а.кодиров

Статья и приоритетные направления развития экономики предвыборной программы кандидата в Президенты Республики Узбекистан от Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш» Алишера Кодирова.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ:

Принятие пятилетней государственной инновационной программы, предусматривающей прекращение участия государства в экономике.

Установление всех льгот и преференций только в рамках закона.

Приватизация сферы оказания коммунальных услуг.

Объявление амнистии капитала до 2026 года, а для предпринимателей - налоговой амнистии.

Внедрение новой системы поддержки малообеспеченных слоев населения, основанной на национальных ценностях.

Содействие благосостоянию населения путем развития экономики Узбекистана - одно из важнейших направлений моей предвыборной программы.

Известно, что преобразования последних пяти лет, системные реформы, направленные на обеспечение благополучия более тридцати пяти миллионов граждан, не только дали зримые результаты, но и содействовали росту авторитета страны в масштабе Центральной Азии и мира.

Идеи и инициативы Узбекистана, прозвучавшие с высоких трибун влиятельных международных организаций, - итог продуманного, прагматичного подхода к актуальным проблемам, волнующим целые регионы. Они придали динамизм сотрудничеству, выведя партнерство на новый уровень. Особый вес реформам придает их социальная направленность.

Впервые в истории Нового Узбеки­стана было объявлено о наличии бедности. Открыто стала обсуждаться тема миграции и мигрантов. Государство твердо встало на защиту прав и интересов своих граждан, работающих за рубежом. Несомненно, это один из важнейших результатов последних лет.

Моя предвыборная программа также содержит отдельные направления по насущным вопросам.

В развитии национальной экономики неоценима роль зарождающегося среднего класса - представителей малого бизнеса и частного предпринимательства. Мы выступаем за создание дополнительных возможностей для класса собственников, укреп­ление правовой базы, позволяющей им твердо стоять на ногах.

Предприниматели выступают главной движущей силой реформ. 75 процентов трудоспособного населения республики занято именно в частном секторе. За счет благоприятной бизнес-среды их доля в валовом внутреннем продукте неуклонно растет. Даже в период пандемии государство создало режим благоприятствования, предоставив льготы и преференции.

С учетом данной тенденции предлагаю резко сократить государственное участие в экономике, принять пятилетнюю государственную инновационную программу. Необходимо приватизировать коммунальный сектор, отдав его в управление частным предпринимателям.

Для достижения поставленных целей Новому Узбекистану необходимо всемерно поощрять и развивать тягу к знаниям, особенно среди молодежи. В эпоху глобализации снижение темпов экономического роста является основной угрозой для общества. А передовая экономика подразумевает наличие высококвалифицированных кадров.

Известно, что сильную социальную политику питает крепкая материальная база. Искоренение бедности во многом зависит и от образовательного уровня населения, целенаправленных действий обладающих знаниями людей. Поэтому основное внимание следует обратить на повышение образовательного уровня.

Анализ деятельности некоторых категорий предпринимателей показывает необходимость объявления налоговой амнистии и амнистии капитала. Считаю, что это позволит отечественным бизнесменам, по неведению нарушившим налоговое законодательство и по сей день имеющим проблемы в этом вопросе, начать все с чистого листа.

В предвыборной программе нашей партии на 2020-2024 годы особое внимание уделено созданию государством организационно-­правовых условий для эффективного функционирования всех видов СМИ, особенно печатных, формированию свободной и здоровой конкурентной среды. Именно поэтому мы предлагаем с участием экспертов и представителей сферы на основе исследования зарубежного опыта тщательно изучить вопрос оправданности налога на добавленную стоимость (НДС), введенного на книжную продукцию.

Не секрет, что два важных документа, принятые Президентом Республики Узбекистан в 2017 году, сыграли большую роль в поддержке соотечественников, занимающихся издательской деятельностью. Это распоряжение «О создании комиссии по развитию системы издания и распространения книжной продукции, повышению и пропаганде культуры чтения», а также постановление «О программе комплексных мер по развитию системы издания и распространения книжной продукции, повышению культуры чтения».

Благодаря этим документам отношение к издательскому делу изменилось. Возрос и интерес к чтению. Это наглядно проявилось в мероприятиях, организуемых в рамках пяти важных инициатив, выдвинутых Президентом.

В частности:

- стали проводиться республиканские конкурсы «Юный чтец» и «Молодая читательская семья», охватывающие школьников и молодые семьи;

- с октября 2019 года проводится ежегодная международная книжная ярмарка «Tashkent Book Fest»;

- за счет средств местных бюджетов в объеме свыше семи миллиардов сумов школьным и ведомственным библиотекам передан миллион экземпляров книжной продукции;

- до 2017 года без учета учебников доля книг в общем объеме печатной продукции составляла 25 процентов, сейчас этот показатель вырос до 40-45 процентов.

Число издательств превысило две сотни. При этом государству принадлежит всего 47 из них. По сравнению с 2016 годом количество частных издательств увеличилось на 288 процентов (в среднем по 55 процентов в год в течение пяти лет).

В настоящее время общая годовая производственная мощность книгоиздательских и полиграфических предприятий достигла 273,6 мил­лиона экземпляров. При этом из реализованного всего 30,1 миллиона книг изданы в твердом переплете (11 процентов).

Рост цен на бумагу и другое сырье в типографской отрасли, а также введение с 1 апреля 2020 года налога на добавленную стоимость (НДС) негативно сказались на деятельности некоторых полиграфических компаний. Налоговое бремя обуславливает снижение объема продажи книг.

К сожалению, находятся и те, кто утверждает, что книга - это товар, и как все остальные товары и услуги она должна облагаться налогом на добавленную стоимость. Но мы не должны забывать, что книга важнее для общества, чем любой другой товар. Именно знания делают экономику сильной, общество - образованным, развитым духовно и интеллектуально.

Международная ассоциация издателей (IPA) и Федерация европейских издателей (FEP) изучили практику введения НДС на книги в 79 странах. Оказалось, что в 31 государстве вообще не существует нагрузки в виде НДС, в более чем 30 странах используются специальные ставки ниже текущих и лишь в 17 - ставка этого вида налога соразмерна обычной ставке налога на добавленную стоимость.

В странах-респондентах, где проводилось изучение, средняя ставка НДС для книг составляет 5,75 процента, для электронных книг - 12,25 процента. В то время, когда во всем мире набирает популярность цифровая экономика, высокие ставки НДС, введенные для электронных книг, пересматриваются. Обратите внимание, хотя НДС был введен в Великобритании в 1973 году, бухгалтерские книги в этот период вообще не облагались налогом. Можно с уверенностью сказать, что содействие государства книжной торговле сыграло важную роль в нынешнем экономическом успехе, а также в развитии науки в Южной Корее, Индии, Норвегии, Саудовской Аравии, Катаре и других странах.

В заключение хочу отметить, что, хотя книга и не предмет повседневного спроса, основными потребителями книжной продукции являются ученики, студенты, пенсионеры. Нам как никогда важно укреплять духовные и просветительские основы. Необходимо уделять больше внимания воспитанию и образованию посредством повсеместной пропаганды чтения. Наша молодежь должна быть не только экономически благополучной, но и духовно зрелой. На этом следует сосредоточить все усилия.

Алишер Кодиров.

Кандидат в Президенты Республики Узбекистан

от Демократической партии «Миллий тикланиш»