Активное развитие внешнеэкономических связей Республики Узбекистан во многом зависит от решения существующих проблем развития внешнеторговых перевозок, с которыми сталкивается вся Центральная Азия. Еще академик В. Бартольд отмечал: «Будущее Туркестана зависит от того, какое положение ему будет принадлежать в мировой торговле. Торговое значение Туркестана всецело зависит от развития железнодорожных путей, восстанавливающих значение сухопутной торговли наряду с морской».

После распада СССР число стран, не имеющих выхода к морям, достигло 29, и Республика Узбекистан занимает в этом списке особое положение, так как является одной из двух стран в мире, отделенной от мирового океана, как минимум, территориями двух государств.

До обретения независимости Узбекистан мог осуществлять свои внешнеэкономические связи через три морских порта - в Ильичевске (с выходом в Черное море), Санкт-Петербурге (с выходом в Балтийское море) и Владивостоке (с выходом на порты Дальнего Востока), с соответствующими расстояниями до них от республики 3000, 4300 и 8000 км, что весьма удороживало стоимость транспортировки грузов. Однако за годы самостоятельного развития страны благодаря целенаправленной политике ее руководства ситуация в этом направлении диаметрально изменилась.

В результате активных мер Правительства Республики Узбекистаном и скоординированной работе причастных министерств и ведомств по поиску и эффективному использованию альтернативных транспортных коридоров для транспортировки внешнеторговых грузов, создана и усовершенствуется разветвленная сеть международных транспортных коридоров.

В настоящее время, внешнеторговые грузоперевозки Узбекистана осуществляется по следующим основным транспортным коридорам:

коридор 1 - в направлении портов прибалтийских государств (транзитом через Казахстан и Россию) - Клайпеда (Литва), Рига, Лиепая, Вентспилс (Латвия), Таллинн (Эстония);

коридор 2 - в направлении стран ЕС, через Беларусь и Украину (транзитом через Казахстан и Россию) - погранпереходы Чоп (Украина) и Брест (Беларусь);

коридор 3 - на украинский порт Ильичевск (транзитом через Казахстан и Россию), с выходом на Черное море;

коридор 4 - в направлении Транскавказского коридора (транзитом через Туркменистан, Казахстан и Азербайджан), с выходом на Черное море, который известен как коридор ТРАСЕКА;

коридор 5 - на иранский порт Бандар-Аббас (транзитом через Туркменистан) с выходом на Персидский залив;

коридор 6 - в восточном направлении через казахско-китайский погранпереход (Достык/Алалшанькоу) до восточных портов Китая, а также Дальневосточных портов Находка, Владивосток др.;

коридор 7 - на китайские порты (транзитом через Кыргызстан) с выходом Желтое, Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря.

коридор 8 - в связи с урегулированием афганской проблемы открываются новые перспективы по разработке южных альтернативных транспортных коридоров на иранские и пакистанские порты Бандар-Аббас, Чахбахар (ИРИ), Гвадар и Карачи (ИРП) транзитом через Афганистан.

Серьезным достижением в развитии международных транспортных коридоров стало введение в действие 12 мая 1996 года при активном участии Узбекистана железнодорожной магистрали Теджен-Серахс-Мешхед протяженностью 320 км (с перестановкой колесных пар с колеи 1520мм на 1435мм на станции Серахс), которая открыла новый трансазиатский коридор для выхода стран Центральной Азии на мировой рынок через территории Ирана и Турции. В том же году в Серахсе руководители Узбекистана, Азербайджана, Грузии и Туркменистана подписали «Договор о координации деятельности железнодорожного транспорта» и «Соглашение о сотрудничестве в области регулирования транзитных перевозок между странами-участницами».

С завершением в мае 2005 года строительства на территории Ирана железной дороги Бафк-Мешхед на маршруте Мешхед-Бендер-Аббас (в обход Тегерана) расстояние до порта Бендер-Аббас сократилось на более чем 800 км.

В сентябре 1998 года в г.Баку по инициативе Азербайджана, Грузии и Узбекистана, а также при поддержке Европейского Союза была проведена Международная Конференция «ТРАСЕКА - Восстановление Исторического Шелкового Пути». Важным итогом Конференции явилось подписание главами 12 государств, в том числе и Узбекистаном «Основного многостороннего соглашения о международном транспорте по развитию коридора Европа-Кавказ-Азия», а также Технических Приложений к данному Соглашению по международному железнодорожному транспорту, по международному автомобильному транспорту, по международному торговому судоходству, по таможенным процедурам и обработке документов.

Транспортный коридор «Европа-Кавказ-Азия» (ТРАСЕКА) представляет собой сеть наземных и морских маршрутов, которые проходят от Европы по Черному морю через Кавказ и Каспийское море на республики Центральной Азии.

Рассматривая маршрут ТРАСЕКА в контексте развития торговых отношений между Европой и Азией и расположения основных товаропроизводителей в Азии и потребителей в Европе с одной стороны, а также зарождения грузопотоков возможных крупных стран-грузовладельцев с другой стороны, можно прийти к заключению - доставка товаров в Европу по транспортному коридору ТРАСЕКА выглядит очень привлекательно. Расстояние по основному трансокеанскому направлению от Йокогамы до крупнейших западноевропейских портов (Роттердам, Гамбург, Антверпен и др.), более чем в 2 раза длиннее, чем по маршруту ТРАСЕКА.

