nematУважаемые представители СМИ,

Уважаемые участники брифинга,

Прежде всего, позвольте поблагодарить вас за участие в сегодняшнем брифинге, организованном для доведения до широкой общественности информации об итогах деятельности Министерства иностранных дел за текущий год.

В соответствии с указаниями и поручениями Президента Республики Узбекистан, уважаемого Шавката Миромоновича Мирзиёева, а также исходя из приоритетов Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития страны в 2017-2021 годах, Министерством осуществляется комплексная и системная работа по укреплению независимости и суверенитета Узбекистана, усилению его роли и авторитета на международной арене, формированию максимально благоприятных внешнеполитических условий для эффективной реализации демократических преобразований и экономических реформ в республике, созданию вокруг нашего государства пояса безопасности и устойчивого развития, выстраиванию конструктивных и взаимовыгодных отношений со всеми иностранными партнерами, расширению договорно-правовой базы международного сотрудничества, обеспечению защиты прав и интересов граждан Узбекистана за рубежом и др.

I. Как известно, 11 января этого года под председательством Президента Ш.М.Мирзиёева состоялось совещание с участием дипломатических работников Узбекистана. Данное мероприятие поистине стало важным событием в истории внешнеполитического ведомства, так как глава государства впервые за 26 лет независимости в формате открытого диалога и обмена мнениями обсудил актуальные вопросы внешней политики с дипломатами страны.

Во время встречи, во-первых, был сделан критический анализ работы МИД и его подразделений за рубежом за прошедший период; во-вторых, перед МИД были поставлены конкретные задачи по продвижению внешнеполитических и внешнеэкономических интересов страны. Особый акцент был сделан в выступлении Президента на усиление экономической дипломатии: привлечение прямых иностранных инвестиций, новых технологий и инвестиционных программ в экономику страны, повышение экспортного потенциала, усиление работы по привлечению зарубежных туристов.

Для реализации указанных задач, поставленных перед МИД и дипломатическими представительствами Узбекистана, были приняты Указ Президента РУ «О мерах по коренному совершенствованию системы МИД и усилению его ответственности за реализацию приоритетных направлений внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности», а также Постановление Президента «Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности МИД РУ». В этих документах были определены основные направления деятельности МИД и его загранучреждений, их права и обязанности. Утверждена новая структура МИД.

II. В соответствии с Государственной программой Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в текущем году МИД осуществлялась следующая работа:

1. Под руководством главы государства проводилась комплексная работа по реализации главного внешнеполитического приоритета страны – проведение открытой и конструктивной политики в отношении ближайших соседей, решение проблем Центральной Азии на основе равноправия, взаимного учета интересов и поиска разумных компромиссов.

Удалось найти взаимоприемлемые решения по самым сложным вопросам, таким как рациональное использование водных ресурсов, делимитация и демаркация границ, пересечение пограничных пунктов и развитие приграничной торговли. В результате существенно активизировались торгово-экономические связи между Узбекистаном и государствами Центральной Азии. Средний рост товарооборота с ними за 9 месяцев т.г. составил более 50%.

По оценкам международных экспертов, благодаря открытой и добрососедской политике Узбекистана, осуществляемой под руководством Президента Ш.М.Мирзиёева, за короткий период времени в Центральной Азии создан совершенно новый политический климат, установились дружественная атмосфера и благоприятные условия для развития взаимовыгодного сотрудничества. Состоялись обмены визитами на высшем уровне со всеми странами Центральной Азии.

По итогам первого госвизита главы Узбекистана Ш.М.Мирзиёева в Таджикистан (9-10 марта) были подписаны документы стратегического характера: Совместное заявление об укреплении дружбы и добрососедства и Договор об отдельных участках узбекско-таджикской Госграницы.

Главным итогом ответного госвизита Президента Таджикистана Э.Рахмона в Узбекистан (17-18 августа) стало подписание 26 двусторонних документов.

В ходе госвизита Президента Туркменистана Г.Бердымухамедова в Узбекистан (23-24 апреля) стороны подтвердили готовность к продвижению реализации Договора об экономическом сотрудничестве на 2018-2020 гг., в т.ч. задействовать в полном объеме транзитный потенциал двух стран для кратного увеличения объемов перевозки грузов в страны Европы, Ближнего Востока и Азии.

