825__95_452876596.jpg

Новая политическая реальность в регионе, сформированная проактивной, инициативной и конструктивной дипломатией Президента Шавката Мирзиёева, оказала положительное влияние на наращивание взаимодействия по широкому кругу вопросов как между странами Центральной Азии, так и в международном масштабе.

Современный внешнеполитический курс Узбекистана вывел Ташкент на шаги по поиску решений по давно назревшему запросу – активизации и расширению процесса региональной взаимосвязанности в направлении Центральной и Южной Азии.

Такая перспектива позволит придать дополнительный импульс укреплению торгово-экономических, научно-технических, инвестиционных и гуманитарных связей между Центральной и Южной Азией – двумя исторически, культурно-цивилизационно, экономически и географически близкими регионами.

Примечательно, что 15-16 июля в Ташкенте пройдет Международная конференция высокого уровня «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности».

В преддверии этого высокого мероприятия корреспондент ИА «Дунё» обратился за комментарием к руководителю отдела Института стратегических и межрегиональных исследований (ИСМИ) при Президенте Узбекистана Алишеру Кадырову.

- Алишер Кадырович, сегодня в масс-медиа очень широко обсуждается предстоящая конференция. Само её название наводит на вопрос: какова же история взаимосвязанности этих двух регионов?

- Политические и культурные взаимосвязи огромного субрегиона Центральной и Южной Азии уходят корнями далеко в глубь истории. Они восходят к периоду таких империй античности, как Бактрия, Кушанская, Восточный и Западный тюркские каганаты, а также более поздние государства Селевкидов, Сасанидов, появившихся в период после завоеваний Александра Македонского. Все они располагались на огромных территориях, включавших частично или полностью современные территории Центральной и Южной Азии. Именно тогда были заложены основы торговых путей, культурных связей и взаимовлияний между народами двух регионов.

По этому поводу еще античный историк и географ Страбон, ссылаясь на записки греческих путешественников и других авторов, сообщал, что по реке Окс (Амударья) «доставлялись товары через Каспийское море и Черное море в Европу». Благодаря своему удобному географическому положению Центральная Азия стала важным посредником между Западом и Востоком. Купеческие караваны из Индии отправлялись в Центральную Азию, а оттуда индийские товары распространялись в европейских странах.

Однако археологические раскопки Кушанской эпохи (I—IV вв.) и более поздних периодов подтверждают, что Центральная Азия была не только посредником, но и активным торговым партнером Индии. Интересен тот факт, что столица Кушанской империи сначала находилась в Далварзинтепе, это рядом с Термезом. Затем она была перенесена в Пурашапуру – это нынешний пакистанский город Пешавар.

Вехой в развитии контактов регионов стало распространение буддизма. Ученый-буддист из Кашмира Вайрочана был первым миссионером, который привнес буддизм в Центральную Азию и далее он распространился в Китае и других странах.

Культурное взаимодействие приобрело новую силу между регионами в период мусульманского правления. В Центральной Азии буддийские и исламские идеи вместе породили новую, частично синхронизированную школу мысли о едином культурном пространстве, заложили основы толерантности и многообразия культур народов Центральной и Южной Азии. Важно отметить, что кушанской, греко-бактрийский империям было присуще межконфессиональная толерантность. Это видно на монетах той эпохи, где изображались различные божества - греческие, восточные, тюркские. Такого рода исторические факты свидетельствуют о существовании единого культурно-цивилизационного пространства, общей торгово-экономической зоны, основанных на диалоге, взаимопонимании и взаимной выгоде. Именно это явилось основой и ключевым фактором устойчивого развития и всеобщего процветания субрегиона.

- Известно, что Великий Шелковый путь оказал большое влияние на развитие всесторонних связей между народами. Торговля выступала, выражаясь сегодняшним языком, драйвером развития экономик стран. В связи с этим, как складывались торгово-экономические отношения между двумя субрегионами?

- Богатое культурное взаимодействие между Центральной и Южной Азией сопровождалось широкими торгово-экономическими связями.

С древнейших времен, еще до того, как начал функционировать Великий Шелковый путь, между Индостаном и Центральной Азией были сформированы крупные караванные маршруты, которые служили целям развития взаимной торговли.