18 июня 2003 года в г.Тегеран (Иран) главами государств Республики Узбекистан, Исламской Республики Афганистан и Исламской Республики Иран было подписано «Соглашение о создании международного трансафганского транспортного коридора», который позволяет сократить расстояние перевозки внешнеторговых грузов республики к портам Ирана на 1500 км.

С вступлением в силу в марте 2011 года «Соглашения между Пакистаном и Узбекистаном о сотрудничестве в области транспорта и транзита товаров» и в случае стабилизации обстановки в Афганистане, открываются новые перспективы для использования территории Афганистана для транзита узбекских грузов, что благоприятно способствует диверсификации маршрутов транспортировки внешнеторговых грузов в направлении иранских и пакистанских портов.

В Узбекистане также большое внимание уделяется формированию магистральных железнодорожных коммуникаций в целях наращивания транзитного потенциала страны, подтверждением чему может служить завершение строительств в 2001 году железнодорожной линии «Навои-Учкудук-Султануиздаг» протяженностью 341 км и в 2007 году железнодорожной линии «Ташгузар-Бойсун-Кумкурган» протяженностью 220 км.

Этапное для всего Центральноазиатского региона значение имеет построенная и сданная в эксплуатацию в ноябре 2010 года первая в Афганистане железная дорога Хайратон - Мазари-Шариф протяженностью 75 км. Данный проект был реализован Государственно-акционерной железнодорожной компанией «Узбекистон темир йуллари» при поддержке АБР.

25 апреля 2011г. вступил в силу «Договор об использовании вагонов между железнодорожными администрациями Узбекистана и Турции», благодаря которому перевозка грузов железнодорожным транспортом в направлении Турции стала более привлекательной.

Cкорейшее завершение строительства железнодорожного маршрута Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс и применение на всем пути сквозного тарифа позволит использовать данный маршрут для выхода на рынки Южной и Центральной Европы, а также через Средиземноморский порт Мерсин в страны Ближнего Востока.

В целях развития международной торговли, широкомасштабного сотрудничества между регионами, по инициативе Узбекистана 25 апреля 2011г. в г.Ашхабад подписано межправительственное соглашение о создании нового транспортного коридора «Узбекистан - Туркменистан - Иран - Оман - Катар».

Данный транспортный коридор позволит создать надежное сообщение для перевозки пассажиров и грузов между странами Центральной Азии и портами Персидского залива и Оманского моря.

Успешная реализация данного проекта позволит укрепить и расширить взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество между странами-участницами, увеличить транзитные грузопотоки, обеспечить им новый коммуникационный выход на мировые рынки.

Таможенные тарифы на импорт

С момента обретения независимости Правительство Республики Узбекистан проводит планомерную политику по либерализации торгового режима республики.

В принятом Олий Мажлисом 29 августа 1997 г. №470-I Законе Республики Узбекистан «О таможенном тарифе», который вступил в силу с 1 января 1998г., предусмотрено применение следующих видов ставок таможенных пошлин:

адвалорных, начисляемых в процентах к таможенной стоимости товаров;

специфических, начисляемых в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

комбинированных, сочетающих оба названных вида.

В целях дальнейшей либерализации внешнеэкономической деятельности, совершенствования регулирования импортных операций Постановлением Президента Республики Узбекистан от 5 августа 2009г. №ПП-1169 с 1 сентября 2009г. были введены новые ставки импортных таможенных пошлин (приложение №1).

Кроме того, в целях дальнейшего обеспечения устойчивого развития отечественных предприятий, производящих готовую текстильную продукцию, благоприятных условий для ее повышения конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках с 1 октября 2009 года установлены новые таможенный пошлины на готовую текстильную продукцию.

Среднеарифметическая ставка таможенной пошлины, установленная постановлением Президента Республики Узбекистан от 5 августа 2009 года №ПП-1169 составляет около - 14,81%.

Согласно статьи 6 Закона Республики Узбекистан «О таможенном тарифе» предусмотрено, что предельные уровни ставок импортных таможенных пошлин, применяемых в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Узбекистан применяет режим наибольшего благоприятствования, устанавливаются законодательством.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово- экономические отношения с которыми не предусматривают режим наибольшего благоприятствования, либо страна происхождения которых не установлена, ставки импортных таможенных пошлин увеличиваются вдвое.

Отсутствует таможенная пошлина на сырье или она является минимальной, что является стимулом для отечественных производителей производить готовые изделия. Нулевая ставка также предусмотрена для некоторых товарных позиций, указанных в вышеуказанном Постановлении.

Режим наибольшего благоприятствования (РНБ)

Республика Узбекистан предоставляет РНБ 45 странам мира, в соответствии с заключенными двусторонними договорами о взаимном сотрудничестве.