2. За прошедший период значительно активизировались взаимовыгодные отношения Узбекистана со всеми мировыми и региональными державами. В короткий срок по итогам визитов и переговоров Президента Узбекистана Ш.М.Мирзиёева с зарубежными лидерами на качественно новый уровень поднялись отношения стратегического партнерства с Россией и Беларусью, США, КНР, Францией и другими государствами ЕС, Турцией, Египтом, ключевыми странами АТР и Ближнего Востока.

Показателем растущей динамики международного сотрудничества Узбекистана стали частые и плодотворные контакты на высшем уровне. В январе-ноябре 2018 г. состоялся 21 визит на уровне глав государств, включая 13 визитов Президента Узбекистана Ш.М.Мирзиёева в зарубежные страны (2 госвизита в Таджикистан и Индию, 2 официальных - в США и Францию и 9 рабочих - для участия в многосторонних мероприятиях). Узбекистан посетили лидеры 8 государств (Афганистана, Беларуси, Египта, Казахстана, РФ, Таджикистана, Туркменистана и Турции).

Историческими событиями, по оценкам международных экспертов, явились:

- в рамках госвизита Президента Турции Р.Эрдогана в Узбекистан (29 апреля – 1 мая т.г.), был создан узбекско-турецкий Совет стратегического сотрудничества высшего уровня;

- официальный визит Президента Узбекистана Ш.М.Мирзиёева в США (15-17 мая), который дал мощный импульс развитию узбекско-американского стратегического партнерства. В ходе визита был подписан пакет документов, нацеленных на всестороннее укрепление взаимовыгодных связей в области торговли, образования, науки, сельского хозяйства, энергетики и др. Компании двух стран заключили более 20 крупных контрактов на сумму $4,8 млрд.;

- по итогам официального визита главы Беларуси А.Лукашенко в Ташкент (12-14 сентября) подписано 19 соглашений и 56 торговых контрактов на общую сумму $263 млн.

- в ходе госвизита главы Узбекистана Ш.Мирзиёева в Индию (30 сентября – 1 октября) подписано 20 межправительственных документов и заключены контракты на $3,2 млрд.;

- по итогам официального визита Президента Узбекистана Ш.М.Мирзиёева во Францию (8-9 октября т.г.) подписано 10 документов, достигнуты договоренности об инвестпроектах на сумму €5 млрд.;

- госвизит Президента РФ В.Путина в Ташкент (19-20 октября), по итогам которого подписано 20 межправительственных документов о сотрудничестве в различных областях, в том числе в сфере атомной энергетики и космоса, достигнуты договоренности о реализации инвестпроектов на сумму $26 млрд.

В целом за прошедший период 2018 г. проведены переговоры на высшем уровне с руководителями более 30 государств и международных структур, подписаны 180 двусторонних договоров и соглашений.

Также состоялось 360 визитов на уровне глав правительств, министерств и ведомств, а также международных организаций.

3. Заметно активизировалось сотрудничество с ООН, ОИС, ОБСЕ, ШОС, СНГ и другими международными организациями. В ноябре т.г. Узбекистан стал полноправным членом Международной организации по миграции, успешно сотрудничает с Международной организацией труда.

4. Осуществлена активная работа по продвижению и реализации крупных международных инициатив Президента Ш.М.Мирзиёева. В 2018 году полностью реализовано 10 важных инициатив, выдвинутых главой Узбекистана в рамках ООН, СНГ, ШОС, ОИС и других авторитетных форумов.

Среди них следует особо отметить запуск Консультативных встреч глав государств Центральной Азии – первая такая встреча состоялась в Астане 15 марта т.г., а также следующая будет организована в Ташкенте в апреле 2019 г. принятие ГА ООН специальных резолюций «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе» (22 июня) и «Просвещение и религиозная толерантность» (12 декабря).

Широкое международное признание получило проведение Ташкентской конференции по Афганистану по инициативе Президента Узбекистана и выдвинутые им предложения о путях урегулирования конфликта и привлечению ИРА в региональные экономические проекты.

6-10 сентября 2018 г. в г.Шахрисабзе состоялся первый Международный форум искусства маком, в котором приняли участие представители более 70 стран. По оценкам участников и гостей мероприятия, данный Форум стал большим вкладом в сохранение и развитие уникального узбекского национального искусства макома, ставшего достоянием мировой культуры.

