мининфоком

В настоящее время приоритетными задачи последовательного социально-экономического развития Узбекистана является широкое внедрение ИКТ и цифровых технологий. Цифровые технологии – это эффективный инструмент, способный обеспечить качественное реформирование органов государственного управления, отраслей экономики и сфер общественной жизни.

Необходимо отметить, что за поледние годы были приняты ряд основополагающих документов, заложивших нормативно-правовой фундамент дальнейших цифровых реформ, которые в настоящее время доказали важность мер по широкому внедрению цифровых технологий в сферу государственного управления, госуслуг, торговли.

28 апреля 2020 г. было принято Постановление Президента Узбекистана «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства» за №ПП-4699. В данном документе предумотрены нормы, связанные с широким внедрением цифровых технологий в работу отечественных предприятий и государственных служб, подготовкой IT-специалистов, комплексной поддержкой IT-предпринимательства и многие другие.

Логическим продолжением этих реформ стал Указ Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2020 года «Об утверждении Стратегии «Цифровой Узбекистан – 2030» и мерах по ее эффективной реализации». В масштабный программный документ включены «дорожные карты» по цифровой трансформации приоритетных экономических отраслей и регионов до 2030 года.

Одним из главных качественных показателей развития отрасли выступает развитие IT-рынка и создание максимальных возможностей для IT-предпринимателей.

В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О телекоммуникациях» операторы, провайдеры, юридические и физические лица, осуществляющие инвестиционную деятельность в сфере телекоммуникаций, а также изготовители и поставщики оборудования получают равный доступ к участию в создании
и развитии сетей телекоммуникаций и рынка услуг.

С ростом потребности на цифровые услуги за последние 5 лет рынок услуг ИКТ вырос в 2,2 раза, с 8,1 трлн. сум в 2017 году до 17,8 трлн. сум в 2021 году.  

В отрасли ИКТ в настоящее время осуществляют свою деятельность 11 119 субъектов предпринимательства, из них 3 850 предоставляют услуги по компьютерному программированию. Количество предприятий с участием иностранного капитала составило 534 единиц.

Принимаемые меры по совершенствованию деятельности поставщиков цифровых услуг и поддержке их деятельности

1. Совершенствование процедур в сфере лицензирования

В процессе совершенствования сферы лицензирования для операторов и провайдеров телекоммуникаций предоставлены следующие льготы:

а) упрощены процедуры лицензирования;

при получении лицензий сокращено количество необходимых документов (копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, нормативные правовые документы, необходимые для проведения проектных, строительных работ, заключения соответствующих органов о соблюдении требований санитарных и противопожарных норм, копии дипломов о высшем образовании и трудовых книжек специалистов по проектированию и строительству сетей телекоммуникаций);

б) выдача лицензий на неограниченный срок действия (за исключением использования и оказания услуг сетей подвижной радиотелефонной (сотовой) связи и распределительных сетей телерадиовещания);

в) принятие заявлений и выдача лицензий осуществляется в электронной форме через портал единых интерактивных государственных услуг my.gov.uz, при этом взимание платежей осуществляются в размере 90 процентов причитающейся суммы;

г) в целях создания большего удобства для субъектов малого предпринимательства с 1 января 2021 года аннулированы следующие лицензии:

предоставление услуг сети передачи данных общими точками доступа, в том числе общими точками доступа субъектов малого предпринимательства в сельской местности (интернет-кафе);

оказание услуг субъектами малого предпринимательства в сельской местности через местные сети телекоммуникаций;

оказание услуг субъектами малого предпринимательства в сельской местности по сетям междугородной связи;

предоставление услуг субъектами малого предпринимательства в сельской местности по международным сетям телекоммуникаций;

д) количество лицензий уменьшено в 3 раза путем выдачи единой лицензии на проектирование и (или) строительство трех сетей электросвязи (местной, междугородной, международной сети), в 2 раза путем выдачи двух сетей телекоммуникаций (местной и междугородной сети телекоммуникаций) на пользование и/или оказание услуг.

Количество выдаваемых лицензий уменьшилось, а размер государственной пошлины, взимаемой за совмещенный лицензируемый вид деятельности, был сохранен на уровне минимального размера государственной пошлины, установленного для вида деятельности, который аннулируется путем слияния.

В настоящее время разрабатывается проект закона, предусматривающий уменьшение до 50 процентов и внедрение оплаты в рассрочку в течение года суммы установленной государственной пошлины за проектирование и строительство, эксплуатацию и оказание услуг сетей распространения (трансляции) теле- и радиопередач.

При этом предусматриваются отдельные размеры государственной пошлины за:

проектирование и строительство сетей распространения (трансляции) теле- и радиопередач;

распространение (трансляцию) теле- и радиопередач в масштабе страны или распространение (трансляцию) региональных теле- и радиопередач;

распространение радиопередач.