1. Австрия

2. Бангладеш

3. Бельгия

4. Болгария

5. Великобритания

6. Венгрия

7. Вьетнам

8. Германия

9. Греция

10. Дания

11. Египет

12. Израиль

13. Индия

14. Ирландия

15. Испания

16. Италия

17. Иордания

18. Кипр

19. Корея

20. Китай

21. Латвия

22. Литва

23. Мальта

24. Люксембург

25. Нидерланды

26. Португалия

27. Пакистан

28. Польша

29. Словения

30. Румыния

31. Словакия

32. США

33. Турция

34. Финляндия

35. Франция

36. Чехия

37. Швейцария

38. Швеция

39. Эстония

40. Япония

41.Саудовская Аравия

42. Малайзия

43.Иран*

44.Сингапур**

45. Индонезия

Запреты к импорту

В приложении № 5 Указа Президента Республики Узбекистан от 10 октября 1997 г. № УП-1871 определен перечень товаров, запрещенных к импорту в Республику Узбекистан. К ним относятся произведения печати, рукописи, клише, рисунки, фотоснимки, фотопленки, негативы, кино-, видео- и аудио продукция, грамзаписи, звукоматериалы, направленные на: (i) подрыв государственного и общественного строя, (ii) нарушение территориальной целостности республики, политической независимости и государственного суверенитета, (iii) пропагандирующие войну, терроризм, насилие, (iv) национальную исключительность, (v) религиозную ненависть, расизм и его разновидности (антисемитизм, фашизм), а также материалы порнографического содержания.

Также в соответствии с Постановлением Кабинета Министров от 15 мая 1998г. № 213 в Республику Узбекистан запрещен ввоз и транзит через ее территорию этилового спирта.

Тарифные преференции

В Республике Узбекистан система тарифных преференций, используемая ВТО, не применяется.

Квотирование

В Узбекистане не применяются импортные квоты. Однако, согласно Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, от 1987 года в республике утверждены квоты на ввоз в Республику Узбекистан озоноразрушающих веществ на период 2005-2030 годов. Квоты утверждены в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 ноября 2005 года №247 «О совершенствовании регулирования ввоза в Республику Узбекистан и вывоза из Республики Узбекистан озоноразрушающих веществ и продукции, их содержащей».

В тоже время, согласно статьи 21 Закона Республики Узбекистана «О внешнеэкономической деятельности» в отношении экспорта и импорта отдельных видов товаров Кабинет Министров Республики Узбекистан может установить количественные ограничения (квоты).

Распределение квот осуществляется, как правило, на конкурсной или аукционной основе.

Перечень отдельных видов товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию и квотированию, а также порядок выдачи лицензий и распределения квот определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Освобождение от тарифов

В соответствии со статьей 33 Закона Республики Узбекистан «О таможенном тарифе», Постановления Кабинета Министров от 31 марта 1998 г. № 137 «О дополнительных мерах по либерализации внешнеторговой деятельности в Республике Узбекистан» от обложения таможенной пошлиной освобождаются:

1. транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств;

2. валюта Республики Узбекистан, иностранная валюта (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательством;;

3. предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории для обеспечения деятельности судов Республики Узбекистан и судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими и физическими лицами Республики Узбекистан, ведущих морской промысел, а также продукция их промысла, ввозимая на таможенную территорию Республики Узбекистан;

4. товары, подлежащие обращению в собственность государства, в случаях, предусмотренных законодательством;

5. предметы, ввозимые на таможенную территорию или вывозимые с этой территории для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании законодательства или международных договоров Республики Узбекистан;

6. товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Узбекистан для оказания помощи в результате стихийных бедствий, вооруженных конфликтов, несчастных случаев или аварий, в качестве гуманитарной помощи и безвозмездного технического содействия, а также товары, ввозимые на благотворительные цели по линии государств, правительств, международных организаций;

7. учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений;

8. товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию и предназначенные для третьих стран;

9. товары, перемещаемые через таможенную границу физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности в соответствии с таможенным законодательством;

10. товары, происходящие и ввозимые из государств, с которыми установлен режим свободной торговли;

11. товары, поставляемые по межправительственным и кредитным соглашениям, заключенным от имени Правительства Республики Узбекистан или под его гарантии;

12. имущество, ввозимое в Республику Узбекистан предприятиями с иностранными инвестициями с долей иностранных инвестиций в уставном фонде не менее тридцати трех процентов для собственных производственных нужд, в течение двух лет с момента их государственной регистрации;

13. имущество, ввозимое для личных нужд иностранных инвесторов и граждан иностранных государств, находящихся в Республике Узбекистан в соответствии с заключенными с иностранными инвесторами трудовыми договорами;

14. товары, ввозимые иностранными юридическими лицами, осуществившими прямые инвестиции в экономику Республики Узбекистан на общую сумму более пятидесяти млн. долларов США, при условии, что ввозимые товары являются продукцией их собственного производства;

15. товары, работы и услуги, предназначенные для проведения работ по соглашению о разделе продукции и ввозимые в Республику Узбекистан в соответствии с проектной документацией иностранным инвестором или иными лицами, участвующими в выполнении работ по соглашению о разделе продукции, а также вывозимая инвестором продукция, принадлежащая ему в соответствии с соглашением о разделе продукции;

16. товары, ввозимые для реклам и презентаций;

17. технологическое оборудование, ввозимое на территорию Республики Узбекистан, по перечню, утверждаемому в соответствии с законодательством, а также комплектующие изделия и запасные части при условии, если их поставка предусмотрена условиями контракта на поставку технологического оборудования. В случае реализации или безвозмездной передачи импортируемого технологического оборудования на экспорт в течение трех лет с момента его ввоза действие данной льготы аннулируется с восстановлением обязательств по уплате таможенной пошлины за весь период применения льготы.

