president uzbekistana

Шавкат Миромонович Мирзиёев

Родился 24 июля 1957 года в Зааминском районе Джизакской области в семье врача. По национальности – узбек. Образование – высшее, в 1981 году окончил Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, получив специальность инженера-механика. Кандидат технических наук, доцент.

Начал трудовую деятельность в 1981 году в Ташкентском институте инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, работал младшим научным сотрудником, старшим преподавателем, доцентом, проректором по учебной работе.

В 1990 году избран депутатом Верховного Совета республики, был председателем Мандатной комиссии.

В 1992 году был назначен хокимом Мирзо-Улугбекского района города Ташкента. В 1996–2001 годах работал в должности хокима Джизакской области, в 2001–2003 годах – хокимом Самаркандской области, внес большой вклад в социально-экономическое развитие вышеназванных района и областей.

Работая в органах исполнительной власти, одновременно в 1995–2003 годах в качестве депутата Олий Мажлиса Республики Узбекистан активно и плодотворно участвовал в разработке и принятии важных законодательных документов, направленных на политическое и социально-экономическое развитие страны и реализацию демократических реформ.

Ш.М. Мирзиёев в 2003 году был утвержден Премьер-министром Республики Узбекистан и еще три раза – в 2005, 2010, 2015 годах – утверждался на этот пост палатами Олий Мажлиса.

С первых дней независимости нашей Родины Ш.М. Мирзиёев, заслужив высокое доверие Первого Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова, самоотверженно работает как его соратник и единомышленник.

Ш.М. Мирзиёев на посту главы правительства проявил свой высокий потенциал и выдающиеся организаторские способности в реализации широкомасштабных социально-экономических реформ, модернизации и обновлении страны, осуществлении крупных и уникальных проектов, развитии и обеспечении приоритета частной собственности, кардинальном повышении доли малого бизнеса и частного предпринимательства в экономике и дальнейшем укреплении их правовой защиты.

Особое внимание в своей работе он уделял развитию экономики на индустриальной основе, повышению экспортного потенциала страны, коренному реформированию аграрной сферы, в первую очередь широкому развитию фермерского движения, глубокой переработке сельскохозяйственной продукции, обеспечению продовольственной безопасности республики и гарантированному обеспечению населения потребительскими товарами по доступным ценам.

В целях кардинального улучшения условий жизни и труда населения Ш.М. Мирзиёевым были приняты эффективные меры по масштабному строительству и благоустройству во всех регионах страны, повышению качества коммунальных услуг, комплексному развитию городов и районов республики, особенно отдаленных сельских районов.

В деятельности Ш.М. Мирзиёева наряду с социально-экономическим направлением важное место в качестве приоритетных задач занимали вопросы развития сфер образования, науки и здравоохранения в соответствии с современными требованиями, создания необходимых условий для формирования здорового и гармоничного развитого молодого поколения, усиления охраны материнства и детства.

Большое внимание он уделял дальнейшему повышению авторитета уникального института самоуправления – махалли, других общественных организаций, последовательному усилению их влияния в обществе на основе широкого вовлечения в процесс демократических реформ, а также сохранению и приумножению национальных духовных ценностей.

Вместе с тем в ходе осуществления экономических и социальных задач непосредственно руководил работой по укреплению всестороннего взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными странами и международными структурами, а также международными финансовыми институтами и заключению важных соглашений, отвечающих национальным интересам и служащих экономическому развитию страны.

8 сентября 2016 года на основании совместного постановления Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, принятого на совместном заседании палат парламента, на Премьер-министра Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева было временно возложено исполнение обязанностей и полномочий Президента Республики Узбекистан.

VIII съезд Движения предпринимателей и деловых людей — Либерально-демократической партии Узбекистана (УзЛиДеП), состоявшийся в Ташкенте 19 октября, принял решение о выдвижении члена политического совета партии Шавката Миромоновича Мирзиёева кандидатом в Президенты. Одержал победу на президентских выборах 4 декабря 2016 года. Официально вступил в должность 14 декабря 2016 года.

Ш.М. Мирзиёев женат, имеет двух дочерей, одного сына и пять внуков. Супруга З.М. Хошимова – по образованию инженер-экономист, в настоящее время – домохозяйка.