Уже в III-II тысячелетиях до н.э. возникла разветвленная сеть наземных маршрутов, которые включали доступ в Индию через Афганистан. В свою очередь древние города Центральной Азии были местом пересечения торговых путей из Китая, Европы, Индии, где сходились культуры, торговля и религии.

Открытие Великого Шелкового пути послужил еще большим стимулом для расширения межрегионального торгово-экономического обмена.

На раннем этапе развития Шелкового пути Кушанская империя (I-IV вв) установила политическую и экономическую стабильность на большей части Центральной Азии и распространила свой контроль на индийскую долину реки Ганг на юге. Основанная на торговле экономика кушанов обеспечивала устойчивый поток товаров, людей и культур через два региона.

В более позднем развитии Шелкового пути и в период расцвета его торговли (13 в. и первая половина 14 в.) важные второстепенные пути на Индийский субконтинент были частью основного южного маршрута. В этот период Кашгар стал новым перекрестком Азии, и отсюда маршруты снова разделялись, направляясь через Памир в Самарканд, а оттуда на юг, на Индийский субконтинент. По маршруту торговались многочисленные товары, от золота, драгоценных камней и слоновой кости до экзотических животных и растений.

Оазисы Центральной Азии Бухара и Самарканд были центрами, от которых отходили ответвления Великого Шелкового пути. Южное направление Шелкового пути проходило через северную Индию.

Во времена Империи Великих Моголов (1526-1857) на Индийском субконтиненте торговые и культурные связи с Центральной Азией процветали, особенно при императоре Джахангире (1569 - 1627). Основные караванные пути проходили через перевал Хайбер и Болан в Кашмир, Афганистан и обширную территорию Туркестана.

Об этом также писал в средние века арабский путешественник Ибн Батута. Среднеазиатские купцы, по сведениям Ибн Батуты, доставляли лошадей, соколов, сухие и свежие фрукты, шелк, меха, хлопок и драгоценные металлы, с индийской стороны - специи, чай, ткани и драгоценные камни, лекарственные травы.

Индийские медицинские исследования были широко известны вЦентральной Азии. Такие тексты по медицине, как Чарака и Сусрата, были переведены на арабский и местные языки. Часто путешественники из Индии привозили с собой лекарства. Знаменитый врач из Герата Абу Мансур Мавафак признавался, что принял индийский способ обучения, «поскольку индийцы очень проницательные в медицинских науках и более точные в своих исследованиях».

-Вы отметили, что имелись довольно широкие и разнообразные связи между народами двух регионов. Исторические данные показывают, что в Центральной Азии существовали крупные диаспоры выходцев из Южной Азии, и наоборот. Не могли бы вы чуть подробнее рассказать об этом?

- Расширение культурно-торговых связей привели к появлению большой индийской диаспоры в регионе Центральной Азии.

В 1832 году, согласно архивным данным, в Бухаре проживало около 300 индийцев. В основном они являлись уроженцами Шикарпура в Синде (Пакистан). Большое количество их проживало в Андижане, Фергане, Намангане, а также в небольших городах и селах Центральной Азии.

В«Путеводителе по Туркестану», изданном в 1903 году в г.Санкт-Петербурге, упоминаются названия 10 крупных торговых фирм Андижана, 2 из которых – Рамби Паша и Рамсу Суфа, были индийскими фирмами, занимавшимися торговлей шелком. В Ходженте (Таджикистан), 6 индийцев занимались бизнесом, связанным с экспортом сухофруктов. Под Ташкентом проживало около 40 индийцев, активно занимавшихся торговлей.

В 1901 году в г.Коканде проживало 52 индийца, а в Намангане и Оше - соответственно 28 и 4 индийца. Во второй половине 19-го века в этом регионе проживало около 8 тысяч индийских поселенцев.

На Индостанском субконтиненте проживали и выходцы из Центральной Азии, хотя их точное количество неизвестно. Они жили в отдельных кварталах или махаллях. Многие из них прибыли в период династии Великих Моголов и были литераторами, занимавшими высокие посты при царственных дворах, ремесленниками, которые внесли заметный вклад в архитектуру. Прекрасным образцом архитектурного мастерства является Тадж-Махал в Агре.