18. технические средства системы оперативно-розыскных мероприятий, приобретаемые операторами телекоммуникаций и специальным органом по сертификации технических средств систем оперативно-розыскных мероприятий, при наличии письменного подтверждения уполномоченного органа.

Также, предусмотрено, что льготы по таможенным платежам, предусмотренные при ввозе технологического оборудования распространяются на комплектующие изделия и запасные части, при условии, если их поставка предусмотрена условиями контракта на поставку технологического оборудования.

Таможенные сборы

Согласно Таможенному кодексу Республики Узбекистан таможенные сборы взимаются в размерах, устанавливаемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан, за:

таможенное оформление товаров и транспортных средств, включая товары для некоммерческих целей, перемещаемых в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях и грузом;

таможенное оформление товаров и транспортных средств вне определенных для этого мест и вне установленного времени работы таможенных органов;

хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах и складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы;

таможенное сопровождение товаров.

Взимание таможенных сборов на всей территории Республики Узбекистан осуществляется в национальной валюте - «сум», на территории свободных таможенных зон и свободных складов - в СКВ.

Таможенная стоимость товаров

Согласно статьи 12 Закона Республики Узбекистан «О таможенном тарифе» таможенная стоимость заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу при таможенном оформлении в порядке и на условиях, установленных законодательством.

В соответствии с таможенным законодательством таможенная стоимость используется для наложения адвалорных ставок таможенных пошлин, таможенных сборов, акцизных налогов. Таможенная стоимость также используется для ведения статистики по внешней торговле.

В соответствии с действующим порядком при оформлении грузов таможенным органам предоставляются необходимые сертификаты, инвойс, контракт, а также грузовая таможенная декларация.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

В соответствии с Законом Республики Узбекистан от 25 декабря 2007 г. «Об утверждении Налогового кодекса Республики Узбекистан» с 01.01.2008г. был введен в действие Налоговый кодекс.

Постановлением Президента Республики Узбекистан от №ПП-2099 от 25.12.2013г. предусмотрена ставка НДС в размере 20% на товары (работы, услуги).

Уплата НДС по импортируемым товарам производится до или во время таможенного оформления.

Согласно статьи 211 Налогового кодекса освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость импорт:

- товаров, ввозимых физическими лицами в пределах норм беспошлинного ввоза, утвержденных таможенным законодательством;

- товаров, предназначенных для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними;

- товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи, в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

товаров, ввозимых в целях благотворительной помощи, включая оказание технического содействия, по линии государств, правительств, международных организаций;

- товаров, ввозимых юридическими лицами за счет средств займов (кредитов), предоставленных международными и зарубежными правительственными финансовыми организациями по международным договорам Республики Узбекистан, а также ввозимых за счет грантов;

- лекарственных средств и изделий медицинского (ветеринарного) назначения, а также сырья, ввозимого по перечню, определяемому законодательством для производства лекарственных средств и изделий медицинского (ветеринарного) назначения. Данная льгота не распространяется на ввозимые готовые лекарственные средства, которые также производятся в Республике Узбекистан, по перечню, утверждаемому Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

- технологического оборудования, ввозимого на территорию Республики Узбекистан по перечню, утверждаемому в соответствии с законодательством, а также комплектующих изделий и запасных частей при условии, если их поставка предусмотрена условиями контракта на поставку технологического оборудования. В случае реализации или безвозмездной передачи импортируемого технологического оборудования на экспорт в течение трех лет с момента его ввоза действие данной льготы аннулируется с восстановлением обязательств по уплате налога на добавленную стоимость;

- имущества, ввозимого в качестве инвестиционных обязательств согласно договору, заключенному между инвестором и уполномоченным государственным органом по управлению государственным имуществом;

- технических средств систем оперативно-розыскных мероприятий, приобретаемых операторами телекоммуникаций и специальным органом по сертификации технических средств систем оперативно-розыскных мероприятий, при наличии письменного подтверждения уполномоченного государственного органа;

- сырья, материалов и заготовок для использования в собственном производстве, ввозимых предприятиями с иностранными инвестициями, специализирующимися на производстве детской обуви;

- лесоматериалов и древесины по перечню, определяемому законодательством.

Акцизный налог

В соответствии со статьей 235 Налогового кодекса перечень подакцизных товаров и ставки акцизного налога утверждаются решением Президента Республики Узбекистан.

Ставки акцизного налога устанавливаются в процентах к стоимости товара (адвалорные) и (или) в абсолютной сумме на единицу измерения в натуральном выражении (фиксированные).

Ставки и перечень товаров, подлежащих обложению акцизным налогом по импорту и внутреннему производству, утверждены Постановлением Президента Республики Узбекистан №ПП-2099 от 25.12.2013г. Для импортируемых подакцизных товаров, объектом исчисления акцизного налога является таможенная стоимость, определяемая в соответствии с таможенным законодательством.

Акцизные налоги на импортируемые товары должны быть уплачены до или во время таможенного оформления (приложение 2).