В целях всесторонней поддержки участников рынка услуг информационно-коммуникационных технологий, широкого вовлечения оператор и провайдеров, а также частных предпринимателей в развитие телекоммуникационной инфраструктуры в отдаленные и сельские населенные пункты, туристические и рекреационные зоны, вдоль магистральных автомобильных и железных дорог, а также сетей беспроводного широкополосного доступа к сети Интернет соответствующими актами Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров предоставлены ряд налоговых льгот и преференций.

В настоящее время количество лицензиатов составляет 1 015 единиц, количество выданных лицензии 2 089 единиц.

2. Предоставление налоговых льгот и преференции в сфере ИКТ для субъектов предпринимательства в сфере телекоммуникаций

Операторам и провайдерам телекоммуникаций, обеспечившим создание телекоммуникационной инфраструктуры для бюджетных организаций, находящихся в отдаленных и сельских населенных пунктах, на условиях государственно-частного партнерства предоставлены гарантии в течение 10 лет:

при исчислении налога на прибыль и единого налогового платежа операторов и провайдеров телекоммуникаций налогооблагаемая база уменьшается на сумму средств, направляемых на создание объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры для бюджетных организаций и государственных унитарных предприятий в отдаленных и сельских населенных пунктах;

предоставление бюджетными организациями и государственными унитарными предприятиями в отдаленных и сельских населенных пунктах на безвозмездной основе площадей и инфраструктуры для размещения средств телекоммуникаций, предназначенных для обслуживания данной организации и других юридических лиц, а также населения в данном регионе (ПП-4329).

В качестве дополнительных мер по совершенствованию механизмов реализации природного газа и электрической энергии, совершенствования системы учета природного газа и электрической энергии, предотвращения потерь, а также обеспечения своевременного и наиболее полного взимания платежей за потребление энергоресурсов посредством широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий (М2М услуги) в соответствии с «Положением о порядке исчисления и уплаты юридическими лицами, оказывающими услуги мобильной связи (сотовыми компаниями), платы за использование абонентского номера» (регистрационный № 2329 от 21 февраля 2012г.) номера, используемые в системе контроля и учета энергоресурсов, не являются объектом платы за использование абонентского номера.

Кроме того, сумма платы за использование номера абонента вычитается в соответствии со статьей 305 Налогового кодекса Республики Узбекистан при определении налогооблагаемой прибыли по налогу на прибыль.

 Для создания наиболее благоприятных условий для развития туристического потенциала республики, в первую очередь за счет активного привлечения инвестиций, внедрения инновационных идей и технологий в данную сферу, а также всестороннего использования имеющихся возможностей и ресурсов богатого природного, культурного и исторического наследия страны установлено, что:

с 1 января 2018 года уменьшается налогооблагаемая база хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по продаже туристских продуктов и/или онлайн-бронирования туристских услуг, на сумму расходов, направляемых на внедрение электронных услуг, включая электронные платежи, бронирование, эквайринг и другие, а также специализированных интернет-сайтов и порталов, предлагающих современные виды туристских услуг;

налогооблагаемая база хозяйствующих субъектов, установивших на своей территории зоны бесплатного беспроводного доступа к сети Интернет (Wi-Fi), в том числе по единому налоговому платежу, уменьшается на сумму расходов, направленных на закупку оборудования и приобретение интернет-трафика для развертывания зоны беспроводного доступа соответствующего качества;

операторам, провайдерам и другим хозяйствующим субъектам, создавшим в общественных местах зоны бесплатного беспроводного доступа к сети Интернет (Wi-Fi), предоставляется право на установку рекламного баннера или растяжки площадью не более 18 кв. м в данной зоне на безвозмездной основе и без получения разрешения соответствующих органов государственной власти на местах (УП-5326).

Вне зависимости от мощности сигнала эксплуатационный сбор и оплата за использование радиочастотного спектра для беспроводной передачи данных по технологии Wi-Fi в полосах радиочастот 2400 – 2483,5 МГц и 5000 – 5999 МГц не взимается (ПП-4329).

Начиная с 1 апреля 2022 года пользователям радиочастотного спектра предоставляется право на совместное использование радиочастотного спектра в соответствии с соответствующими разрешениями органов радиочастотного вещания (ПП-104).

3. Льготы по налогу на имущество и земельному налогу юридических лиц.

Производителям энергии из возобновляемых источников предусмотрены льготы в виде освобождения от уплаты налога на имущество в части установок по производству энергии из возобновляемых источников и земельного налога по участкам, занятым этими установками, вырабатывающим энергию с применением установок по производству энергии из возобновляемых источников (номинальной мощностью 0,1 МВт и более), сроком на 10 лет (Статьи -414, -428 НК РУз).

С 1 апреля 2022 года предусмотрено освобождение от налога на имущество юридических лиц и земельного налога с юридических лиц антенно-мачтовых металлоконструкций, расположенных в сельской местности, включая конструкции, установленные на них и являющиеся их неотъемлемой частью, а также занимаемых ими земельных участков (ПП-104).