Важным итогом участия Президента Ш.М.Мирзиёева в саммите ШОС в Циндао (9 июня) стала поддержка всеми государствами-членами инициатив руководства Узбекистана о принятии Совместного обращения ШОС к молодежи и Программы действий по его выполнению. Совет глав государств ШОС избрал представителя Республики Узбекистан – Владимира Норова Генеральным секретарем организации.

27 ноября 2018 г. в штаб-квартире ООН в г.Нью-Йорке состоялась мероприятие высокого уровня по созданию Многопартнерского трастового фонда ООН по человеческой безопасности для региона Приаралья. Задачей Фонда является содействие развитию Приаралья посредством объединения усилий Узбекистана, ООН и международного сообщества, мобилизации технических и финансовых ресурсов, привлечения инновационных технологий в регион.

В ноябре 2018 года в г.Самарканде состоялся Азиатский форум по правам человека, посвященный 70-летию принятия Всеобщей декларации прав человека. Форум признан мировым сообществом как глобальное мероприятие социальной значимости, направленное на возвеличивание человеческой свободы и достоинства, укрепление системы защиты интересов и прав человека.

Другим важным свидетельством международного признания проводимых в стране реформ является тот факт, что 11 декабря с.г. Государственный департамент США своим решением официально вывел Узбекистан из списка стран, «вызывающих особую обеспокоенность» в связи с нарушениями религиозных свобод.

5. Самое серьезное внимание и усилия направлены на расширение и диверсификацию экспорта отечественной продукции, привлечение в страну зарубежных инвестиций, развитие туристической отрасли. Экспорт отечественных товаров и услуг за 10 месяцев 2018г. составил $10,3 млрд.

6. До конца текущего года ожидается привлечение и освоение прямых иностранных инвестиций в размере $2,7 млрд. (за весь 2017г. – $2,49 млрд.). В рамках 61 нового проекта на общую сумму $1,6 млрд. уже созданы совместные предприятия и начато освоение прямых иностранных инвестиций. В целом за прошедший период 2018г. создано около 1400 новых совместных и иностранных предприятий.

7. Проведена большая работа по увеличению турпотока в страну. За прошедший период 2018г. Узбекистан посетили около 4 млн. иностранных граждан (рост на 107% по сравнению с 2017г.).

Осуществляется работа по созданию благоприятных условий для привлечения иностранных туристов в страну. Установлен безвизовый режим сроком на 30 дней для граждан 9 государств. Упрощен порядок выдачи виз гражданам 39 стран. Введен порядок выдачи в аэропортах 72-часовых транзитных виз, внедрена система выдачи электронных виз.

8. В фокусе внимания МИД и диппредставительств остается развитие диалога и взаимодействия с соотечественниками. Министерством иностранных дел совместно с соответствующими министерствами и ведомствами разработана Концепция государственной политики Республики Узбекистан по сотрудничеству с соотечественниками, проживающими за рубежом», которая утверждена Постановлением Президента Республики Узбекистан №ПП-3982 от 25.10.2018 г.

Концепция нацелена на создание благоприятных условий для осуществления нашими соотечественниками профессиональной деятельности, а также привлечение их потенциала для поддержки проводимых в Узбекистане масштабных реформ.

Кроме того, выработан и введен в практику механизм интерактивного диалога с соотечественниками, проживающими за рубежом. Только в этом году проведено свыше 160 мероприятий – видеоконференций, брифингов, презентаций и встреч с соотечественниками.

9. Министерством осуществляется последовательная работа по совершенствованию нормативно-правовой основы внешнеполитической деятельности.

Проекты законов «О международных договорах» и «Об утверждении Консульского устава» (в новой редакции), разработанные и внесенные МИД одобрены в ходе 17-го пленарного заседания Сената Олий Мажлиса РУ, состоявшегося 13-14 декабря т.г.

Разработан и находится на завершающей стадии согласования проект «Концепции внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан» в новой редакции.

10. Усилилась работа консульских учреждений по оказанию правовой помощи гражданам Узбекистана за рубежом. Открыты генеральные консульства в гг. Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Владивосток и Алматы. На стадии проработки - открытие генеральных консульств в гг.Ростов-на-Дону (РФ), Актау (РК), Гуанчжоу (КНР) и Ош (КР).

В предстоящем году перед нами стоят очень большие задачи по дальнейшему продвижению внешнеполитического курса главы нашего государства, направленного на эффективную защиту интересов Узбекистана и реализацию важнейших международных инициатив.

Благодарю за внимание.