Правила происхождения

В статьях 24-31 Закона Республики Узбекистан от 29 августа 1997 г. «О таможенном тарифе» содержатся правила относительно происхождения товара. В целом, вышеуказанные правила отвечают требованиям применения правил происхождения товара, установленным Соглашением ГАТТ/ВТО о правилах происхождения.

В Законе «О таможенном тарифе» приведены существующие правила происхождения товаров, основанные на международных стандартах в отношении двух основных категорий товаров: (i) товаров, полностью произведенных в данной стране, где только эта страна может быть рассмотрена при определении происхождения; (ii) товаров, претерпевших «достаточную переработку», т.е. товаров, которые были произведены, переработаны или собраны в одной стране с использованием некоторых компонентов, по меньшей мере, из одной другой страны.

В первую категорию в основном входят произрастающие в данной стране естественные продукты, такие как живые животные, растительная продукция, полезные ископаемые и т.д., тогда как вторая категория применяется к товарам, которые были произведены в одной стране с использованием некоторых компонентов из-за рубежа.

В последнем случае, устанавливаются критерии «достаточной переработки» товара для определения соответствующей страны происхождения, такие как:

1. изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по ТН ВЭД на уровне любого из 4 первых знаков, произошедшее в результате переработки товара (компонента или компонентов из-за рубежа, использованных для производства конечного товара);

2. выполнение производственных или технологических операций, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, в которой эти операции произведены;

3. правило адвалорной доли - изменение стоимости товара (была ли добавлена значительная часть стоимости конечного товара в стране производства).

Для подтверждения происхождения товаров, в таможенные органы предоставляется сертификат происхождения установленного международного образца.

В отношении товаров, происходящих из государств-участников СНГ действуют Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Решением Совета глав-правительств СНГ от 24 сентября 1993г.

Антидемпинговый режим

Законом Республики Узбекистан от 11 декабря 2003 г. «О защитных мерах, антидемпинговых и компенсационных пошлинах» предусматривается наложение антидемпинговой пошлины к какому-либо товару, являющемуся предметом импорта по демпинговым ценам.

Применению антидемпинговых пошлин должно предшествовать расследование, проводимое по инициативе уполномоченного органа и/или национальных производителей аналогичной продукции в соответствии с законодательством Республики Узбекистан. Антидемпинговая пошлина вводится если по результатам расследования установлено, что импорт на таможенную территорию Республики Узбекистан товара по демпинговым ценам причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отрасли экономики.

Ставки соответствующих пошлин устанавливаются Кабинетом Министров на основании результатов расследования для каждого отдельного случая. Ставки должны оцениваться в соответствии с демпинговыми ценами и материальным ущербом, выявленным в ходе расследования.

Антидемпинговые пошлины в Республике Узбекистан не введены.

Применение компенсационных пошлин

Законом Республики Узбекистан от 11 декабря 2003г. «О защитных мерах, антидемпинговых и компенсационных пошлинах» предусматривается наложение компенсационных пошлин к какому-либо импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия иностранного государства (союза иностранных государств), в случае, если по результатам расследования установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Республики Узбекистан причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отрасли экономики.

Процедурные правила наложения компенсационных пошлин те же, что и для антидемпинговых пошлин.

Компенсационные пошлины в Республике Узбекистан не применялись.

Режим защитных мер

Законом Республики Узбекистан от 11 декабря 2003г. «О защитных мерах, антидемпинговых и компенсационных пошлинах» предусматривается применение защитных мер к какому-либо товару в случае, если по результатам расследования установлено, что импорт данного товара на таможенную территорию Республики Узбекистан осуществляется в таких возросших количествах (в абсолютном или относительном выражении к общему объему производства аналогичного товара в Республике Узбекистан) и на таких условиях, что причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отрасли экономики.

Предотгрузочная инспекция

В целях обеспечения импорта качественных товаров народного потребления, продовольствия, машин, оборудования и технологий Кабинет Министров Республики Узбекистан принял постановление от 3 декабря 1997 г. № 534 «О мерах по осуществлению независимой экспертизы контрактов и предотгрузочной инспекции импортируемых товаров». Данное постановление направлено на осуществление консалтинговыми фирмами независимой экспертизы на соответствие качества, количества, уровня цен импортируемых товаров и других условий контрактов, а также проведение предотгрузочной инспекции.

Независимая экспертиза импортных контрактов и предотгрузочная инспекция импортируемых товаров должна осуществляться консалтинговыми фирмами, отвечающими требованиям Международной федерации инспекционных агентств и аккредитованными в Агентстве «Узстандарт» в соответствии с международно-принятыми процедурами, согласованными с Международной торговой палатой, стандартами гарантии качества экспортера, Соглашением по предотгрузочной инспекции ГАТТ/ВТО.

Хозяйствующие субъекты Республики Узбекистан, осуществляющие поставку импортных товаров, имеют право по своему выбору обращаться в консалтинговые фирмы для экспертизы контрактов и проведения предотгрузочной инспекции.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 февраля 2001 года №66 предусматривается, что с 1 марта 2001 года таможенное оформление в режиме «выпуск для свободного обращения (импорт)» для следующих товаров: мясо и пищевые мясные субпродукты; молочная продукция; масличные семена и плоды; алкогольные и безалкогольные напитки; табачные изделия; отдельные виды оборудования и механических устройств; электрических машин и оборудования, общая стоимость которых превышает 10 тыс. долл. США, производится при условии обязательного осуществления предотгрузочной инспекции за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Проведение предотгрузочной инспекции не распространяется:

1. на поставки товаров по контрактам, общая стоимость которых не превышает 10 тыс. долл. США;

2. на поставки специфических товаров, импорт которых осуществляется по лицензиям, выдаваемым МВЭСИТ Республики Узбекистан.