Также 1 февраля 2022 года до 1 января 2025 года освобождаются от таможенных пошлин технологическое оборудование, материалы, программное обеспечение и запасные части, ввозимые операторами и провайдерами телекоммуникаций, не производимые в Республике Узбекистан, по перечням, формируемым в установленном порядке, в рамках проектов по внедрению телекоммуникационной инфраструктуры (ПП-104).

4. Акцизный налог

Для операторов мобильной связи ставка акцизного налога на услуги мобильной связи снижается с 1 января 2022 года до 10 процентов, а начиная с 1 января 2023 года услуги мобильной связи не подлежат обложению акцизным налогом (ПП-4986).

С 1 января 2022 года ставки акцизного налога на услуги мобильной связи для операторов мобильной связи установлены в размере 10 процентов (ПП-104).

5. Налоговые льготы в сфере информационных технологий

Проводимые за последние годы поэтапные реформы по внедрению информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) во все сферы государственного управления и предоставления государственных услуг позволили добиться значительного прогресса в продвижении информационных услуг, развитии и реализации системы «электронное правительство», создании эффективных механизмов налаживания диалога с народом и своевременного решения насущных проблем населения на местах.

Для формирования и активного развития высокотехнологичных отраслей экономики, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий, дальнейшего углубления интеграции науки, образования и производства в данной отрасли актуальным решением было создание Технологический парк программных продуктов и информационных технологий на принципе экстерриториальности в пределах территории Республики Узбекистан с размещением резидентов Технопарка на всей территории республики.

В целях создания благоприятных условий разработчикам и заказчикам продуктов информационных технологий, увеличения экспорта продукции ИКТ резидентам Технопарка предоставлены дополнительные льготы и преференции, предусматривающие в срок до 1 января 2028 года освобождение от уплаты:

- всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды, а также социального налога;

- таможенных платежей (за исключением таможенных сборов) за ввозимые для собственных нужд оборудование, комплектующие части, детали, узлы, технологическую документацию, программное обеспечение, не производимые в Республике Узбекистан, по перечням, утверждаемым в установленном порядке.

Кроме того, доходы в виде оплаты труда, полученные до 1 января 2028 года работниками по трудовым договорам с резидентами Технопарка облагаются налогом на доход физических лиц по фиксированной ставке 7,5 процента и не включаются в объем совокупных годовых доходов физических лиц, определяемых в целях налогообложения (УП-5099).

В качестве дополнительных преференций начиная с 1 апреля 2022 года сумма отчислений (1 процент от совокупного дохода), ежемесячно вносимых резидентами в Дирекцию технологических парков программных продуктов и информационных технологий, при превышении годового объема экспорта услуг в области информационных технологий на 10 миллионов долларов США снижается на 25 процентов, на 20 миллионов долларов США – на 50 процентов (ПП-104).

Для покрытия расходов на профессиональное обучение молодежи с инвалидностью в негосударственных образовательных организациях, формирование у нее профессиональных навыков, обучение информационным технологиям, практике компьютерного программирования, общеобразовательным дисциплинам и иностранным языкам, а также, при необходимости, расходов на проживание и транспортных расходов выделение субсидий до 50-кратного размера базовой расчетной величины (ПП-92).

Налоговым кодексом Республики Узбекистан предусмотрено освобождение от налогообложения оборот по реализации услуги по дополнительному образованию, оказываемых образовательными учреждениями (организациями), а также организациями, осуществляющими переподготовку и повышение квалификации кадров.

В настоящее время 747 субъектов предпринимательства стали резидентами IT-парка.

6. Поддержка технологических инноваций

Налоговым кодексом Республики Узбекистан также предусмотрено освобождение от налогообложения оборота по реализации научно-исследовательских и инновационных работ, выполняемых за счет средств бюджета. Указанное освобождение от налогообложения применяется при наличии заключения соответствующего финансового органа о выделении средств из бюджета.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что все последовательно предпринимаемые меры стимулируют развитие рынка цифровых услуг.

Проводимые сегодня в Узбекистане комплексные цифровые реформы направлены на осуществление главных целей – обеспечение доступности цифровых услуг для населения, повышение цифровых навыков, а также широкое внедрение цифровых технологий в органах государственного управления и отраслях экономики.

7. Перспективные задачи по развитию сферы ИКТ

1. Увеличение объёмов услуг ИКТ к 2026 году в 2,3 раза с 17,8 трлн. сум в 2021 году до 40,6 трлн. сум в 2026 году);

2. Обеспечение экспорта услуг ИКТ в размере 500 млн. долл. США в 2025 году и 1 млрд. долл.США в 2028 году;

3. Направление на развитие цифровой инфраструктуры инвестиций в размере более 1 млрд. долл. США.