В историю человеческой цивилизации народы всего мира внесли свой вклад, как в развитие науки, так и культуры. Центрально-Азиатский регион также внес свою значительную лепту в развитие человеческой цивилизации. В средневековые времена, в Центральной Азии было много ученых и научных школ, и Академия Мамуна в Хорезме может послужить тому ярким примером.

Резолюция 32 сессии Генеральной Конференции ЮНЕСКО в 2003 г. и распоряжение Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 ноября 2004 о Праздновании 1000 летия Академии Мамуна в Хорезме дали толчок к мировым исследованиям известной средневековой учебной академии и увеличило общественное понятие о научном и культурном наследии Узбекистана.

Политическая стабильность, экономическое и социальное развитие Хорезма в конце Х и начале ХII века, а также плодотворные отношения народов региона, создали благоприятные условия для создания научной школы в Гурганче (нынешний Урганч).

В 992 г. в Гурганче к власти пришел новый правитель - Абу Али Мамун. Во время его правления много ученых были приглашены для развития научной деятельности. Традиция правления Хорезмшаха была продолжена, и благоприятные условия были созданы его сыном Абу Хасан Али ибн Мамун (999-1009) и Абу Аббос Мамун бин Мамун. Главный советник, Абу Хусаин Ахмад бин Мухаммад ас-Сахлий, который очень интересовался наукой, литературой и поэзией, принял решение о создании института для научных исследований в форме Академии Мамуна в Хорезме.

Среди средневековых источников не существует информации о точной дате создания Академии Мамуна. Однако, существуют достоверные факты среди средневековых источников о том, что Абу Райхон Беруни и Абу Али ибн Сино (Авиценна) встретились в Гурганче для научных исследований в 1004 г. Потому мы смогли предположить, что Академия существовала до этого благодаря условиям, созданными правителями династии Хорезмшахов.

Несмотря на тот факт, что Академия Мамуна действовала до 1017, много научных исследований в сфере астрономии, математики, медицины, химии, физики, географии, минералогии, истории, философии, литературы, лингвистики, юриспруденции и других наук, все еще развивались. В частности, в астрономии, были разработаны скорректированные астрономические таблицы по звездам и движению планет, а также новые астрономические инструменты. Использовав эти инструменты, Беруни предсказал и исследовал лунное затмение в 1004.

Исследования в математике проводили Абу Мансур бин Ирок, Беруни и Абу Хайр Хаммор. Ибр Ирок, учитель Беруни, написал около 30 научных книг по математике и астрономии. Сам Беруни, в своих 150 книгах, писал статьи по математике и астрономии. Теорема о качествах равнобедренного треугольника была доказана Абу Хайр Хаммором и широко известна как «Теорема Хаммори» (Аш-Шакл ал-Хаммори).

Беруни и Ибн Сино внесли свой вклад в развитие химии. Беруни доказал связь между сравнительной массой субстанции и её химическим составом в своей статье о «Сравнительной массе». Ибн Сино проделал химические эксперименты по преобразованию субстанций и эти результаты были описаны в статье «Трактат о Философском Камне». Как известно, эта статья появилась в Хорезме в 1005.

Учеными Абу Сахл ал-Масихий, Абу Хайр Хамором, Ибн Сино и Беруни написаны научные работы по медицине. В частности, Абу Хайр Хаммор был известен как Второй Гиппократ за свои инновационные теоретические учения в таких сферах медицины, как человеческая анатомия, диеты пожилых людей, методы медицинских экспериментов, продовольственные субстанции и эпилепсия. Абу Сахл ал-Масихий получил известность своими практическими учениями в медицине. Ибн Сино, несмотря на свое короткое 5-летнее пребывание в Хорезме (1005-1010), написал очень важные статьи по лечению ран (Дафал-мадор).

Исследования по географии были в основном, связаны с именем Беруни. С 16 лет он проводил много времени, измеряя географическую широту различных мест, к примеру, он рассчитал географическую широту города Кят в Хорезме. В 994 он смог измерить точный уровень отклонения эклиптической плоскости села Бушканз (между западным берегом Амударьи и городом Кят) по отношению к экватору. В 995 Беруни начал исследования по созданию картины Земли в форме глобуса. Это было первым рисунком Земли в форме глобуса с рельефом. Беруни написал научные статьи по различным направлениям географии, такие как, естественная география, гидрология и минералогия.

Академия Мамуна в Хорезме также славилась своими исследованиями по социальным наукам. Философия была глубоко изучена во время корреспонденции Беруни с Ибн Сино. Оба ученых выразили свои точки зрения по философским идеям Аристотеля о конце мира. Беруни и Ибн Сино были сторонниками существования других миров и других культур.

Исследования по истории были широко развернуты в Академии Мамуна в Хорезме. Для продолжения академических традиций Беруни написал книгу - «Известные Личности Хорезма» или «Историю Хорезма». К сожалению, книга не сохранилась и основная часть книги была описана в книге Абу Фазл Байхахий «История Масуди», которая была посвящена султану Масуд Газнавий. Помимо этого, мы смогли найти информацию об истории в других книгах Беруни, таких как «Памятники», «Знание» (Ат-Тафхим) и «Индия».

Судя по книгам ас-Саолиби «Удивительная информация» («Латоиф ал-маориф», Х-ХI века), ас-Самони «Книга о Предках» («Китоб ал-ансоб» ХII век), Ёкут ал-Хамавий «Энциклопедия писателей» (Мужам ал-удабо) и других, Академия Мамуна пользовалась славой центра литературы и искусства. Много поэтов и писателей, такие как, Ахмад бин Мухаммад бин Сахрий, Абдуллох бин Хамид, Абу Сайид бин Шабиб, Абу Хасан бин Мамун, Абу Абдуллох ат-Тохир, Иброхим Ракконий, работали в Академии Мамуна. Советник при Хорезшахе ас-Сахлий писал стихи и регулярно организовывал соревнования по литературе в Академии Мамуна в Хорезме.

В эту эпоху ученые-лингвисты в Академии Мамуна разработали грамматику арабского языка и словарь, который был важным инструментов для научного общения.