Регистрация импортных контрактов

Лицензирование экспорта

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 10 октября 1997 г. №УП-1871 «О дополнительных мерах по стимулированию экспорта товаров (работ, услуг)» лицензирование экспорта товаров (работ, услуг) отменено с 1 ноября 1997 г. за исключением специфических товаров (вооружение и военная техника, специальные комплектующие изделия для их производства; драгоценные металлы, сплавы, изделия из них, руды, концентраты, лом и отходы драгоценных металлов, драгоценные природные камни и изделия из них, отходы, порошки и рекуператор драгоценных природных камней, жемчуг и изделия из него, янтарь и изделия из него; уран и другие радиоактивные вещества, изделия из них, отходы радиоактивных веществ; приборы и оборудование с использованием радиоактивных веществ).

В приложении № 2 Постановления Кабинета Министров от 31 марта 1998 года № 137 приведен перечень специфических товаров (работ и услуг), экспорт и импорт которых осуществляется по разрешениям, выдаваемым уполномоченными органами Республики Узбекистан.

Запреты на экспорт

В приложении № 4 к Указу Президента Республики Узбекистан от 10 октября 1997 г. № УП-1871 определен перечень товаров и продукции, экспорт которых запрещен. Этот перечень включает: зерно: пшеница, рожь, ячмень, овес, рис, кукуруза, гречиха; хлебобулочные изделия, мука, крупа, скот, птица, мясо и пищевые мясные субпродукты, сахар, предметы старины, представляющие значительную художественную, историческую, научную или иную культурную ценность, растительные масла, кожевенное сырье, пушно-меховое сырье, в том числе каракулевое, лом и отходы цветных металлов, коконы шелкопряда, пригодные для размотки, шелк-сырец, отходы шелковые.

Процедура выдачи экспортных лицензий

Процедура лицензирования экспорта вышеуказанных специфических товаров аналогична процедуре лицензирования импорта.

Таможенная стоимость вывозимых товаров

Согласно статьи 16 Закона Республики Узбекистан «О таможенном тарифе» порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Республики Узбекистан, устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19.09.2007г. №198 «Об утверждении положения о порядке определения и декларирования таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Республики Узбекистан» таможенная стоимость вывозимого товара определяется исходя из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за вывозимый товар, на момент перемещения товара через таможенную границу Республики Узбекистан при его продаже на экспорт.

Налог на добавленную стоимость на экспорт

В соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Республики Узбекистан оборот по реализации товаров (за исключением хлопкового волокна и линта) на экспорт за иностранную валюту облагается налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке.

Акцизный налог на экспорт

В соответствии со статьей 230 Налогового кодекса Республики Узбекистан реализация подакцизных товаров на экспорт не облагается акцизным налогом, за исключением отдельных товаров, перечень которых определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Транзит

Перемещение товаров по территории Республики Узбекистан в режиме транзита осуществляется по любым путям и направлениям с разрешения таможенного органа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.

В соответствии со статьей 16 Закона Республики Узбекистан «О транзите особых грузов и воинских контингентов» таможенное оформление особых грузов при их транзите осуществляется в соответствии с законодательством таможенными органами при предъявлении грузовой таможенной декларации, разрешения на их транзит, сертификата о происхождении особых грузов и других документов, необходимых для таможенного оформления.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров от 15 мая 1998г. № 213 в Республику Узбекистан запрещен ввоз и транзит через ее территорию этилового спирта.

Транзит через таможенную территорию Республики Узбекистан этилового спирта, следующего на территории государств - членов ЕврАзЭС с территории третьих стран либо с территории государств - членов ЕврАзЭС на территории третьих стран, может осуществляться только железнодорожным транспортом.

Законодательство Республики Узбекистан предусматривает экспортерам следующие льготы:

• по налогу на добавленную стоимость;

• по акцизному налогу;

• по налогу на доходы;

• по налогу на имущество.

Льготы по налогу на добавленную стоимость

В соответствии с Налоговым кодексом РУ (статья 212) экспорт товаров за свободно конвертируемую валюту облагается по нулевой ставке, что значит освобождение их от уплаты суммы налога на добавленную стоимость за материальные ресурсы, использованные на производство экспортируемых товаров. Исключение составляют посреднические организации, а также предприятия, производящие на экспорт сырьевые товары. К таким товарам отнесены драгоценные металлы.

Льготы по акцизному налогу

Не подлежит обложению акцизным налогом реализация подакцизных товаров на экспорт их производителями, за исключением отдельных видов подакцизных товаров, определяемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан (Налоговый кодекс Республики Узбекистан, статья 230).

