Когда в 1992 году Президент Узбекистана Ислам Каримов подписал Указ о создании Национальной авиакомпании "Узбекистон хаво йуллари", перед авиаторами страны были поставлены конкретные задачи по модернизации и развитию такой стратегической отрасли, какой во всем мире является гражданская авиация. Благодаря всесторонней поддержке государства в этой сфере реализованы масштабные программы по модернизации авиапарка и всей наземной инфраструктуры.

Национальная авиакомпания Узбекистана занимает достойное место на международном рынке авиаперевозок, став символом независимости республики. В начале 90-х годов структура, входившая в гигантскую систему некогда монопольного "Аэрофлота", внезапно оказалась предоставленной самой себе. В стране отсутствовала ремонтная база для обслуживания современных самолетов, не было центра подготовки и переподготовки специалистов, авиапарк состоял из технически и технологически устаревших машин и так далее. Огромный механизм, от слаженной работы которого в первую очередь зависела безопасность пассажиров, был обязан выполнять свои задачи с лайнерской скоростью. И несмотря на все трудности, а может, вопреки им, отечественная авиация "встала на крыло".

Генеральный директор НАК "Узбекистон хаво йуллари" Валерий Тян:

- Структуру авиакомпании Узбекистана можно смело назвать уникальной. Обычно авиакомпания - это самолеты, пилоты, бортпроводники, инженерно-технический состав для обслуживания самолетов и административно-управленческий персонал.

А Национальная авиакомпания - это авиационная структура, включающая в себя не только все эти составляющие, но и 11 аэропортов, национального провайдера аэронавигационного обслуживания воздушного движения - Центр "Узаэронавигация", авиационный ремонтный завод "Uzbekistan Airways Technics", авиакомпанию "Специальные авиационные работы" и другие подразделения. Такая структура была создана по решению Президента Ислама Каримова и многократно доказала за прошедшие годы свою эффективность и устойчивость ко всем кризисам и внешним угрозам.

Еще на заре независимости принята поэтапная, четко сформулированная и продуманная стратегия развития гражданской авиации республики, в основу которой легли неизменные принципы - безопасность, надежность и комфорт. Сотни миллионов долларов были инвестированы в создание современной инфраструктуры, отвечающей международным стандартам. Это позволило обеспечить качество и безопасность услуг авиакомпании на мировой арене.

Создана необходимая правовая база, регулирующая деятельность гражданской авиации страны, эффективная законодательная основа. Выполнение полетов по всей планете невозможно без изучения международного опыта, интеграции в мировую авиатранспортную систему. В 1992 году наша страна стала полноправным членом ICАО - Международной организации гражданской авиации.

Очередными шагами стало вступление авиакомпании в члены Расчетной палаты IATA Clearing House, что открыло дополнительные возможности и позволило оптимизировать финансово-экономическую и коммерческую деятельность, и включение НАК в официальный реестр операторов IOSA. Как отмечают международные эксперты, в Узбекистане действует качественное авиационное законодательство, включающее в себя основные позиции международных стандартов, и структура гражданской авиации в государстве позволяет поддерживать высокий уровень безопасности полетов. Европейское агентство EASA также подтвердило статус "Узбекистон хаво йуллари" как безопасного перевозчика.

Сегодня в условиях жесткой конкуренции многие авиакомпании, чтобы не потерять свою нишу на рынке услуг, оптимизируют расходы за счет приобретения уже бывшей в эксплуатации техники, тем самым фактически подвергая опасности жизнь пассажиров. Политика нашей республики в этом направлении иная - приобретение только самых современных лайнеров, потому что новизна авиационной техники - фактор обеспечения безопасности и регулярности полетов. Более того, при такой схеме обновления флота авиакомпания получает максимально высокий уровень поддержки со стороны производителя самолетов. Это можно видеть на примере того, что все устаревшие Ил-86, Ил-62, Ту-154, Ан-24, Як-40 в интересах безопасности полетов и создания наиболее комфортных условий для пассажиров планомерно заменены на современные Boeing-757 и 767, Airbus А320, а также лайнеры отечественного производства - Ил-114-100.

Авиакомпания готовится к вводу в эксплуатацию двух воздушных кораблей нового типа - Boeing-787-8 Dreamliner, первый из которых пополнит авиапарк, в преддверии празднования 25-й годовщины независимости нашей страны. Этот суперсовременный дальнемагистральный самолет создан на основе передовых технологий и обладает высокой экономической эффективностью и увеличенной дальностью полета. Совершенно новый подход к дизайну салонов обеспечивает максимальные удобства для пассажиров и экипажа. Самолет дает возможность с полным пассажирским салоном выполнять рейсы из аэропортов республики в любые воздушные гавани США и Канады, Австралии, стран Дальнего Востока, Азии и Африки. Напомним, что в июне 2012 года Boeing-787 Dreamliner приземлился в столичном аэропорту в рамках демонстрационного тура.

