K Abdurakhmanov

Каландар Абдурахманов - академик.

Выступая на церемонии открытия состоявшегося недавно в столице второго Ташкентского международного инвестиционного форума, Президент Шавкат Мирзиёев особо отметил, что требования Всемирной торговой организации полностью соответствуют сути наших реформ и мы нацелены на скорейшее вступление в эту авторитетную организацию. Так что нам даст членство в ВТО?

Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомним об истории ВТО, ее организационной структуре, целях и задачах.

В унисон целям реформ

Основа для создания Всемирной торговой организации была заложена в январе 1995 года. Сейчас в ВТО 164 страны. В частности, большинство государств — членов ООН также вступило в нее.

Нормативно-правовую базу организации составляют более десяти соглашений разного направления. Выполнение требований этих документов считается обязательным для всех членов ВТО, и государства, желающие вступить в нее, обязаны привести свое национальное законодательство в соответствие с ними.

Во Всемирной торговой организации решения принимаются методомконсенсуса — путем голосования всеми государствами-участниками. В положении указано, что принятие решений большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было. Согласно правилам, решения на высшем уровне принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. 

Генеральный совет, находящийся в подчинении Министерской конференции, отвечает за выполнение текущей работы и собирается раз в год в Женеве, где находится штаб-квартира Всемирной торговой организации. В собраниях участвуют представители стран-участниц, послы. При генеральном совете находятся специальные органы — по анализу торговой политики и по разрешению споров, в которых работают 650 сотрудников. Кроме того, в составе совета имеются комитеты: по торговле и развитию, по ограничениям, связанным с торговым балансом, по бюджету, финансам и административным вопросам. Действуют также советы по торговле товарами,услугами, по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

На долю стран — членов Всемирной торговой организации приходится 95 процентов мировой торговли. Основной ее задачей является обеспечение стабильного развития стран-членов через упорядочение и расширение свободных и прозрачных торговых отношений, улучшение жизни людей. Это, как отметил глава нашего государства, полностью соответствует целям экономических реформ, осуществляемых в Узбекистане.

Рынки и система торговли

Рассматривая динамику наших торговых связей с зарубежными государствами, можно увидеть, что, в частности, раньше половина экспорта нашей страны приходилась на хлопковое сырье. После того как мы полностью отказались от экспорта сырья, в четыре раза увеличился экспорт готовой одежды. По итогам прошлого года экспорт текстильной продукции превысил три миллиарда долларов. В результате присоединения Узбекистана к системе «GSP+» отправка готовой продукции на рынки Европы увеличилась в 1,5 раза. Членство в ВТО откроет для нас еще более широкие возможности для увеличения доли готовой продукции во внешней торговле.

Узбекистан поставил перед собой цель — в предстоящие три года увеличить экспорт готовой продукции в два раза. Единственным путем для этого является членство во Всемирной торговой организации. Оно даст возможность наладить справедливую систему торговли с развитыми странами и открывать стабильные рынки.

Заявку для вступления в ВТО Узбекистан подал еще в декабре 1994 года. Однако по объективным и субъективным причинам этот процесс затих. В 2017 году Президент Шавкат Мирзиёев сообщил, что процедуру вступления в эту организацию необходимо продолжить. За прошедший период сделаны уверенные шаги к цели. Велись двусторонние переговоры с более 50 государствами — членами ВТО. В рамках данного процесса в марте было проведено шестое заседание специальной рабочей группы.

Одной из основных целей ВТО является усиление самозащиты и отмена применения протекционизма. Организация предоставляет благоприятную правовую систему для международной торговли. Важные документы, принятые взаимно, возлагают на государства ответственность за ведение своей торговой политики по согласованным критериям. Цель, которая при этом ставится, — оказание производителям продукции и услуг, экспортерам и импортерам содействия в успешном ведении деятельности на мировом рынке.

Выигрыш или потери?

В числе основных функций ВТО — либерализация международной торговли, обеспечение справедливости торговых соглашений, экономический рост и повышение благосостоя­ния народа. С этой же целью она строго требует от стран-членов либерализации своих внутренних рынков. Выполнить эту задачу нелегко — национальные предприятия, которые не в состоянии конкурировать с иностранными предприятиями, выпускающими дешевую и качественную продукцию, могут столкнуться с кризисом.

При этом будет достигнут беспрепятственный товарообмен. Упростятся процессы экс­порта и импорта. ВТО ставит требование прекратить монополию. К тому же есть возможность сокращать расходы на логистику. Наша территория окружена сушей, у нас нет прямого выхода к морю. Потому не можем предлагать на экспортные рынки недорогую продукцию. Если же Узбекистан станет членом ВТО, то в первую очередь снизятся тарифы и до нас дойдет больше продукции.

Членство в ВТО в определенном смысле можно назвать и брендом. В отношении к членам этой организации у инвесторов обычно наблюдается высокий интерес. У них будет закрепляться мысль: «Можете спокойно идти в Узбекистан, теперь там идут необратимые реформы». В нашу страну усилится поток инвесторов, будет создаваться больше рабочих мест.