Между Центральной и Южной Азией исторически сложились широкие иглубокие связи во всех многих сферах жизнедеятельности. Имелись и регулярные дипломатические миссии для решения экономических и торговых вопросов.

В настоящее время интересы стран двух великих регионов требуют расширения и углубления взаимосвязанности путем возрождения своего богатого наследия исторических и культурных контактов. Прошлое стран Центральной и Южной Азии в современный период истории можно рассматривать в качестве моста к развитию широкого и значимого взаимодействия регионов.

ISRS Expert: The political and cultural relationships of the vast sub-region of Central and South Asia are rooted deep in history

The new political reality in the region, formed by the proactive, proactive and constructive diplomacy of the President of Uzbekistan Shavkat Mirziyoyev, had a positive impact on building up cooperation on a wide range of issues both between the countries of Central Asia and on an international scale.

The modern foreign policy of Uzbekistan has led Tashkent to take steps to find solutions to a long-overdue request - to intensify and expand the process of regional interconnectedness in the direction of Central and South Asia.

Such a prospect will give an additional impetus to the strengthening of trade, economic, scientific, technical, investment and humanitarian ties between Central and South Asia - two historically, culturally, civilizationally, economically and geographically close regions. 

It is noteworthy that on 15-16 July, Tashkent will host a high-level international conference “Central and South Asia: Regional Interconnectedness. Challenges and Opportunities”.

Taking this into account, on the eve of this high event, “Dunyo” IA correspondent turned for a comment to the head of the department of the Institute for Strategic and Interregional Studies under the President of the Republic of Uzbekistan Alisher Kadyrov.

- Alisher Kadyrovich, today the upcoming conference is widely discussed in the mass media. Its very name suggests the question: what is the history of the interconnection of these two regions?

- The political and cultural relationships of the vast sub-region of Central and South Asia are rooted deep in history. They date back to the period of such empires of antiquity as Bactria, Kushan, Eastern and Western Turkic Khaganates, as well as the later states of the Seleucids, Sassanids, which appeared in the period after the conquests of Alexander the Great. All of them were located on vast territories, including partially or completely modern territories of Central and South Asia. It was then that the foundations of trade routes, cultural ties and mutual influences between the peoples of the two regions were laid.

On this occasion, the ancient historian and geographer Strabo, referring to the notes of Greek travelers and other authors, reported that on the river Oaks (Amu Darya) goods were delivered across the Caspian Sea and the Black Sea to Europe. Due to its convenient geographic location, Central Asia has become an important mediator between the West and the East. Merchant caravans from India went to Central Asia, and from there Indian goods were distributed to European countries.

However, archaeological excavations of the Kushan era (1st-4th centuries) and later periods confirm that Central Asia was not only an intermediary, but also an active trading partner of India. An interesting fact is that the capital of the Kushan Empire was initially located in Dalvarzintepe, near Termez. Then it was moved to Purashapura - this is the current Pakistani city of Peshawar.

The spread of Buddhism became a milestone in the development of regional contacts. Vairochana, a Buddhist scholar from Kashmir, was the first missionary who brought Buddhism to Central Asia and further spread to China and other countries.

Cultural interaction gained new strength between regions during the period of Muslim rule. In Central Asia, Buddhist and Islamic ideas, together gave rise to a new, partially synchronized school of thought about a single cultural space, laid the foundations for tolerance and cultural diversity of the peoples of Central and South Asia. It is important to note that the Kushan, Greco-Bactrian empires were characterized by interfaith tolerance. This can be seen on the coins of that era, where various Deities were depicted - Greek, Eastern, Turkic. Historical facts of this kind testify to the existence of a single cultural and civilizational space, a common trade and economic zone based on dialogue, mutual understanding and mutual benefit. This was the foundation and key factor for sustainable development and shared prosperity in the subregion.

- It is known that the Great Silk Road had a great influence on the development of all-round ties between peoples. Trade was, in today’s language, the driver of the development of the economies of the countries. In this regard, how did the trade and economic relations develop between the two subregions?