Вице-президент корпорации "Boeing" Мартин Бентротт:

- Мы являемся долгосрочными партнерами компании "Uzbekistan Airways". Этот год для нас войдет в историю как 20-летний юбилей сотрудничества и год долгожданной поставки в Узбекистан "лайнеров мечты". Начало нашему партнерству было положено еще в 1996 году. Тогда ваша страна приняла первый самолет Boeing-757. Сегодня мы отмечаем значительные этапы в наших надежных взаимоотношениях - это реализация таких совместных проектов, как открытие нового Центра по ремонту композитных материалов самолетов в Узбекистане, и поставка самолетов Boeing-787 Dreamliner. Хочу подчеркнуть, что "Uzbekistan Airways" для нас очень важный партнер, который стал первым заказчиком среди стран СНГ, заключившим контракт на два лайнера. Реализуемые авиакомпанией масштабные проекты свидетельствуют о внимании и всесторонней поддержке Президента и правительства Узбекистана гражданской авиации страны.

Важное место в деятельности НАК  занимает обслуживание авиатехники. Это прерогатива авиаремонтного предприятия "Uzbekistan Airways Technics", услуги которого подтверждены международными сертификатами. НАК поддерживает летную годность своих самолетов и оказывает услуги зарубежным коллегам. Когда на заводе создавали центр по техническому обслуживанию "Боингов" и "Эйрбасов", было немало скептиков. Ныне это предприятие выполняет работы любой сложности - от покраски до капитального ремонта самолетов. Совместно с корпорацией "Boeing - коммерческие самолеты" на заводе создан и запущен в эксплуатацию новый современный Центр по ремонту композитных материалов. Он оснащен новейшими технологиями, позволяющими проводить ремонт металлических и композитных узлов не только флота НАК, но и зарубежных заказчиков, а также новых самолетов Boeing-787 Dreamliner. Учитывая, что композиты - это авиационный строительный материал будущего, можно сказать, что он открывает большие перспективы по развитию деятельности предприятия.

Еще один важный фактор, являющийся приоритетным для отечественных авиаторов, - это постоянное совершенствование системы подготовки кадров. Гражданская авиация Узбекистана всегда отличалась своей школой обучения профессионалов. До того, как пилоту доверят выполнение самостоятельного полета, он должен пройти все этапы: курс теории, занятия на тренажерах, полеты с инструктором и так далее. Современными воздушными судами авиакомпании управляют профессионалы в возрасте от 27 лет. Среди диспетчерского и инженерно-технического состава молодые специалисты уже в 25-30 лет достигают наивысшей квалификации, и им доверяют работу на самых серьезных участках. Авиакомпания имеет свой Учебно-тренировочный центр. Здесь установлены процедурные тренажеры и "Full-flight" - симуляторы современных воздушных судов, на которых летный состав отрабатывает навыки пилотирования в условиях, максимально приближенных к реальным.

Единая, целенаправленная политика развития и модернизации также была реализована в области управления воздушным движением (УВД) страны. Построены и введены в эксплуатацию новые современные мини-центры УВД в аэропортах республики. В начале 2000-х запущена программа по соединению с международными воздушными трассами Юго-Восточной Азии и Океании с Европой и Северной Америкой. Проект получил название "EMARSH". Сегодня он успешно работает, и над нами пролетают самолеты из Америки и Европы в Китай, Австралию, Сингапур, Индию и многие другие страны. В ноябре 2014 года успешно осуществлен проект по внедрению единиц измерения ICАО и уровня отсчета высот относительно среднего уровня моря, что стало не только большим шагом по части модернизации инфраструктуры НАК, но и позволило гармонизировать свои стандарты с международными требованиями.

- Специалисты приступили к внедрению еще одного проекта - переход на современную геодезическую систему WGS-84 для аэронавигации, - говорит директор Центра "Узаэронавигация" Алишер Ашуров. - Благодаря таким преобразованиям аэронавигационная система страны соответствует основным стандартам ICAO.

Динамику и прогресс гражданской авиации страны демонстрирует реализованные планы - крупнейшие в СНГ. Построены новые терминалы в авиагаванях республики. В столичном аэропорту введены в эксплуатацию аэровокзал местных авиалиний "Ташкент-3", блок для пассажиров и Business Loungе "Uzbekistan airways" с высоким уровнем комфортности. Аэропорты имеют не только высокую пропускную способность, но и могут работать при сложных погодных условиях. Все реконструированы и модернизированы, обеспечены надежной и совершенной досмотровой техникой, имеют статус "международных". В сотрудничестве с одним из лидеров международных грузовых перевозок - авиакомпанией "Кореан Эйр" на базе аэропорта "Навои" создан Международный интермодальный центр логистики с современным грузовым терминалом, который является одним из крупнейших и наиболее высокотехнологичных в Центральной Азии. Он связан с основными узлами и логистическими центрами Евразии, включая Инчхон, Милан, Брюссель, Стамбул, Дубай, Дели, Мумбай, Тяньзинь, Бишкек, Дакку, Франкфурт. НАК эффективно использует два грузовых "Боинга" - 767BCF. Наша авиакомпания ведет активную работу по участию в отдельных программах IATA, ICAO, МАК. Подготовлена концепция развития отечественной гражданской авиации до 2030 года.

И это только часть проектов, способных в ближайшей перспективе вывести гражданскую авиацию страны на качественно новый уровень. Многотысячный коллектив "Узбекистон хаво йуллари" остается верным основным критериям в своей деятельности, обеспечивающим статус безопасного, надежного и стабильного авиаперевозчика. Работникам Национальной авиакомпании Родина доверила освоение воздушного пространства под флагом независимого Узбекистана. Именно они продолжают славную историю узбекской гражданской авиации.

(Источник: газета «Деловой партнер.uz»)