Не подлежит обложению акцизным налогом:

- реализация подакцизных товаров на экспорт их производителями, за исключением отдельных видов подакцизных товаров, определяемых Кабинетом Министров РУ;

- передача подакцизных товаров - продуктов переработки, произведенных из товаров, помещенных под таможенный режим "переработка на таможенной территории", при условии их последующего вывоза с таможенной территории Республики Узбекистан.

Льготы по налогу на доходы и имущество

Указом Президента Республики Узбекистан от 5 июня 2000 года "О дополнительных мерах по стимулированию производителей экспортной продукции" (№ УП-2613 от 05.06.2000г) для предприятий-экспортеров (за исключением реализации сырьевых товаров) ставки налога на прибыль и налога на имущество снижаются в зависимости от доли экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства за свободно конвертируемую валюту в общем объеме реализации:

- при доле экспорта от 15 до 30 процентов - на 30 процентов;

- при доле экспорта от 30 и более процентов - в 2 раза.

Указанная льгота не распространяется на торгово-посреднические предприятия, а также на производственные предприятия, экспортирующие товары, перечень которых утвержден Указом Президента Республики Узбекистан от 10.10.1997г. №УП-1871

Постановлением Президента Республики Узбекистан от 28 марта 2011 года №ПП-1512 "О дополнительных мерах по стимулированию ускоренного развития предприятий текстильной промышленности» до 1 января 2016 года освобождены от уплаты налога на имущество предприятия текстильной промышленности республики, реализующие 80 и более процентов объема своей продукции, в том числе полуфабрикаты (пряжу, ткани, трикотажное полотно и отходы хлопкопрядения) за СКВ.

Микрофирмы и малые предприятия освобождены от обязательной продажи 50% валютной выручки, поступающей от экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства. (Указ Президента Республики Узбекистан от 24 августа 2011 года N УП-4354 "О дополнительных мерах по формированию максимально благоприятной деловой среды для дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства").

Производственным предприятиям всех форм собственности, экспортирующим продукцию собственного производства разрешено открывать за рубежом торговые дома и представительства для маркетинговых исследований внешних рынков и рекламирования производимой продукции с поставкой для них товаров на условиях консигнации. (ПКМ РУ № 189 от 09.08.2005г.)

Экспортеры, поставляющие свою продукцию в адрес торговых домов за рубежом освобождены от предоставления банковской гарантии или полиса страхования экспортных контрактов от политических и коммерческих рисков, при условии экспорта продукции собственного производства и доля продукции собственного производства экспортера в уставном фонде должен составлять не менее 51 процента. (ПКМ РУ № 189 от 09.08.2005г.)

В течение 180 дней со дня таможенного оформления экспортер должен обеспечить поступление валютной выручки по товарам, вывезенным им на основе договоров (контрактов) в адрес предприятий за рубежом, либо возвратить эти товары на территорию Республики Узбекистан.

Во исполнение Распоряжения Президента Республики Узбекистан от 14.01.2011г. №Р-3557 «О мерах по реализации приоритетных направлений концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране в сфере углубления демократических рыночных реформ и либерализации экономики», разработан проект Таможенного кодекса Республики Узбекистан в новой редакции и внесен в Олий Мажлис для рассмотрения. В целях унификации и упрощения применения таможенного законодательства, данным Законопроектом объединен действующий Таможенный кодекс и Закон РУз «О таможенном тарифе», а также он приведен в соответствие с международными нормами и стандартами.

В соответствии с Постановлением КМ РУз № 122 от 28.04.2011г., создано Бюро по содействию экспорту продукции Агентства «Узстандарт» основными задачами которого являются:

- оказание предприятиям - производителям экспортоориентированной продукции бесплатных консультационных услуг по международным и страновым требованиям по стандартам, сертификации, маркировке, упаковке продукции и другим параметрам;

- разработка предложений по внедрению и достижению соответствия международным и страновым требованиям по стандартам производимой предприятиями - производителями экспортоориентированной продукции;

- оказание информационно-консультационного содействия предприятиям-производителям для получения необходимой информации по продвижению производимой продукции на зарубежные рынки;

- разработка и внедрение постоянно обновляемого справочника по международным и страновым требованиям по стандартам, сертификации, маркировке, упаковке продукции и другим параметрам, с последующим размещением его на сайте Агентства "Узстандарт" в сети Интернет.

Вместе с тем, в целях создания более благоприятных условий предприятиям-производителям, а также совершенствования процедур сертификации и внедрения систем менеджмента качества, в соответствии с указанным Постановлением сертификация продукции, производимой для поставки на экспорт, осуществляется на добровольной основе.

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан 25.08.2011г. № ПП-1604 «О мерах по устранению бюрократических барьеров и дальнейшему повышению свободы предпринимательской деятельности», утверждены новые ставки сборов за таможенное оформление, уплачиваемые при экспорте товаров, предусматривающие их снижение в среднем не менее чем в 2 раза против действующих.

При этом, указанным Постановлением установлено, что с 1 октября 2011 года для микрофирм и малых предприятий - экспортеров товаров, работ и услуг (за исключением экспорта сырьевых товаров, перечень которых утвержден Указом Президента РУз от 10 октября 1997 года №УП-1871) постановка на учет экспортных контрактов в органах государственной таможенной службы осуществляется на таможенных постах непосредственно в процессе таможенного оформления товаров. Так, с 1 октября 2011 года для предприятий экспортеров действует механизм по принципу "одно окно", который обеспечивает одновременное осуществление таможенного оформления, декларирования, сертификации, санитарно-эпидемиологического надзора и деятельности других организаций, участвующих в процессе таможенного оформления товаров.