Основной принцип Всемирной торговой организации — свободная, открытая конкуренция. В настоящее время невозможно добиваться чего-либо за закрытыми дверями. Для этого в первую очередь нужно повысить конкурентоспособность монопольных предприятий. Насколько быстро мы откроем двери и правильно определим внутреннюю политику в разных сферах, насколько эффективно наладим конкурентоспособность и подготовку кадров, настолько же обеспечим и готовность Узбекистана к участию в глобальной экономике.

Конечно, успех любого дела напрямую зависит от созданных в государстве условий, от уровня подготовки к нему. Для этого нужна либерализация экономики и обеспечение одинакового развития отраслей промышленности, регулирование цен и создание оптимальной налоговой системы, сохранение субсидий в отдельных секторах и на производстве, урегулирование стандартизации и сертификации товаров, повышение привлекательности зарубежных инвестиций, нормализация экспортно-импортных таможенных платежей.

Долгая процедура

Процесс становления государства членом Всемирной торговой организации длится в среднем 8—10, а для некоторых государств — 10—15 лет. Узбекистан подал заявку на вступление в ВТО давно, но положительный сдвиг в этом вопросе наблюдается лишь с 2017 года. Управление во многих отраслях при этом 30 лет находится в руках монополистов, отчего страдает экономика Узбекистана.

Наши соседи — Казахстан с 2015 года, Кыргызстан с 1998 года и Таджикистан с 2012 года являются полноправными членами Всемирной торговой организации, почему же тогда Узбекистан до сих пор не вступил в нее?

С прежней моделью экономического развития Узбекистана вступить в ВТО невозможно. Для этого нужно было наладить в стране свободную торговлю, нужна была экономическая политика без монополий и таможенных ограничений. В Узбекистане монополистов еще предостаточно. Кроме того, должны быть отменены повышенные пошлины на импортную продукцию и товары. Тогда на внутреннем рынке появится свободная конкурентная среда.

Процесс вступления в ВТО состоит из нескольких продолжительных этапов. В нем государство-претендент должно провести двусторонние переговоры с организацией и ее членами, должно добиваться договоренностей по спорам, которые будут при этом возникать. Претендент должен имплементировать договоры в свое законодательство. Членство не должно осуществляться поспешно.

Учитывать опыт других

Следует привести пример Китая. Это государство вело сложные переговоры в течение более чем пяти лет и только после этого на основе договоренностей 11 декабря 2001 года стало 143-м членом ВТО. При этом правительству предъявлялся целый ряд сложных требований. В их числе снижение тарифов, сокращение тарифов на необходимую компаниям США промышленную продукцию с 25 до семи процентов, удешевление цен сельскохозяйственной продукции для американских фермеров с 31 до 14 процентов, открытие целого ряда отраслей в таких важных сферах, как банковский сектор, страхование, телекоммуникации, профес­сиональные услуги, ведение системных реформ по вопросам открытости, устранение барьеров для зарубежных компаний, осуществляющих деятельность в Китае, и другие.

Основной проблемой, связанной с членством Китая в ВТО, была не возможность вхождения в рынок, а прозрачность экономического режима, механизм выполнения обязательств по формированию правовой, административной и институциональной системы. На последнем этапе переговоров перед КНР был поставлен еще ряд условий, в частности, отмена системы планирования политики осуществления экспорта и экспортно-импортных целей, прозрачность режима внешней торговли, либерализация лицензирования и си­стемы квот, рынка государственных закупок, разрешение зарубежным деловым людям пользоваться услугами внутреннего рынка, снятие субсидий на экспорт, отказ от финансовой поддержки государственных предприятий, защита сельского хозяйства.

И на Узбекистан со стороны Всемирной торговой организации будут возложены такие же условия — обеспечить открытость в политике и экономике, отказаться от планирования в экспорте-импорте и в других экономических системах, отменить государственную монополию по импорту продукции сельского хозяйства и промышленности. Следование этим условиям является требованием времени и означает уважение правил мировой экономики.

Еще раз обратимся к опыту Китая. После принятия исторического решения страна выиграла в двух вопросах. Благодаря членству в ВТО в условиях мирового финансового кризиса, который начался в 2008 году и продолжается до сих пор, были сняты квоты на дешевые китайские товары. Достигнут экспорт дешевой рабочей силы, благодаря чему в настоящее время 70 миллионов мигрантов, работающих за рубежом, отправляют в Китай примерно 70 миллиардов долларов в год.

Если кратко оценить возможности Узбекистана при членстве в ВТО, то они проявляются в развитии туризма, который за последние годы перенес серьезные реформы, увеличении возможностей интегрирования, сокращении нетарифных ограничений, росте доли прямых инвестиций в экономике, сокращении государственной монополии и других направлениях.

Вполне вероятно, что переговоры Узбекистана с представителями Всемирной торговой организации могут растянуться еще на два-три года. Вопрос о членстве не решится легко, впереди — сложные этапы. Масштабы тем переговоров и проблем настолько широки, что упущение одной из них может привести к новой проблеме. К примеру, должно быть серьезно обсуждено, что у нас еще не закончена приватизация в таких отраслях, как горнодобывающая, нефтегазовая промышленность, энергетика, железнодорожный и воздушный транспорт.

Но самое главное — членство во Всемирной торговой организации прекратит монопольное управление и создаст свободную конкурентную среду. Такой смелый шаг сыграет важную роль в будущем нашей страны.