За многолетний плодотворный труд в органах государственной власти и управления, огромный вклад в дело развития страны, повышения благосостояния народа Ш.М. Мирзиёев награжден орденами «Мехнат шухрати» и «Фидокорона хизматлари учун».

 

Статус Президента Республики Узбекистан определяется в XIX главе Конституции Республики Узбекистан.

Президент Республики Узбекистан:

· является главой государства и исполнительной власти в Республике Узбекистан;

· выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов Республики Узбекистан;

· принимает необходимые меры по охране суверенитета, безопасности и территориальной целостности Республики Узбекистан, реализации решений по вопросам национально-государственного устройства;

· представляет Республику Узбекистан внутри страны и в международных отношениях;

· ведет переговоры и подписывает договоры и соглашения Республики Узбекистан, обеспечивает соблюдение заключенных республикой договоров, соглашений и принятых ею обязательств;

· принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических и иных представителей;

· представляет Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуры для назначения дипломатических и иных представителей Республики Узбекистан в иностранных государствах;

· представляет Олий Мажлису Республики Узбекистан ежегодные доклады по важнейшим вопросам социально-экономической жизни, внутренней и внешней политики страны;

· формирует аппарат исполнительной власти и руководит им; обеспечивает взаимодействие высших органов власти и управления республики; образует и упраздняет министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления с последующим внесением указов по этим вопросам на утверждение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

· представляет Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуру для избрания на должность Председателя Сената;

· представляет для рассмотрения и утверждения палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуру Премьер-министра Республики Узбекистан и освобождает его от должности;

· утверждает по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан членов Кабинета Министров Республики Узбекистан и освобождает их от должности;

· назначает и освобождает от должности Генерального прокурора Республики Узбекистан и его заместителей с последующим утверждением их Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

· представляет Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуры на должности председателя и судей Конституционного суда, председателя и судей Верховного суда, председателя и судей Высшего хозяйственного суда, председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан, председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы;

· назначает и освобождает от должности судей областных, межрайонных, районных, городских, военных и хозяйственных судов;

· назначает и освобождает от должности хокимов областей и города Ташкента с последующим утверждением их соответствующими Кенгашами народных депутатов;

· приостанавливает, отменяет акты органов государственного управления республики, а также хокимов;

· подписывает и обнародует законы Республики Узбекистан; вправе возвратить закон со своими возражениями в Олий Мажлис Республики Узбекистан для повторного обсуждения и голосования;

· объявляет состояние войны в случае нападения на Республику Узбекистан или в случае необходимости выполнения договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии и в течение трех суток вносит принятое решение на утверждение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

· в исключительных случаях (реальная внешняя угроза, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии) в интересах обеспечения безопасности граждан вводит чрезвычайное положение на всей территории или в отдельных местностях Республики Узбекистан и в течение трех суток вносит принятое решение на утверждение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Условия и порядок введения чрезвычайного положения регулируются законом;

· является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Узбекистан, назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил, присваивает высшие воинские звания;

· награждает орденами, медалями и грамотой Республики Узбекистан, присваивает квалификационные и почетные звания Республики Узбекистан;

· решает вопросы гражданства Республики Узбекистан и предоставления политического убежища;

· вносит в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан представления о принятии актов об амнистии и осуществляет помилование лиц, осужденных судами Республики Узбекистан;

· формирует Службу национальной безопасности Республики Узбекистан. Назначает и освобождает от должности председателя Службы национальной безопасности с последующим внесением указов по этим вопросам на утверждение Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

На основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан издает указы, постановления и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории республики.

Законодательная палата, Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан могут быть распущены решением Президента Республики Узбекистан, принятым по согласованию с Конституционным судом Республики Узбекистан, в случае возникновения в составе Законодательной палаты или Сената непреодолимых разногласий, ставящих под угрозу их нормальное функционирование, или неоднократного принятия ими решений, противоречащих Конституции Республики Узбекистан, а также возникновения непреодолимых разногласий между Законодательной палатой и Сенатом, ставящих под угрозу нормальное функционирование Олий Мажлиса Республики Узбекистан.