- The rich cultural interaction between Central and South Asia was accompanied by extensive trade and economic ties.

From ancient times, even before the Great Silk Road began to function, large caravan routes were formed between Hindustan and Central Asia, which served the purpose of developing mutual trade.

Already in the III-II millennia BC an extensive network of land routes emerged that included access to India via Afghanistan. In turn, the ancient cities of Central Asia were the intersection of trade routes from China, Europe, India, where cultures, trade and religions converged.

The opening of the Great Silk Road served as an even greater impetus for the expansion of interregional trade and economic exchange.

At an early stage in the development of the Silk Road, the Kushan Empire (1st-4th centuries AD) established political and economic stability in most of Central Asia and extended its control to the Indian Ganges valley in the south. The trade-based Kushan economy provided a steady flow of goods, people and cultures across the two regions.

In the later development of the Silk Road and during the heyday of its trade (13th century and the first half of the 14th century), important secondary routes to the Indian subcontinent were part of the main southern route. During this period, Kashgar became a new crossroads in Asia, and from here the routes split again, heading through the Pamirs to Samarkand, and from there southward to the Indian subcontinent. Numerous goods were traded along the route, from gold, precious stones and ivory to exotic animals and plants.

The oases of Central Asia Bukhara and Samarkand were centers from which branches of the Great Silk Road departed. The southern direction of the Silk Road passed through northern India.

During the Mughal Empire (1526-1857), trade and cultural ties with Central Asia flourished in the Indian subcontinent, especially under Emperor Jahangir (1569-1627). The main caravan routes passed through the Khyber and Bolan pass to Kashmir, Afghanistan and the vast territory of Turkestan.

The Arab traveler Ibn Batuta also wrote about this in the Middle Ages. Central Asian merchants, according to Ibn Batuta, delivered horses, falcons, dry and fresh fruits, silk, furs, cotton and precious metals; from the Indian side - spices, tea, fabrics and precious stones, medicinal herbs.

Indian medical research was widely known in Central Asia. Medical texts such as Charaka and Susrat have been translated into Arabic and local languages. Travelers from India often brought medicines with them. The famous physician from Herat, Abu Mansur Mawafak, admitted that he adopted the Indian way of teaching, "because Indians are very shrewd in medical sciences and more accurate in their research."

- You noted that there were quite wide and varied ties between the peoples of the two regions. Historical data show that there were large diasporas of South Asians in Central Asia and vice versa. Could you tell us a little more about this?

- Expansion of cultural and trade ties led to the emergence of a large Indian diaspora in the Central Asian region.

In 1832, according to archival data, about 300 Indians lived in Bukhara. They were mainly natives of Shikarpur in Sindh (Pakistan). A large number of them lived in Andijan, Ferghana, Namangan, as well as in small towns and villages of Central Asia.

The “Guide to Turkestan”, published in 1903 in St. Petersburg, mentions the names of 10 large trading firms in Andijan, 2 of which, Rambi Pasha and Ramsu Sufa, were Indian firms involved in the silk trade. In Khujand (Tajikistan), 6 Indians were engaged in a business related to the export of dried fruits. Near Tashkent lived about 40 Indians who were actively involved in trade.

In 1901, 52 Indians lived in Kokand, and 28 and 4 Indians, respectively, in Namangan and Osh. In the second half of the 19th century. about 8 thousand Indian settlers lived in this region.

Immigrants from Central Asia also lived in the Indian subcontinent, although their exact number is unknown. They lived in separate neighborhoods, or makhallas. Many of them arrived during the Mughal dynasty and were literary men who held high positions at the royal courts, artisans who made a significant contribution to architecture. A fine example of architectural excellence is the Taj Mahal in Agra.

Historically, between Central and South Asia, there have been wide and deep connections in all many spheres of life. There were also regular diplomatic missions to resolve economic and trade issues.

At present, the interests of the countries of the two great regions require expanding and deepening interconnection by reviving their rich heritage of historical and cultural contacts. The past of the countries of Central and South Asia in the modern period of history can be viewed as a bridge to the development of broad and meaningful interaction between regions.