Кроме того, указанным Постановлением создана специализированная внешнеторговая компания по экспорту продукции субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства "Узтадбиркорэкспорт" основными задачами которого являются:

- оказание содействия субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства в реализации их продукции на экспорт по прямым экспортным контрактам, а также через создаваемые торговые дома за рубежом;

- организацию предэкспортного финансирования под залог действующих экспортных контрактов продукции субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства;

- осуществление поставки по заказам субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства не производимых в республике технологического оборудования, запасных частей, комплектующих, сырья и материалов;

- содействие предприятиям малого бизнеса в сертификации экспортной продукции, проведение рекламных мероприятий, организацию и участие в международных ярмарках и выставках, информационное и консультационное обеспечение заинтересованных субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства.

Постановлением Президента РУз № ПП-1604 от 25.08.2011г., также внесены изменения в пункт 5 постановления Кабинета Министров от 29.06.2000г. №245 "О мерах по дальнейшему развитию и укреплению внебиржевого валютного рынка", который предусматривает облегчение штрафных санкций предприятиям экспортерам допустившие задержку поступления валютной выручки из-за рубежа, в частности:

"к экспортеру, допустившему задержку поступления валютой выручки из-за рубежа более чем на 30 банковских дней (для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства - 60 банковских дней), после истечения установленных сроков налоговыми органами применяются следующие санкции:

в эквиваленте 10 процентов от суммы непоступивших валютных средств - при задержке поступления валютной выручки до 180 дней от установленных сроков;

дополнительно в эквиваленте 20 процентов от суммы непоступивших валютных средств - при задержке поступления валютной выручки от 180 до 365 дней от установленных сроков;

дополнительно в эквиваленте 70 процентов от суммы непоступивших валютных средств - при задержке поступления валютной выручки более 365 дней от установленных сроков".

При этом, в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан №УП-4399 от 30.12.2011г. «О внесении изменений, а также признании утратившими силу некоторых Указов Президента РУз», отменен запретительный характер на экспорт птичьего мяса.

Кроме того, Постановлением Президента Республики Узбекистан №ПП-1731 от 26.03.2012г. «О дополнительных мерах по усилению стимулирования предприятий - экспортеров и расширению экспортных поставок конкурентоспособной продукции» отечественным предприятиям-производителям предоставляется право:

- участвовать в международных тендерах по проектам осуществляемым на территории Республики Узбекистан за счет средств международных финансовых институтов, стран - доноров, правительств иностранных государств, других нерезидентов на равных с зарубежными участниками условиях, в т.ч. с последующим заключением контрактов в иностранной валюте на поставку произведенных товаров (работ, услуг);

- заключение с нерезидентами контрактов в иностранной валюте на условиях прямых договоров на поставку предусмотренных к использованию на территории Республики Узбекистан товаров (работ, услуг) собственного производства;

Установлено, что указанные в настоящем пункте (п.5) контракты приравниваются к экспортным контрактам с постановкой на учет только в обслуживающем уполномоченном банке и предоставлением налоговых льгот как для предприятий - экспортеров.

При этом, указанным Постановлением (пункт 6) установлено, что с 1 апреля 2012 года, освобождаются от обязательной продажи уполномоченным банкам части валютной выручки, направляемой по текущим платежам на погашение основного долга по валютным кредитам на новое строительство, модернизацию и технологическое обновление действующих производств, на период до полного погашения основного долга.

Распространить на микрофирмы и малые предприятия действующий порядок уменьшения налогооблагаемой базы по единому налоговому платежу, предусмотренный по приобретении нового технологического оборудования, на сумму средств, направляемых на внедрение систем управления качеством, проведение сертификации продукции на соответствие международным стандартам, а также на приобретение комплексов для проведения лабораторных тестов и испытаний (пункт 7).

Пунктом 8 вышеуказанного Постановления коммерческим банкам рекомендовано расширить объемы осуществления факторинговых услуг по экспортным операциям с увеличением предельного срока осуществления факторинговых услуг по экспортным операциям с 60 до 90 дней.

Предусмотрен комплекс мер, стимулирующих внедрение отечественными предприятиями систем управления, соответствующих международным стандартам серии ИСО 9000 основными задачами, которого являются снижение налогооблагаемого дохода (прибыль) юридических лиц при исчислении налога на доход (прибыль) уменьшив на сумму инвестиций, направляемых на внедрение и поддержку систем управления качеством; освобождение от уплаты таможенных платежей, включая НДС для ввозимых испытательными лабораториями технологическое оборудование, используемое при лабораторных исследованиях и тестировании продукции.

В текущем году правительством продолжена работа по созданию дополнительных условий, направленных на развитие экспортного потенциала республики. Постановлением Президента Республики Узбекистан №ПП-2022 от 8.08.2013г. в целях расширения экспортного потенциала субъектов малого и частного предпринимательства при Национальном банке ВЭД создан Фонд поддержки экспортеров субъектов малого и частного предпринимательства.