (в том числе частные и международные вузы), их посещаемость и успеваемость, а также преподавателей страны, электронные ресурсы, академические программы, образовательный контент и не только.

Важно отметить решение главы государства о предоставлении с 2021 года 35 ведущим государственным вузам страны академической и финансовой независимости, что позволило им самостоятельно вести свою политику. Это ускорит их развитие и интеграцию в международное сообщество.

Кроме того, создается первый цифровой университет IT-Park University с трехгодичной программой. До этого два года назад были открыты смешанные цифровые частные вузы Japan Digital University и International Digital University.

Цифровое образование в Университете Инха в Ташкенте (УИТ), созданном в 2014 году в качестве первого образовательного учреждения Республики Корея за рубежом, предполагает внедрение цифровых технологий в непрерывный процесс подготовки международных IT-специалистов. Данный инновационный выбор обучения подразумевает не только использование современного технического оснащения или программного продукта, но и кардинальное изменение существующих электронных платформ с применением ИИ и с целью сделать учебные программы более гибкими и востребованными для работо­дателей.

Необходимо отметить, что после государственной и международной аттестации и аккредитации УИТ является одним из драйверов цифровизации образования страны. Университет продолжает взаимодействовать с работодателями в подготовке конкурентоспособных IT-кадров, уже начавших цифровую трансформацию своей деятельности.

Цифровой подход к реализации таких направлений, как виртуальный ректорат, академическое управление, прием абитуриентов, ресурсный центр, услуги преподавателям, контроль студенческой деятельности, открывает возможность постоянно совершенствоваться по принципу услуг «Единое окно» как с физическим присутствием, так и с использованием информационных ботов. В настоящее время реализуется проект по расширению возможностей ID-карты учащихся для оплаты общественного транспорта и других услуг.

Кроме того, университет - одно из первых образовательных учреждений, открывших собственный дата-центр по стандарту Tier II и предоставляющих различные услуги хостинга и коллокации.

Дальнейшая цифровая трансформация университета, соответствующая требованиям будущего, должна быть конкурентоспособной, борющейся за внимание новых потребителей IT-кадров на рынке труда. Подобная концепция цифровой трансформации университета отражена в новой стратегии ИНХА - 2025.

Отметим несколько важнейших задач университета.

  • Создание новых востребованных учебных курсов и международных программ. Открытие до 2024 года IT-школы при Центре непрерывного образования университета, а также киберспортивных лабораторий для студентов и учащихся специализированных школ.
  • Открытие факультетов бакалавриата Data Science и магистратуры по компьютерной и программной инженерии.
  • Совершенствование сотрудничества с BPO-компаниями, а также обустройство коворкинг- и колернинг-зон в стиле open space для студентов.
  • Стимулирование одаренных студентов с использованием возможностей стартап-проектов и венчурного финансирования, реализуемых в Инкубационном центре университета с привлечением спонсоров, а также создание венчурных фондов.
  • Внедрение в учебный процесс курсов академий Coursera, Udemy, SAP, Oracle, Cisco, IBM.

Важное значение в подготовке IT-кадров имеет и партнерское сотрудничество с производственными и государственными учреждениями. Так, на примере совместной деятельности с Алмалыкским горно-металлургическим комбинатом смогли проследить, какие навыки требует от сотрудников новая цифровая среда и как обучение в вузе подстраивается под критерии, предъявляемые к специалистам разного профиля.

В прошлом году в Университете Инха в Ташкенте был дан старт пилотному корпоративному курсу Oracle Database и Oracle Business Intelligence. Аналогичные программы для государственных учреждений (министерств внутренних дел и обороны, Национального банка внешнеэкономической деятельности, местных органов власти) стали поэтапными проектами образовательного сотрудничества.

Хотелось бы также отметить, что цели цифровизации сферы образования, поставленные два десятилетия назад, не теряют своей актуальности, а напротив, становятся все более необходимыми в современном мире.

Цифровизация образовательного процесса предлагает использование соответствующих прорывных технологий, наделение обучающихся правом на собственный поиск и обработку информации.

Базисом цифровой трансформации служит технологический прогресс, который стимулирует смену эпох развития цивилизации. Особая ответственность лежит на системе образования, которую мы должны системно развивать и совершенствовать.